Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Васильевой Т.И, при секретаре Молчановой А.А, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи административное дело N 3а-1108/2020 по апелляционной жалобе Управления имущественных отношений Брянской области на решение Брянского областного суда от 9 ноября 2020 года об удовлетворении административных исковых требований Базюто "данные изъяты" и Митрофанова "данные изъяты" об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года N 1586), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года N 1574), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года N 1573).
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения представителя административных истцов Базюто М.В, Митрофанова Б.Н. - Ерохиной Г, возражавшей относительно апелляционной жалобы, заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего решение суда подлежащим отмене и о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 30 ноября 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года N 1586, опубликованным 5 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению с 1 января 2018 года.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 3 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года N 1574, опубликованным 3 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению с 1 января 2019 года.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 28 ноября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года N 1573, опубликованным 3 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению с 1 января 2020 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2020 годы соответственно под пунктами 1748, 8582, 9258 включено нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес"
Административные истцы Базюто М.В. и Митрофанов Б.Н, являясь собственниками нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", обратились в суд с административным исковым заявлением с учётом уточнений (т.2 л.д.221) об оспаривании пунктов 1748, 8582, 9258 Перечней на 2018-2020 годы в части включения в них указанного нежилого помещения, ссылаясь на то, что ни назначение, ни наименование, ни фактическое использование данного объекта не свидетельствуют о его использовании в качестве объекта, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Включение помещения в оспариваемые Перечни не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает их права, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Брянского областного суда от 9 ноября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование указывает, что суд первой инстанции пришёл к неверному выводу о несоответствии помещения признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку включению в Перечни подлежат нежилые помещения, наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Согласно техническому паспорту спорное нежилое помещение имеет наименование "офис", что является самостоятельным основанием для включения объекта в Перечни.
Участвующим в деле прокурором, представителем административных истцов Базюто М.В. и Митрофанова Б.Н. - Ерохиной Г. поданы возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, заслушав возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя административных истцов Ерохиной Г, заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего решение суда подлежащим отмене и о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, пункта 3 статьи 10, части 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 поименованного кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года N 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
Из приведенных предписаний федерального законодательства нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, при наличии следующих условий: его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов административного дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес"
Согласно устным и письменным объяснениям административного ответчика в оспариваемые Перечни указанный объект недвижимости включен в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проанализировав акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования от 27 марта 2017 года, суд первой инстанции сделал о том, что акт не является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование спорного объекта под офис, поскольку составлен с нарушением Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года N 471-п.
Несогласие с такими выводами апелляционная жалоба не содержит.
Не соглашаясь с решением, административный ответчик приводит в жалобе довод о неправильном применении судом подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данные доводы жалобы обоснованными.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости наименование и назначение спорного объекта обозначено как "нежилое помещение".
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 14 апреля 2011 года, нежилое помещение N31 по ул. 2-я Мичурина в городе Брянске имеет наименование "офис". В разделах III, IV, V технического паспорта наименование объекта указано как "офисные помещения".
Поскольку наименование нежилого помещения предусматривает размещение офиса, постольку, административный ответчик на законных основаниях включил его в Перечень.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно экспликации в состав спорного нежилого помещения входят помещения с наименованием: "лестница", "подвал", "тамбур", "кабинет", "подсобное", "щитовая", "коридор", шкаф", "туалет", "тепловой узел", "лаборатория", "пост", "архив", "холл", "умывальник", "венткамера", "приемная", "лоджия". При этом наименование помещений "кабинет" не тождественно назначению помещения "офис".
Приведённые выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения, поскольку такой критерий как наименование помещения, входящего в состав спорного объекта не имеет значения при включении объекта в Перечень исходя из его наименования.
Как следует из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование нежилого помещения является самостоятельным основанием для признания нежилого помещения объектом налогообложения.
Исходя из изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, решение суда в соответствии с положениями пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в признании недействующими оспариваемых пунктов Перечня.
Руководствуясь статьями 215, 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 9 ноября 2020 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Базюто "данные изъяты", Митрофанова "данные изъяты" о признании недействующим
- с 01 января 2018 года пункта 1748 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года N 1586), - с 01 января 2019 года пункта 8582 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года N 1574), - с 01 января 2020 года пункта 9258 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года N 1573), отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.