Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-160/2020 по кассационной жалобе представителя административного ответчика Лейко Ирины Ивановны на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 16 декабря 2020 г., принятые по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Каламбета Тихона Сергеевича об оспаривании действий командира той же воинской части, начальника федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" (далее - Управление), связанных с расчетом выслуги лет для назначения пенсии.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, удовлетворено административное исковое заявление Каламбета Т.С, который просил признать незаконными действия должностных лиц Управления, отказавших в зачете на льготных условиях при определении выслуги лет для назначения пенсии периоды его службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также возложить на административных ответчиков обязанность по повторному рассмотрению указанного вопроса с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" (далее - постановление Правительства РФ от 28.05.2004 N 254).
Представитель административного ответчика 27 января 2021 г. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные по делу судебные акты ввиду неправильного применения судами норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого представитель, анализируя отдельные положения законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих, приводит совокупность доводов, суть которых сводится к тому, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно применили к спорным правоотношениям нормы постановления Правительства РФ от 28.05.2004 N 254, поскольку Каламбету Т.С. как военнослужащему, увольняемому с военной службы, выслуга лет, дающая право для назначения пенсии, должна подсчитываться по правилам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 28.09.1993 N 941).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд находит судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В настоящем административном деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что Каламбет Т.С. с 21 декабря 2004 г. по 9 апреля 2015 г. проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уволен из указанных органов в связи проведением организационно-штатных мероприятий.
В октябре 2016 г. он поступил на военную службу по контракту в войсковую часть N... Досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта 27 августа 2020 г, исключен из списков личного состава воинской части 31 августа 2020 г.
При подсчете Управлением выслуги лет Каламбета Т.С. периоды его работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ включены в расчет в календарном исчислении, что было оспорено последним в суд.
Удовлетворяя при изложенных обстоятельствах требования административного иска и признавая оспоренные действия административных ответчиков незаконными, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что служба Каламбета Т.С. в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ для назначения пенсии подлежит включению в его выслугу лет на льготных условиях, поскольку такие предписания содержатся в постановлении Правительства РФ от 28.05.2004 N 254.
Кассационный военный суд считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В силу статьи 11 Закона N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации; Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно пункту "а" части первой статьи 13 Закона N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (статья 18 Закона N 4468-1).
Зачисление периодов службы в календарном и льготном исчислении в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) для назначения пенсий после увольнения с военной службы регламентировано постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.
Абзацем 20 пункта 1 указанного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, засчитывается в календарном исчислении служба в органах наркоконтроля в качестве лиц начальствующего состава, в том числе в должностях стажеров.
Периоды службы, засчитываемые на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий уволенным с военной службы военнослужащим, поименованы пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, в данном пункте периоды службы в органах наркоконтроля не предусмотрены.
Таким образом, Управлением стаж службы административного истца в органах наркоконтроля правомерно исчислен для назначения пенсии за выслугу лет на военной службе в календарном исчислении, а выводы судов об обратном - не основаны на вышеприведенных нормах материального права.
Изложенные в судебных актах доводы о том, что при расчете выслуги лет для назначения истцу пенсии необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 254, которое, по мнению судов, дополняет указанное постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, Кассационный военный суд находит несостоятельными, поскольку из содержания названия постановления Правительства РФ от 28.05.2004 N 254 и его пунктов 2 и 3 следует, что оно распространяется исключительно на сотрудников органов наркоконтроля, увольняющихся (уволенных) из этих органов и вопросы исчисления выслуги лет военнослужащим, прекращающим военно-служебные отношения, не регламентирует.
В связи с этим обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административных ответчиков, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения гарнизонного военного суда и апелляционного определения окружного военного суда.
Поскольку исправление ошибки в применении норм материального права не требует установления новых обстоятельств дела, исследования и оценки доказательств, суд кассационной инстанции находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении требований административного иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 16 декабря 2020 г, принятые по административному исковому заявлению Каламбета Тихона Сергеевича, отменить полностью.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Каламбета Т.С. отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 17 марта 2021 г.
Председательствующий: П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.