Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Балахнинского городского поселения, поданную через суд первой инстанции 22 января 2021 года, на решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 30 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 октября 2020 года
по административному делу N 2а-222/2020 по административному исковому заявлению прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Балахнинского городского поселения о признании незаконным бездействия по обеспечению содержания контейнерных площадок, мест погребения, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения главы Балахнинского городского поселения Пустырского В.В, Бурцевой Е.Г, представляющей интересы Муниципального образования Балахнинское городское поселение, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Волковой А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия по обеспечению содержания контейнерных площадок, мест погребения незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города по результатам проведенной проверки исполнения требований законодательства при размещении и содержании мест погребения, а также обращения с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации Балахнинского городского поселения выявлены нарушения законодательства в сфере содержания мест погребения и обращения с отходами производства и потребления.
В нарушение пункта 2.1.3 СанПин 42-128-4690-88, пункта 8.2.5 "СанПин 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64, на территории Балахнинского городского поселения отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров, а также контейнеры, предназначенные для накопления твердых бытовых отходов.
Вопреки статье 11 ЗК РФ не разработаны местные программы использования и охраны земель, наличие которых является одной из мер профилактики размещения отходов в несанкционированных местах, а также ликвидации имеющихся свалок. Также в нарушение пункта 1.2 "СанПин 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, не утверждены генеральные схемы очистки населенных пунктов. Меры по ликвидации несанкционированных свалок, реализуемые в рамках ежегодно проводимых мероприятий по санитарной очистке населенных мест, недостаточны и не способствуют снижению несанкционированного размещения отходов, в том числе по причине отсутствия местных программ использования и охраны земель.
По результатам анализа состояния законности в сфере погребения и похоронного дела установлено нарушение статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 6.6, 6.7 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 84 от 28 июня 2011 года, так кладбища, расположенные в Балахнинском муниципальном образовании не оборудованы урнами для сбора мусора, мусоросборниками, не обеспечены хозяйственно-питьевым водоснабжением. Невыполнение требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, содержания мест захоронения, земельного законодательства создает угрозу здоровью людей, способствует несанкционированному размещению отходов на территории населенного пункта, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Определением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 30 июня 2020 года производство по административному делу, в части возложения обязанности по разработке и утверждению программы использования и охраны земель на территории Балахнинского муниципального образования; разработке и утверждения генеральной схемы очистки населенного пункта Балахнинского муниципального образования; обеспечения наличия специальных площадок для размещения контейнеров, а также контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов в п. Балахнинский прекращено, в связи с отказом прокурора от иска в указанной части.
Решением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 30 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 октября 2020 года, административные исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации Балахнинского городского поселения по обеспечению содержания мест погребения, расположенных на территории Балахнинского муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". На администрацию Балахнинского городского поселения возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по оборудованию кладбищ, расположенных в Балахнинском муниципальном образовании, в рабочем поселке "данные изъяты" в кадастровом квартале N, в 1 километре на северо-восток от поселка, площадью "данные изъяты" гектар, на землях лесного фонда - Бодайбинское лесничество, городская дача в эксплуатационном квартале "данные изъяты" в части выделов "данные изъяты", а также в рабочем поселке "данные изъяты" Бодайбинского района Иркутской области, в кадастровом квартале N, расположенном на юго-востоке от поселка, площадью "данные изъяты" гектар: 1) установить урны для сбора мусора; 2) установить мусоросборники. В удовлетворении исковых требований прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Балахнинского городского поселения по обеспечению содержания контейнерных площадок, возложении обязанности на администрацию Балахнинского городского поселения о выполнении работ по оборудованию кладбищ хозяйственно-питьевым водоснабжением отказано.
В кассационной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда. Выражает несогласие с доводами истца о том, что ответчиком не разработана и не утверждена программа охраны земель, генеральная схема очистки территории, поскольку местность, в отношении которой истцом проводилась проверка не находится в пределах муниципального образования, относится к землям лесного фонда. В связи с чем, требования об обязании в отношении указанной территории проводить какие-либо организационные работы с использованием бюджетных средств незаконно. Полагает, что при разрешении судами требований в части обеспечения кладбища урнами и организации площадок для мусоросборников не были учтены климатические особенности региона местонахождения, кроме того нормативные акты регулирующие данные правоотношения носят рекомендательный неимперативный характер, вследствие чего оснований для их удовлетворения не имелось. Обращает внимание, что предписаний со стороны контролирующих органов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части требований к содержанию кладбищ в администрацию Балахнинского городского поселения не поступало, как и жалоб от населения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной прокуратурой проверки соблюдения земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проверки были выявлены нарушения в области содержания кладбищ, расположенных в Балахнинском муниципальном образовании: рабочем поселке "данные изъяты" в кадастровом квартале N, в 1 километре на северо-восток от поселка, площадью "данные изъяты" гектара, на землях лесного фонда - Бодайбинское лесничество, городская дача в эксплуатационном квартале "данные изъяты" в части выделов "данные изъяты", а также в рабочем поселке "данные изъяты" Бодайбинского района Иркутской области, в кадастровом квартале N, расположенном на юго-востоке от поселка, площадью "данные изъяты" гектара: отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников.
Согласно справке амбулатории п. Балахнинский ОГБУЗ "данные изъяты" в период с 2017-2018 годы численность умерших на территории п. Васильевский и п. Балахнинский составляет "данные изъяты" человек.
Общественные кладбища поименованные в административном исковом заявлении расположены на территории Балахнинского муниципальном образовании, их содержание, в том числе обеспечение соблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов к содержанию кладбищ, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Удовлетворяя требования в части признания бездействия администрации Балахнинского городского поселения по обеспечению содержания мест погребения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Балахнинского городского поселения не приняты меры по благоустройству и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на территории кладбищ. Невыполнение администрацией Балахнинского городского поселения гигиенических требований к содержанию кладбищ нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации Балахнинского городского поселения по обеспечению содержания контейнерных площадок, возложении обязанности на администрацию Балахнинского городского поселения о выполнении работ по оборудованию кладбищ хозяйственно-питьевым водоснабжением суд пришел к выводу о невозможности ее исполнения в силу объективных причин
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель выражает несогласие с доводами истца о том, что ответчиком не разработана и не утверждена программа охраны земель, генеральная схема очистки территории, поскольку местность, в отношении которой истцом проводилась проверка не находится в пределах муниципального образования, относится к землям лесного фонда, в связи с чем, требования об обязании в отношении указанной территории проводить какие-либо организационные работы с использованием бюджетных средств незаконны.
Данные доводы кассационной жалобы не подлежат оценке, поскольку, как следует из материалов дела, определением суда 30 июня 2020 года производство по делу в указанной части было прекращено, в связи с отказом административного ситца от иска в указанной части.
Доводы заявителя об ошибочности выводов судов относительно разрешении судами требований в части необходимости обеспечения кладбища урнами и организации площадок для мусоросборников, поскольку не были учтены климатические особенности региона местонахождения подлежат отклонению.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В свою очередь отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", который устанавливает, в том числе и санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения (статья 1) (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона N 8-ФЗ, при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, и принять меры по устранению допущенных нарушений.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Руководство данным органом осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (подпункты 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Пунктом 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, следующее: обваловку территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).
В соответствии с подпунктами 6.6, 6.7 СанПин 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Судами было установлено, что пунктом 22 статьи 6 Устава Балахнинского муниципального образования, статьёй 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года N 13, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения Балахнинского муниципального образования (Балахнинского городского поселения, часть 2 статьи 1 Устава) отнесена организация ритуальных услуг и мест захоронения, в том числе создание с содержание мест накопления твердых коммунальных отходов. Обязанность административного ответчика по содержанию мест погребения - расположенных на территории Балахнинского муниципального образования, а именно рабочих поселках Балахнинский и Васильевский установлена перечисленными выше нормами, и подлежит исполнению независимо от климатических особенностей региона нахождения.
Доводы кассационной жалобы о том, что кладбища не находятся на балансе муниципального образования, расположены на землях лесного фонда и в этой связи расходы на содержание кладбища местным бюджетом не предусмотрены, отклоняются Судебной коллегией, они являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Указанные выше доводы кассационной жалобы, как и иные, не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов установленным обстоятельствам дела соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 30 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.