Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Брянского В.Ю, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Орловского сельского поселения Орловского района о возложении обязанности провести действия, направленные на принятие в муниципальную собственность электросетевых объектов жилищно-коммунального хозяйства, по кассационной жалобе Главы администрации Орловского сельского поселения Орловского района - ФИО4 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, выслушав прокурора ФИО5, согласившегося с обоснованностью доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Орловского района Ростовской области обратился с вышеуказанным иском в суд, ссылаясь на то, что в соответствии с планом работы прокуратуры Ростовской области на 2-е полугодие 2019 года, во исполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017г. N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере", приказа прокурора области от 03.11.2017г. N 123 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере", прокуратурой Орловского района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего функционирование и обеспечение безопасности объектов электросетевого хозяйства, а также соблюдение прав потребителей, в ходе которой установлено следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.2011г. N1493-р утвержден План действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций.
Так, согласно п. 13 (1) Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций срок реализации регистрации органами местного самоуправления прав муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе бесхозяйные объекты, установлен до 01.07.2014г.
Пунктом 14 (1) Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций предусмотрено проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства всех неэффективных государственных и муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства согласно графикам не позднее 01.01.2016г.
По состоянию на 29.08.2019г. администрацией Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области государственная регистрация права муниципальной собственности в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015г.N218-ФЗ (ред. от 02.08.2019г.) "О государственной регистрации недвижимости" не проведена на электросетевые объекты, перечень которых указан в исковом заявлении.
Ссылаясь на то, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты в установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.2011г. N1493-р срок, свидетельствует о бездействии администрации Орловского сельского поселения Орловского района по исполнению Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на повышение качества жилищно-коммунальных услуг путем модернизации жилищно-коммунального хозяйства за счет привлечения значительных объемов инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, а также, не позволяет организовать безубыточную систему ресурсоснабжения, препятствует передаче объектов в муниципальную собственность муниципального образования "Орловское сельское поселение" для исполнения полномочий по организации электроснабжения территории Орловского сельского поселения, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор Орловского района просил обязать администрацию Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области произвести действия, направленные на принятие в муниципальную собственность в установленном законом порядке на вышеуказанные электросетевые объекты жилищно-коммунальной сферы.
Решением Орловского районного суда Ростовской области от 20.01.2020г. в удовлетворении исковых требований Прокурора Орловского района отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 июня 2020 года решение Орловского районного суда Ростовской области от 20 января 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования прокурора Орловского района в интересах неопределённого круга лиц удовлетворены. Суд обязал администрацию Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области произвести действия, направленные на принятие в муниципальную собственность в установленном законом порядке следующих электросетевых объектов жилищно-коммунальной сферы:
- КЛ-10 кВ (ввод в КТП-18 со стороны ВЛ-10кВ Л-3 ПС 110/35/10 кВ "Орловская"), протяженностью 0, 1 км, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, п.Орловский, ул.Горького;
- КЛ-10 кВ (ввод в ЗТП-029 со стороны ВЛ-10кВ Л-3 ПС 110/35/10 кВ "Орловская"), протяженностью 0, 2 км, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, п.Орловский, ул.Горького;
- КЛ-10 кВ (ввод в ЗТП-029 со стороны ВЛ-10кВ Л-6 ПС 110/35/10 кВ "Орловская"), протяженностью 0, 03 км, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, п.Орловский, ул.Горького;
- КЛ-10 кВ (ввод в ЗТП-016 со стороны ВЛ-10кВ Л-5 ПС 35/10 кВ "Победа"), протяженностью 0, 22 км, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, п.Орловский, пер.Первой Конной Армии;
- КЛ-10 кВ (ввод в ЗТП-072 со стороны ВЛ-10кВ Л-5 ПС 35/10 кВ "МСК"), протяженностью 0, 06 км, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, п.Орловский, ул.Лесная;
- ВЛИ-0, 38 кВ (ввод на администрацию Орловского района со стороны ЗТП-34) протяженностью 0, 12 км, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, п.Орловский, ул.Пионерская;
- ВЛИ-0, 38 кВ (ввод на администрацию Орловского района со стороны ЗТП-029), протяженностью 0, 15 км, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, п.Орловский, ул.Пионерская;
- ВЛИ-0, 38 кВ (ввод на многоквартирные дома от КТП-18), протяженностью 0, 1 км, расположенные по адресу: Ростовская область, Орловский район, п.Орловский, пер. Почтовый, 99 и пер. Почтовый, 101;
- КЛ-0, 38 кВ (от дома расположенного по пер. Почтовый, 99 до дома расположенного по пер. Почтовый, 101 в п.Орловский Орловского района Ростовской области), протяженностью 0, 03 км.;
- КЛ-0, 38 кВ (ввод на многоквартирный дом от КТП-82), протяженностью 0, 13 км, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, п.Орловский, ул.Пионерская, 66;
- ВЛИ-0, 38 кВ (ввод на многоквартирные дома от опоры N5 ВЛ-0, 4 кВ Л-2 от КТП-103 к РУ-0, 4 кВ), протяженностью 0, 03 км, расположенные по адресу: Ростовская область, Орловский район, п.Орловский, ул.Ленина, д.255А и ул.Ленина, д.255;
- КЛ-0, 38 кВ (ввод от РУ-0, 4 кВ к дому по ул.Ленина, д.255) протяженностью 0, 03 км, расположенный по адресу: Орловский район, п.Орловский, ул.Ленина, д.255А и ул.Ленина, д.255А;
- КЛ-0, 38 кВ (ввод от РУ-0, 4 кВ к дому по ул.Ленина, д.255А), протяженностью 0, 03 км, расположенный по адресу: Орловский район, п.Орловский, ул.Ленина, д.255А и ул.Ленина, д.255А;
- КЛ-0, 38 кВ (ввод многоквартирный дом от ЗТП-072 к дому по ул.Лесная, протяженностью 0, 1 км, расположенный по адресу: Орловский район, п.Орловский, ул.Лесная, д.6;
- КЛ-0, 38 кВ (ввод многоквартирный дом от ЗТП-072 к дому по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН) протяженностью 0, 1 км, расположенный по адресу: Орловский район, п.Орловский, ул.Лесная, д.6А;
- КЛ-0, 38 кВ (ввод многоквартирный дом от ЗТП-072 к дому по ул.Лесная, д.4), протяженностью 0, 1 км, расположенный по адресу: Орловский район, п.Орловский, ул.Лесная, д.4;
- КЛ-0, 38 кВ (ввод многоквартирный дом по ул.Горького, 36А от КТП-102), протяженностью 0, 1 км, расположенный по адресу: Орловский район, п.Орловский, ул.Горького, 36А;
- КЛ-0, 38 кВ (ввод многоквартирный дом по ул.Листопадная, д.2 от КТП-90), протяженностью 0, 06 км, расположенный по адресу: Орловский район, п.Орловский, ул.Листопадная, д.2 ;
- ВЛ-0, 38 кВ от КТП-057, протяженностью 0, 15 км, расположенный по адресу: Орловский район, п.Орловский, пер.Донской.
В кассационной жалобе Глава администрации Орловского сельского поселения Орловского района - ФИО4, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 июня 2020 года и оставлении без изменения решения суда первой инстанции. Также, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В письменных возражениях прокурор Орловского района Ростовской области просил оставить обжалуемое судебное постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры РФ - Кириенко А.А, согласился с обоснованностью доводов кассационной жалобы, полагая, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 июня 2020 года подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры РФ - Кириенко А.А, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии сп.4 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов вотношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно пункту 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, исходил из того, что спорные объекты воздушных и кабельных линий электропередачи не могут быть отнесены к недвижимому имуществу, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного иска.
Кроме того, суд указал на то, что бремя содержания объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, осуществляющие эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В силу п.1 ст.133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости (п.11 ст.1 ГрК РФ). К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных одним назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность этих объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
В частности, железобетонный столб (опора линии электропередачи) сам по себе не является объектом недвижимого имущества, поскольку не обладает неразрывной связью с землей.
Однако существенным является выяснение вопроса о возможности переноса данной опоры без утраты технических характеристик линии электропередачи в целом, поскольку демонтаж части линейного объекта энергоснабжения может повлечь утрату функциональности линии электропередачи.
В таких условиях для правильного разрешения дела суду надлежало установить обстоятельства, имеющие существенное значение, а именно: является ли самостоятельным объектом опора линии электропередачи или она лишь элемент линии электропередачи как линейного объекта (единого самостоятельного объекта недвижимости), и являются ли линейный объект (линия электропередачи) и объект, к которому ведет линия электропередачи, единым недвижимым комплексом.
Указанный правовой подход приведен в Определении Верховного Суда РФ от 19.07.2016г. N 18-КГ16-61: высоковольтная линия электропередачи представляет собой единый объект вещных прав, ее составные части (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
При установленных судебной коллегией обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что спорные объекты воздушных и кабельных линий электропередачи не могут быть отнесены к недвижимому имуществу, является ошибочным.
При этом отсутствие государственной регистрации на спорные объекты электроснабжения препятствует передаче объектов в муниципальную собственность муниципального образования "Орловское сельское поселение" для исполнения полномочий по организации электроснабжения территории Орловского сельского поселения.
Таким образом, учитывая, что вышеуказанные объекты электроэнергетики расположены в границах одного муниципального образования, не имеют собственника, являются единым имущественным комплексом (ст.133.1 ГК РФ), подлежащим государственной регистрации как единый объект недвижимости, а органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом является администрация Орловского сельского поселения Орловского района, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению действий, направленных на принятие в муниципальную собственность вышеуказанных электросетевых объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Разрешение спора на основе неполно выясненных юридически значимых обстоятельств свидетельствует о нарушении норм материального права и существенном нарушении норм процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таких обстоятельствах постановления суда первой и апелляционной инстанций не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ) полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 июня 2020 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 июня 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.