Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кульменевой Вероники Николаевны, действующей в своих интересах и интересах "данные изъяты" ФИО1, поступившую в суд первой инстанции 15 февраля 2021 г. на решение Ленинского районного суда города Томска от 3 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 4 декабря 2020 г.
по административному делу N 2а-620/2020 по административному исковому заявлению Кульменевой Вероники Николаевны, действующей в своих интересах и интересах "данные изъяты" ФИО1, Маховик Наталии Сергеевны, Чернецовой Светланы Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах "данные изъяты" ФИО2 и ФИО3, Балабановой Галины Дмитриевны, Бербеницкой Ларисы Федоровны, Ромоданова Дениса Константиновича, Ворониной Татьяны Петровны к администрации Города Томска о возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Конаревой И.А, пояснения участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Томского областного суда представителя Кульменеевой В.Н.- Севергиной Я.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кульменева Вероника Николаевна, действующая в своих интересах и интересах "данные изъяты" ФИО1, Маховик Наталья Сергеевна, Чернецова Светлана Сергеевна, действующая в своих интересах и в интересах "данные изъяты" ФИО2 и ФИО3, Балабанова Галина Дмитриевна, Бербеницкая Лариса Федоровна, Ромоданов Денис Константинович, Воронина Татьяна Петровна обратились в суд с административным иском к администрации Города Томска о признании незаконным бездействия по не организации водоотведения жилого дома по адресу: "адрес", и возложении обязанности на административного ответчика организовать водоотведение данного жилого дома любым возможным способом в течение двух месяцев с даты вынесения решения суда по настоящему делу.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками и нанимателями - квартир, расположенных в двухэтажном восьмиквартирном жилом доме по адресу: "адрес" общей площадью 311, 5 кв.м. В квартирах N N N, N, N имеются санузлы. Начиная с лета 2019 г. в жилом доме перестала функционировать система канализации. 27 августа 2019 г. административные истцы обратились в администрацию Ленинского района Города Томска с заявлением об организации водоотведения жилого дома, а 19 ноября 2019 г. - в администрацию Города Томска с аналогичным заявлением. В ответ на указанные обращения городская и районная администрации указали на необходимость собственникам дома своевременно проводить мероприятия по содержанию общего имущества, к которому относится выгребная яма, посредством которой осуществляется водоотведение жилого дома, а подключение - к централизованной системе водоотведения может быть осуществлено путем заключения договора с ООО "Томскводоканал". Поскольку административные истцы лишены системы водоотведения (канализации) жилого дома, то имеет место незаконное бездействие со стороны органа местного самоуправления, на который возложена обязанность по организации водоотведения в границах городского округа, в том числе от данного дома, чем нарушены их права в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Решением Ленинского районного суда города Томска от 3 августа 2020 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 4 декабря 2020 г, решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Кульменева В.Н, действующая в своих интересах и интересах "данные изъяты" ФИО1 ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда города Томска от 3 августа 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 4 декабря 2020 г. и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Вывод суда об организации Администрацией города Томска водоотведения жилого дома, отсутствии бездействия органа местного самоуправления, по мнению подателя кассационной жалобы, не соответствует обстоятельствам дела, не подтвержден доказательствами и не основан на нормах материального права. Указывает, что в нарушение норм действующего законодательства, Администрацией города Томска не приняты меры к выявлению бесхозяйной недвижимой вещи - сети канализации на отрезке от централизованной сети Д=300 мм по переулку Добролюбова к жилому дому, дальнейшей постановке на учет и передаче ООО "Томскводоканал" для эксплуатации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что административные истцы проживают в двухэтажном брусовом восьмиквартирном жилом доме по адресу: "адрес"; Кульменева В.Н. и ФИО1 на основании договора купли-продажи от 24.11.2011, а последняя также на основании договора дарения от 22.12.2011 являются собственниками однокомнатной квартиры N (доля в праве 1/3 и 2/3 соответственно), Чернецова С.С, ФИО2 и ФИО3 на основании договора купли-продажи от 05.06.2018 - собственниками двухкомнатной квартиры N (доля в праве 1/3 у каждого), Балабанова Т.Д. на основании договора передачи от 15.12.2016 - собственником квартиры N Бербеницкая Л.Ф. на основании договора купли-продажи от 30.01.2015 - собственником квартиры N, Ромоданов Д.К. на основании договора дарения от 26.07.2019 - собственником квартиры N, Воронина Т.П. на основании договора купли-продажи от 27.11.2002 - собственником квартиры N, Моховик Н.С. на основании договора социального найма от 11.07.2008 N и дополнительного соглашения от 25.09.2014 является нанимателем квартиры N. В соответствии с техническим паспортом на данный жилой дом, составленным по состоянию на 29.11.1989, указанный дом построен в 1953 году состав инженерного оборудования дома включает: печное отопление, электроосвещение, радио, в составе дворовых сооружений, расположенных на земельном участке по адресу: "адрес", имеется уборная (литер N). При этом в экспликации к поэтажному плану дома в составе помещений, расположенных в квартирах, в квартире N имеется туалет в остальных квартирах имеются умывальные площадью 1 кв.м. Из технических паспортов на квартиры N и N, составленных 28.03.2018 и 09.07.2008 соответственно, а также из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 23.03.2018 в отношении квартиры N и от 05.08.2019 в отношении квартиры N, следует, что данные квартиры оборудованы санузлами с унитазами, раковинами и ванными.
Согласно сообщению ООО "УК Ремстройбыт" от 16.11.2020, договору на оказание услуг и выполнении работ по обслуживанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключенному 28.09.2017 между ООО "УК Ремстройбыт" и собственниками помещений в многоквартирном "адрес" а также ответу на судебный запрос ООО "Томскводоканал" от 10.11.2020, указанный жилой дом имеет законное подключение к централизованной системе холодного водоснабжения, жильцам производится начисление платы за данную услугу. По вопросу обеспечения водоотведения жилого дома, в том числе подключения к централизованной системе водоотведения, административные истцы обращались с заявлениями в администрацию Ленинского района Города Томска, а также в администрацию Города Томска. В ответ на данное обращение администрация Ленинского района Города Томска 04.09.2019 сообщила, что для решения вопроса о подключении дома к сетям централизованной системы водоотведения необходимо получить в обслуживающей данные сети организации ООО "Томскводоканал" технические условия на присоединение к существующим инженерным коммуникациям, администрация района финансировать мероприятия по подключению системы канализации дома к централизованным сетям системы водоотведения за счет бюджетных средств возможности не имеет, так как расходы на эти цели не предусмотрены сметой расходов муниципального образования. Администрация Города Томска в своих ответах от 12.12.2019 и 28.12.2019 сообщила, что по "адрес" проходит сеть централизованного водоотведения Д-400 мм, расстояние от которой до жилого дома составляет около 7, 5 м. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения осуществляется в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, для заключения договора технологического присоединения необходимо обратиться в ООО "Томскводоканал".
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что в жилом доме по адресу: "адрес", централизованная система водоотведения отсутствует, при этом каких-либо законных оснований для возложения на административного ответчика обязанности организовать централизованное водоотведение жилого дома не имеется, поскольку действующим законодательством закреплена не обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоотведения, а полномочия, которые могут быть реализованы ими в данном сфере, при этом законодательство допускает, что в границах муниципальных образований централизованная система водоотведения может отсутствовать, и предусматривает для этих случаев специальные правила вывоза жидких отходов с неканализированных объектов.
Суд апелляционной инстанции проверяя законность обжалуемого судебного акта не согласился в данной части с выводами решения суда первой инстанции, между тем, пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований административных истцов.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N131-ФЗ) относит к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 37 Федерального закона N131-ФЗ полномочиями по решению вопросов местного значения уставом муниципального образования наделяется местная администрация.
В силу подпункта 1.4 пункта 1 статьи 8, пункта 1.9 статьи 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 N 1475, организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения; полномочия по организации в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, возложены на администрацию Города Томска.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее- Федеральный закон N 416-ФЗ).
Под водоотведением, в соответствии со статьей 2 Федерального закона N416-ФЗ, понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2). Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28). Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9). Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункт 23).
Гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Федерального закона N416-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона N416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод.
Таким образом, в действующем законодательстве закреплены пределы деятельности органов местного самоуправления по организации водоотведения.
Из пункта 2.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, следует, что при размещении жилых зданий предусматривается их обеспечение водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, электроснабжением.
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 содержит требование предусматривать в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается строительство одно- и двухэтажных жилых зданий с неканализированными уборными.
Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам водоотведения урегулирован статьей 18 Федерального закона N416-ФЗ, а также главой IV Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 29.07.2013 N 644, в соответствии с которыми, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам водоотведения осуществляется на основании заявления заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения к централизованной системе водоотведения, в том числе застройщики, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе. водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При наличии технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления водоотведения, организация, осуществляющая водоотведение не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Из указанного следует, что орган местного самоуправления не осуществляет непосредственное подключение объектов капитального строительства к сетям водоотведения, а содействует в организации в неканализированных районах централизованной системы водоотведения.
При этом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности. Использование законодателем формулировки "организация" при определении полномочий органов местного самоуправления означает, что задача органов местного самоуправления состоит в оказании рейдирующего распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, и при этом недопустимо возложение на муниципальные образования финансового обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из статусных характеристик иных субъектов как самостоятельных участников гражданского оборота (Постановление от 13.10.2015 N26-П, Определение от 26.10.2017 N2493-О).
Судом апелляционной инстанции установлено, что Администрацией города Томска организовано централизованное водоотведение на территории города Томска, на которой расположен жилой дом "адрес", в том числе по "адрес"; определена гарантирующая организация, осуществляющая водоснабжение и водоотведение, а также эксплуатирующая водопроводные и канализационные сети в соответствии с постановлением администрации города N494 от 4 июня 2015- ООО "Томскводоканал".
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что указанный многоквартирный жилой дом фактически подключен к централизованной системе водоотведения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что администрацией Города Томска организовано водоотведение применительно к дому по адресу: "адрес", оснований говорить о наличии со стороны администрации муниципального образования незаконного бездействия по решению данного вопроса и о необходимости возложения на нее обязанности организовать водоотведение (канализацию) любым возможным способом, в том числе оборудованием выгребной канализации, не имеется, поскольку жилой дом имеет фактически выполненное подключение к централизованной системе водоотведения.
При этом, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что имеется соответствующий договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, заключенный между ООО "Томскводоканал" и жильцами дома "адрес", между тем вопросы исполнения сторонами условий данного договора, а также технического состояния и работоспособности присоединенной сети находятся за рамками того бездействия, которое является предметом рассмотрения по настоящему административному делу.
Учитывая установленные обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом положений законодательства, для правильного разрешения настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судом, являются установление полномочий ответчика в сфере водоотведения, порядок реализации указанных полномочий, наличие правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по организации водоотведения в данном жилом доме.
Вопреки доводам административного истца, судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы подателя жалобы о непринятии Администрацией города Томска мер к выявлению бесхозяйной сети канализации на отрезке от централизованной сети Д=300 мм по переулку Добролюбова к жилому дому подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не являлись предметом рассмотрения настоящего административного дела, исходя из предмета и оснований административного искового заявления.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами нижестоящих судов по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться, доводы жалобы выводы суда не опровергают, повторяют позицию административного истца, изложенную в исковом заявлении и апелляционной жалобе, о нарушении судом норм процессуального и материального права не свидетельствуют.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Кульменевой Вероники Николаевны, действующей в своих интересах и интересах "данные изъяты" ФИО1 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Томска от 3 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 4 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.