Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Дугаровой А.Ц. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 июля 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, установил:
постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 30 июня 2020 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 июля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 г, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо Дугарова А.Ц. просит судебные решения отменить, считая их незаконными, а дело направить на новое рассмотрение.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 30 июня 2020 г. (протокол об административном правонарушении N-АП от 27 марта 2020г.) Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за то, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок - в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования (вручено 11 февраля 2020 г.), не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера по состоянию на 21 марта 2020 г, а именно: не обеспечило ФИО5 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления жилого фонда, отвечающее требованиям действующего законодательства и санитарным нормам.
Проверяя законность постановления должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава вмененного правонарушения, отменив постановление и прекратив производства по делу руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. С данным выводом согласился судья вышестоящего суда.
Вместе с тем с выводами судьи районного суда и судьи Верховного Суда Республики Бурятия согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, свои выводы об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава административного правонарушения, судебные инстанции мотивировали тем, что требование исполнительного документа не исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, его вина отсутствовала, поскольку на момент исполнения судебного решения об обеспечении ФИО5 жилым помещением, не был сформирован специализированный жилищный фонд, отсутствовало достаточное финансирование. 18 декабря 2019 г. между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия в лице Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия заключено соглашение N 073-09-2020-467 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем 27 декабря 2019 г, 30 января 2020 г, 5 февраля 2020 г, 18 февраля 2020 г, 16 марта 2020 г, 3 июня 2020 г, 23 июня 2020 г. лицом, привлеченным к административной ответственности, в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ "УКС ПРБ" были направлены письма о потребности в благоустроенных жилых помещениях специализированного фонда; согласован план приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, на 2020 г. В настоящее время проводятся процедуры электронных аукционов на приобретение жилья на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, недостаточное финансирование, само по себе, не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, о наличии основания для прекращения производства по делу по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Доказательства, подтверждающие доводы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и выводы судов об отсутствии специализированного жилищного фонда и надлежащего финансирования, проведения электронных аукционов, в материалах дела отсутствуют.
Судебными инстанциями фактически не проверено являлись ли меры, на которые ссылается лицо, привлеченное к административной ответственности своевременными, исчерпывающими и достаточными для исполнения судебного решения в отношении конкретного взыскателя.
Установив, что Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия обращалось по вопросу недостаточности финансирования, потребности в соответствующих жилых помещениях, судом оценка указанным действиям с учетом положений ч.4 ст.24.5 КоАП РФ не дана.
Таким образом, доводы жалобы заслуживают внимания.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 названного Кодекса, составляет один год.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место 11 марта 2020 г. Срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с указанной даты и истек 11 марта 2021 г.
В силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение данного лица.
Поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возобновления производства по делу исключена.
С учетом изложенного судебные решения, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, отмене не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 июля 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 г, вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ Дугаровой А.Ц. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.