Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда - ФИО1 на решение Советского районного суда города Волгограда от 17 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 19 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Галды А.В. к ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Галда А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда от 11 февраля 2019 года о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и обязать ИФНС по Дзержинскому району города Волгограда исключить сведения о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Советского районного суда города Волгограда от 17 января 2020 года удовлетворены административные требования.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 19 августа 2020 года решение от 17 января 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций. Судами допущено нарушение норм материального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 10 марта 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп. "д", пункт 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что совокупность условий для признания ООО "данные изъяты" фактически прекратившим свою деятельность и принятия ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда решения от 11 февраля 2019 года о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица - ООО "данные изъяты" не имелось.
Суд апелляционной инстанции согласившись с данным выводом суда первой инстанции указал следующее.
Установлено, что 23 июля 2010 года создано ООО "данные изъяты", утвержден Устав общества.
Решением ООО "данные изъяты" от 14 августа 2012 года ФИО2 принят в состав участников общества, в связи с внесением вклада ФИО2 увеличен уставной капитал общества до "данные изъяты" рублей. В связи с изменением состава участников общества решено считать участниками общества: ФИО2 и Галду А.В.
Протоколом общего собрания участников ООО "данные изъяты" от 26 сентября 2012 года удовлетворено заявление Галды А.В. о желании выйти из Общества. Доля Галды А.В. в размере 33, 33% уставного капитала Общества номинальной стоимостью "данные изъяты" рублей перешла к Обществу.
В связи с увеличением уставного капитала до "данные изъяты" рублей, утверждена номинальная стоимость и определен размер долей в уставном капитале Общества: ФИО2. принадлежит одна доля в размере 66, 67 % уставного капитала номинальной стоимостью "данные изъяты" рублей; Галде А.В. принадлежит она доля в размере 33, 33 % уставного капитала номинальной стоимостью "данные изъяты" рублей.
27 октября 2017 года регистрирующим органом в ЕГРЮЛ была внесена "данные изъяты" о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице). Основанием для установления недостоверности послужило не распределение доли, надлежащей обществу в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 14-ФЗ.
11 февраля 2019 года ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица - ООО "данные изъяты"
7 июня 2019 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности общества в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Ссылаясь на положения пункта 4 статьи 21.1, подп. "б" пункта 5 статьи 21.1, часть 7 статьи 22, пункт 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд апелляционной инстанции указал, что из смысла и содержания указанных норм права следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункте 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра юридических лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.
В случае не устранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключению из реестра.
Между тем исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу.
В связи с этим исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.
Указанное согласуется с письмом ФНС России от 9 апреля 2020года N КВ-4-14/6053@ "О направлении обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1".
При принятии решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ уполномоченный орган обязан убедиться в том, что данный субъект действительно не ведет никакой деятельности на протяжении определенного периода, а также не исполняет обязанности, возложенные на него Законом. Выводы уполномоченного органа отражаются в справке о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов по форме, утверждённой Приказом Минфина РФ от 28 февраля 2006 года N 32н.
Однако, как указано судами, при принятии ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда оспариваемого решения, данные требования законодательства выполнены не были.
Как следует из материалов дела, 1 апреля 2019 года директором ООО "данные изъяты" Галда А.В. представлялись сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда (результатах аттестации рабочих мест по условиям труда), проведённых обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года; сведения о застрахованных лицах в ООО "данные изъяты" за период с февраля 2019 года по июля 2019 года; расчёт по страховым взносам от 23 апреля 2019 года; расчет базы для начисления страховых взносов от 1 апреля 2019 года; расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 1 апреля 2019 года; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения от 1 апреля 2019 года.
23 апреля 2019 года и 8 июля 2019 года в адрес МИФН N 10 по Волгоградской области направлено письмо, из которого следует, что в течении 1 и 2 квартала 2019 года ООО "данные изъяты" не начисляло и не выплачивало никаких доходов физическим лицам, не производило удержаний и не перечисляло налог в бюджет.
Также на основании письма ФНС России от 23 марта 2016 года N БС-4-11/4901 ООО "данные изъяты" не обязано представлять расчет 6 - НДФЛ за 1 квартал 2019 года.
Кроме того, для устранения недостоверных сведений в выписке из ЕГРЮЛ в пределах срока, установленного пунктом "б" части 5 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", 18 марта 2019 года директор ООО "данные изъяты" - Галда А.В. направил в адрес инспекции информационное письмо с подтверждением, что учредителем ООО "данные изъяты"" действительно является ФИО2 ООО "данные изъяты" действительно находится по адресу: "адрес"
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки судами первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия пришла к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Волгограда от 17 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 19 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 апреля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.