Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терминал Девелопмент" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Терминал Девелопмент" на решение Московского областного суда от 21 октября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, судебная коллегия по административным делам
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Терминал Девелопмент" (далее - ООО "Терминал Девелопмент") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указывая на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером N.
Кадастровая стоимость здания по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 229 273 966 руб. 44 коп.
Рыночная стоимость здания согласно отчету об оценке составляет 133 695 000 руб.
Кадастровая стоимость здания превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, ведет к увеличению его налоговых обязательств по уплате налога на имущество организаций, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Решением Московского областного суда от 21 октября 2020 года установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости, равной 218 810 538 руб.
В апелляционной жалобе ООО "Терминал Девелопмент" просит решение Московского областного суда от 21 октября 2020 года отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что заключение повторной судебной экспертизы не соответствует законодательству об экспертной и оценочной деятельности, является ненадлежащим доказательством по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Терминал Девелопмент" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.
Учитывая положения статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу требований части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке), статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с абзацем 8 статьи 3 Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной цены типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
В статье 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Терминал Девелопмент" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В связи этим административный истец является плательщиком налога на имущество организаций.
Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса (пункт 2).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 229 273 966 руб. 44 коп.
На основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту "данные изъяты" ФИО3
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом ФИО3, отчет об оценке, составленный "данные изъяты", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 159 366 000 руб.
В связи с наличием сомнений в обоснованности заключения эксперта "данные изъяты" на основании части 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза.
По результатам повторной судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом "данные изъяты" ФИО4, представлено заключение, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 218 810 538 руб.
Оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82 - 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Оснований не доверять заключению повторной судебной экспертизы не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого нежилого здания основано на детальном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей, выполненных в рамках использованных экспертом подходов.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исследовал и оценил представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости, подтвержденной заключением повторной судебной экспертизы, которое признал надлежащим доказательством.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд обоснованно установилкадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, выбор экспертом только трех объектов - аналогов, наиболее подходящих по параметрам к объекту исследования, не является нарушением требований Закона об оценочной деятельности и не свидетельствует о неоднозначности экспертного заключения.
Ссылка в жалобе на использование объекта-аналога N 3, выставленного на продажу в январе 2017 года, при отсутствии доказательств существенного изменения стоимости недвижимости в течение 2017 года, не может поставить под сомнение правильность определения рыночной стоимости объекта исследования.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном выборе единицы сравнения, о применении корректировки для города Москвы, а не Московской области не опровергают выводы суда, указанные доводы были предметом исследования и проверки в суде первой инстанции, на данные доводы экспертом даны мотивированные пояснения, подтверждающие объективность и правильность экспертного заключения, в связи с этим судом были отклонены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, использованные экспертом объекты-аналоги по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам сопоставимы с объектом исследования, а примененные экспертом корректировки являются достаточными и необходимыми.
Доказательства, подтверждающие недостоверность выводов экспертного заключения относительно величины рыночной стоимости объекта недвижимости, о неправильности произведенных расчетов, а также о недостоверности использованной экспертом информации, как об объекте оценки, так и принятых объектах-аналогах, сторонам не представлены.
С учетом изложенного у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для назначении по административному делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 21 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал Девелопмент" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.