Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Цыбенова Б.Ц. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 октября 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 14 декабря 2020 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, установил:
постановлением начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 1 октября 2020 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 октября 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 14 декабря 2020 г, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо Цыбенов Б.Ц. просит судебные решения отменить, считая их незаконными, дело направить на новое рассмотрение.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 1 октября 2020 г. (протокол об административном правонарушении N от 28 сентября 2020г.) Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за то, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок - в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования (вручено 13 августа 2020 г, ), не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера, а именно: не обеспечило ФИО8 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления жилого фонда, отвечающее требованиям действующего законодательства и санитарным нормам.
Проверяя законность постановления должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава вмененного правонарушения, отменил постановление и прекратил производства по делу руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. С данным выводом согласился судья вышестоящего суда.
Вместе с тем с решением судьи районного суда и судьи Верховного Суда Республики Бурятия согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, свои выводы об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава административного правонарушения, судебные инстанции мотивировали тем, что требование исполнительного документа не исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, его вина отсутствовала, поскольку на момент исполнения судебного решения об обеспечении ФИО8 жилым помещением, не был сформирован специализированный жилищный фонд, отсутствовало достаточное финансирование, учитывая процедуру приобретения жилья отсутствовала реальная возможность выполнить решение в установленные сроки, в настоящее время проводятся процедуры электронных аукционов на приобретение жилья на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Вместе с тем, недостаточное финансирование, само по себе, не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, о наличии основания для прекращения производства по делу по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Доказательства, подтверждающие доводы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и выводы судов об отсутствии специализированного жилищного фонда и надлежащего финансирования, проведения электронных аукционов, в материалах дела отсутствуют.
Судебными инстанциями фактически не проверено являлись ли меры, на которые ссылается лицо, привлеченное к административной ответственности своевременными, исчерпывающими и достаточными для реального исполнения судебного решения в отношении конкретного взыскателя.
Данных, свидетельствующих о том, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обращалось с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения о предоставлении жилья, а также оснований для применения положений ч.4 ст.24.5 КоАП РФ из представленных материалов также не усматривается.
Таким образом, выводы, приведенные в решениях, не основаны на материалах дела, оснований для прекращения производства по делу по приведенным судами мотивам, не имелось.
Изложенное свидетельствует о том, что, при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судами не выполнены в полом объеме требования ст. 24.1 КоАП РФ.
Допущенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении. в связи с чем решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 октября 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 14 декабря 2020 г. нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ.
Руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Цыбенова Б.Ц. удовлетворить.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 октября 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 14 декабря 2020 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить.
Дело по жалобе защитника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 1 октября 2020 г. направить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.