Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Улановой Э.З. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Улановой Э.З. об оспаривании приказа органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Уланова Э.З. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 5 июля 2019 года N 282-М об отказе в предоставлении земельного участка гражданке Улановой Э.З.
Просила обязать министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым рассмотреть заявление Улановой Э.З. от 21 мая 2019 года о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок, площадью 17883 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Республика Крым, Кировский район, Первомайский сельский совет, за границами населенного пункта, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, по результатам которого принять соответствующее решение.
Решением Кировского районного суда Республики Крым от 26 июня 2020 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной Улановой Э.З. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконностью и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 13 января 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 5 февраля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на допущенные судами нарушения норм материального права, нарушения и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Кировской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым от 31 декабря 2008 года N 1149-р, в том числе Улановой Э.З, дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью до 2 га из земель резерва, расположенного вне границ населенных пунктов Первомайского сельского совета, для ведения личного крестьянского хозяйства.
Земельный участок площадью 17883 +/- 47 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, Кировский район, Первомайский сельский совет, 8 ноября 2016 года поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N.
Уланова Э.З. обратилась 23 мая 2019 года в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав названного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 5 июля 2019 года N 282-М ей было отказано в предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 6 статьи 16 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", в связи с истечением срока действия распоряжения Кировской районной государственной администрации в Автономной Республики Крым от 31 декабря 2008 года N 1149-р.
Удовлетворяя исковые требования, районный суд указал, что поскольку распоряжение, на основании которого административный истец обратился в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым было принято Кировской районной администрацией 31 декабря 2008 года, то есть в период установленный частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК и пунктом 4 Порядка N 313, то оспариваемый приказ является незаконным и нарушает права административного истца на завершение оформления прав на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами районного суда.
В силу пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройств.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, ля завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 7 Порядка к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются копия решения о разрешении на разработку документации (в случае предоставления земельного участка в порядке статьи 13 Закона); документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 3, 4 настоящего пункта.
В силу пункта 13 Порядка в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 июля 2015 года N 547 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги "Завершение оформления права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, начатого до 21 марта 2014 года".
В соответствии с пунктом 2.3. Приказа результатом предоставления государственной услуги является:
- принятие приказа Минимущества о предоставлении земельного участка в собственность или на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- предоставление мотивированного отказа в предоставлении земельного участка (далее - отказ).
В силу подпункта 5 пункта 2.10 Приказа основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является предоставление заявителем решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, предусмотренного частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", утратившего силу по состоянию на 18 марта 2014 года;
К заявлению о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав Улановой Э.З. было представлено распоряжение Кировской районной государственной администрации в АР Крым от 31 декабря 2008 года N 1149-р.
При этом подпунктом 2.2 пункта 2 указанного распоряжения установлено, что граждане обязаны в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 151 Земельного кодекса Украины, предоставить проект землеустройства в райгосадминистрацию для утверждения.
Пунктом 3 распоряжения определено предупредить граждан о недопустимости нарушения подпункта 2.2. пункта 2 распоряжения, что влечет за собой признание его таковым, которое утратило силу.
В соответствии с пунктом 11 стать 151 Земельного кодекса Украины (в редакции, существовавшей на момент принятия распоряжения) срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по ее отвода составляет один год и может быть продлен однократно на такой же срок. В случае если в течение установленного срока проект отвода земельного участка не представлен на утверждение в соответствующий орган, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования относительно его отвода считаются аннулированными.
Таким образом, учитывая ссылку в распоряжении на норму законодательства, действующего в период его издания, о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу в течение одного года, на момент обращения в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым распоряжение Кировской районной государственной администрации в АР Крым от 31 декабря 2008 года N 1149-р, утратило силу.
Доказательства совершения действий, направленных на исполнение распоряжение Кировской районной государственной администрации в АР Крым от 31 декабря 2008 года N 1149-р, истцом не представлено.
Доводы о том, что распоряжение Кировской районной государственной администрации в АР Крым от 31 декабря 2008 года N 1149-р является действующим, поскольку законом Украины от 5 ноября 2009 года N 1702-VI была исключена норма, регулирующая положения о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, являются несостоятельными.
Поскольку административным истцом не представлено решение, на основании которого возможно осуществление процедуры завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым правомерно издан приказ от 5 июля 2019 года N 282-М об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.
Издавая приказ от 5 июля 2019 года N 282-М и отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, административный ответчик действовал в пределах полномочий, постановление принято с соблюдением требований нормативных правовых актов о его форме и виде, а также при соблюдении процедуры его принятия.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 марта 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.