Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-822/2020, УИД 38RS0034-01-2019-004452-44 по иску Халова Андрея Владимировича к Федеральному государственному автономному учреждению "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным возврата листков нетрудоспособности, признании незаконными требования работодателя о приведении листков нетрудоспособности в соответствии с приказом, установлении факта дискриминации, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 ноября 2020 г, заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Халов А.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному автономному учреждению "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (далее также - ФГАУ "Оборонлес" Министерства обороны в Российской Федерации) о признании незаконным возврата листков нетрудоспособности, признании незаконным повторный отказ в оплате принятых листков нетрудоспособности, признании незаконным требования привести листки нетрудоспособности в соответствии с пунктом 60 главы IX Приказа Минздрава России от 29 июня 2011 г. N 624н, установлении факта дискриминации в сфере труда, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Халов А.В. указал, что в период с 20 января 2017 г. по 25 июля 2019 г. состоял в трудовых отношениях с ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России (Шелеховский филиал). 25 июля 2019 г. уволен по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение прогула. При увольнении в отношении него был совершён грабёж с применением насилия, он был избит, защищая свои имущественные права на личное компьютерное оборудование и средства оргтехники, которые использовал для работы на протяжении 2, 5 лет, поскольку в нарушение постановления Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14, как специалист по охране труда не был обеспечен современной оргтехникой и использовал для работы привезённое из дома компьютерное оборудование и оргтехнику. После избиения он просил членов банды, в том числе директора Шелеховского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России Юдина И.Г, вызвать полицию. Однако его просьба была проигнорирована. Когда члены банды разбежались из его кабинета, он вызвал полицию. Однако полиция на место преступления прибыть отказалась. Прождав полицию в своём кабинете до 18-30 час, он убыл в отдел МВД по Шелеховскому району на общественном транспорте, где написал заявление о привлечении к уголовной ответственности членов банды за грабёж с применением насилия. Приехав домой, в состоянии аффекта, стресса, в связи с увольнением, ограблением и избиением, он почувствовал себя очень плохо. 26 июля 2019 г. его состояние ухудшилось, в связи с чем была вызвана скорая помощь. Далее он находился на больничном, а после его закрытия, при первой возможности приехал 18 сентября 2019 г. в Шелеховский филиал ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России и попытался предъявить листки нетрудоспособности к оплате.
В приёме и регистрации в установленном законом порядке его заявления на оплату листов нетрудоспособности с приложенными к нему лисками нетрудоспособности и реквизитами на перечисление денежных средств ему было отказано в непосредственном присутствии при этом директора Шелеховского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России Юдина И.Г, несмотря на то, что никаких оснований для отказа не было. Отказав в приёме заявления на оплату больничных листов, директор Шелеховского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России нарушил Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", а также трудовые права на получение оплаты периода нетрудоспособности, наступившей в течение месяца с момента увольнения работника.
Халов А.В. просил суд признать незаконным отказ работодателя принять у уволенного работника Халова А.В. листки нетрудоспособности, наступившей в течение 30 дней с момента увольнения, и оплатить ему период нетрудоспособности, наступившей в течение 30 дней с момента увольнения.
Признать незаконным отказ директора Шелеховского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России Юдина И.Г, принять у гражданина Халова А.В. заявление в порядке приёма заявлений граждан.
Взыскать с ответчика в счёт компенсации понесённого Халовым А.В. материального вреда в связи с нарушением его трудовых прав 10 000 руб, компенсацию морального вреда 50 000 руб.
В ходе судебного разбирательства Халов А.В. уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным возврат Халову А.В. ответчиком принятых у истца листков нетрудоспособности, наступившей в течение 30 дней с момента увольнения; признать незаконным повторный отказ ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России в оплате принятых у истца листков нетрудоспособности, наступившей в течение 30 дней с момента увольнения; признать незаконным требование ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России к истцу привести листки нетрудоспособности в соответствии с нормами пункта 60 главы IX Приказа Минздрава России от 29 июня 2011 г. N 624н; признать наличие в действиях ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России факта дискриминации Халова В.А. в сфере труда; взыскать с ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России в пользу Халова А.В. в счёт компенсации морального вреда в связи с нарушением трудовых прав, дискриминацией в сфере труда и испытанным в результате этого унижением 150 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований Халова А.В. к ФГАУ "Оборонлес" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным возврата листков нетрудоспособности, признании незаконным повторного отказа в оплате принятых листков нетрудоспособности, признании незаконным требований о приведении листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 60 главы IX Приказа Минздрава Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, признания наличия факта дискриминации в сфере труда, взыскании компенсации морального вреда в размере 150 000 руб, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 ноября 2020 г. решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 июня 2020 г. в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными отказа в оплате листков нетрудоспособности, требования о приведении листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 60 главы IX Приказа Минздрава Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, взыскании компенсации морального вреда, отменено. В отменённой части принято новое решение.
Признаны незаконными отказ ФГАУ "Оборонлес" Министерства обороны Российской Федерации (Шелеховский филиал) в оплате листков нетрудоспособности Халову А.В, требование ФГАУ "Оборонлес" Министерства обороны Российской Федерации (Шелеховский филиал) к Халову А.В. привести листки нетрудоспособности в соответствии с пунктом 60 главы IX Приказа Минздрава Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н.
С ФГАУ "Оборонлес" Министерства обороны Российской Федерации (Шелеховский филиал) в пользу Халова А.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 руб.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФГАУ "Оборонлес" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 ноября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Халов А.В. состоял в трудовых отношениях с Федеральным государственным автономным учреждением "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации в должности специалиста по охране труда, приказом директора Шелеховского филиала Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации N от 25 июля 2019 г. уволен за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей - прогула, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, подпункт "а" пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В период с 29 июля 2019 г. по 20 августа 2019 г, с 21 августа 2019 г. по 28 августа 2019 г. Халов А.В. находился на больничном, что подтверждается выданными ОГАУЗ Медсанчасть ИАПО листками нетрудоспособности.
27 сентября 2019 г. Халов А.В. обратился с заявлением в Шелеховский филиал ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России об оплате периода нетрудоспособности с 29 июля 2019 г. по 28 августа 2019 г. в установленном законом порядке, приложив к указанному заявлению листки нетрудоспособности, выданные ОГАУЗ "Медсанчасть ИАПО" г. Иркутска 2 августа 2019 N и 20 августа 2019 г. N.
Рассмотрев указанное заявление Халова А.В, Шелеховский филиал ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России возвратил листки нетрудоспособности в связи с оформлением указанных листков нетрудоспособности ненадлежащим образом.
30 сентября 2019 г. Шелеховский филиал ФГАУ "Оборонлес" направил в адрес Главного врача ОГАУЗ Медсанчасть ИАПО письмо с просьбой дать соответствующие разъяснения о причинах выдачи листка нетрудоспособности от 2 августа 2019 г. N Халову А.В. за прошедшее время (с 29 июля 2019 г. по 1 августа 2019 г.), а также причину нарушения пункта 60 главы IX Приказа Минздрава России от 29 июня 2011 г. N 624н.
В ответ на обращение Шелеховского филиала ФГАУ "Оборонлес" ОГАУЗ "Медсанчасть ИАПО" в ответе от 3 октября 2019 г. указало, что согласно статье 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей. В отметке о лицах, содержащейся в амбулаторной карте Халова А.В, проживающего по адресу: и "адрес", которым он доверяет информацию о состоянии своего здоровья, ФГАУ "Оборонлес" не значится. На основании изложенного, предоставить информацию не представляется возможным.
16 октября 2019 г. Шелеховским филиалом ФГАУ "Оборонлес" направлен повторный запрос на имя Главного врача ОГАУЗ Медсанчасть ИАПО о даче разъяснений о причинах выдачи листка нетрудоспособности от 2 августа 2019 г. N Халову А.В. за прошедшее время с 29 июля 2019 г. по 1 августа 2019 г, а также причину нарушения пункта 60 главы IX Приказа Минздрава России от 29 июня 2011 г. N 624н, в связи с тем, что данный вопрос находится на контроле в Военной прокуратуре. Письмо от 3 октября 2019 г. N содержит неточные данные, а также в нём не отражена информация по существу заданных вопросов.
В ответ на повторный запрос Главный врач ОГАУЗ "Медсанчасть ИАПО" сообщил, что листки нетрудоспособности Халову А.В. N, N, действительно были выданы в ОГАУЗ "Медсанчасть ИАПО", о чём свидетельствует запись в журнале выдачи листков нетрудоспособности форма 036у. Листок нетрудоспособности N с 29 июля 2019 г. по 20 августа 2019 г. обоснованно выдан прошедшим числом по решению врачебной комиссии, о чём свидетельствуют запись в журнале учёта клинико-экспертной работы форма N. В связи с отсутствием в листке нетрудоспособности N подписи председателя врачебной комиссии за период с 29 июля 2019 г. по 6 августа 2019 г, данный листок нетрудоспособности будет аннулирован. Халову А.В. разъяснено, что при обращении ему будет выдан дубликат испорченного листа нетрудоспособности N. Лист нетрудоспособности N с 21 августа 2019 г. по 28 августа 2019 г. выдан без нарушений, обоснованно.
24 октября 2019 г. Халов А.В. повторно обратился с заявлением на имя директора Шелеховского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России об оплате ему периода нетрудоспособности с 29 июля 2019 г. по 28 августа 2019 г, с приложением листка нетрудоспособности N, выданного 22 октября 2019 г. (взамен первоначального); листка нетрудоспособности N, выданного 20 августа 2019 г, копией трудовой книжки, реквизитов для перечисления пособия.
Рассмотрев поступившее заявление, ответчик 28 октября 2019 г. произвёл оплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 11 038, 06 руб, что подтверждается платежным поручением N от 28 октября 2019 г.
На основании платёжного поручения N от 19 декабря 2019 г. Халову А.В. ответчиком перечислена компенсация за задержку выплаты пособия по временной нетрудоспособности на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, сославшись на положения абзаца 5 пункта 56, пункта 57, пункта 60 Приказа Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности", положения Федерального закона от 25 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, исходил из того, что предъявленный Халовым А.В. для оплаты листок временной нетрудоспособности N выдан ОГАУЗ "Медсанчасть ИАПО" 2 августа 2019 г. с нарушением пункта 60 главы IX Приказа Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности", в связи с чем ответчик вправе был не принимать указанный листок временной нетрудоспособности к оплате, как листок нетрудоспособности, который был выдан в продолжение первичного листка нетрудоспособности, при отсутствии оформленного в соответствии с требованиями Порядка первичного документа.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что взамен листка временной нетрудоспособности N, выданного ОГАУЗ "Медсанчасть ИАПО" 2 августа 2019 г. с нарушением порядка оформления, Халову А.В. выдан дубликат листка временной нетрудоспособности, после предъявления которого ответчик произвёл начисление и выплату пособия по временной нетрудоспособности с выплатой компенсации за задержку выплаты пособия.
Факта дискриминации в отношении истца ответчиком судом не установлено.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что возврат листков нетрудоспособности истцу, в связи с нарушением пункта 60 главы IX Приказа Минздрава России от 29 июня 2011 г. N 624н, сам по себе не свидетельствует об обстоятельствах дискриминации истца в сфере труда.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными отказа в оплате листков нетрудоспособности и о приведении листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 60 главы IX Приказа Минздрава России от 29 июня 2011 г. N 624н, взыскании компенсации морального вреда, сославшись на пункт 68 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 июня 2011 г. N 624н указал, что оснований для отказа в выплате истцу страхового обеспечения не имелось, поскольку негативные последствия выдачи медицинским учреждением неправильно оформленного листка нетрудоспособности возлагаются непосредственно на данное медицинское учреждение, а не на застрахованное лицо и страхователя, что, в свою очередь, даёт право Фонду обратиться с иском о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по неправильно оформленным листкам нетрудоспособности непосредственно к медицинскому учреждению.
Установив, что у ответчика отсутствовали правовые основания для возвращения истцу листков нетрудоспособности для приведения их в соответствие с требованиями пункта 60 главы IX Приказа Минздрава Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции принял во внимание характер и обстоятельства нарушения трудовых прав истца, принцип разумности и справедливости, в связи с чем счёл возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что листок нетрудоспособности выдаётся непосредственно работнику, который направляет (передаёт) листок нетрудоспособности работодателю, в связи с чем, неправильно оформленный листок нетрудоспособности возвращается работнику, который в дальнейшем предоставляет его в медицинскую организацию, выдавшую листок нетрудоспособности, для приведения его в соответствие, в связи с чем, ответственность за предоставление листка нетрудоспособности, как работодателю, так и медицинской организации несёт работник, отмену апелляционного определения не влекут, поскольку правильность выводов судебной коллегии не опровергают.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ) ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Статьёй 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определённые виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счёт собственных средств.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности. Пунктом 1 статьи 22 названного Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтверждённого страхового случая.
При этом положениями статьи 10 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, возложена на застрахованное лицо.
В силу пункта 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н (в редакции от 10 июня 2019 г.) (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности) листок нетрудоспособности выдаётся застрахованным лицам - гражданам Российской Федерации, постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), указанным в статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее также - Федеральный закон от 26 декабря 2006 г. N 255-ФЗ) установлено, что финансирование выплаты пособия по беременности и родам осуществляется за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Согласно статье 5 Федерального закона от 26 декабря 2006 г. N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Из положений статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2006 г. N 255-ФЗ следует, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Статьёй 4.6 Федерального закона от 26 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счёт уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в части 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведённых ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объёме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведённые с нарушением установленных правил или не подтверждённые документами (в том числе не возмещённые страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачёту не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно пунктам 5 и 6 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию.
Листок нетрудоспособности выдаётся гражданину медицинской организацией по его желанию в день обращения либо в день закрытия листка нетрудоспособности.
Продление и (или) закрытие листка нетрудоспособности осуществляется медицинской организацией, в которую гражданин был направлен (обратился) на лечение.
В случае длительного лечения медицинская организация выдаёт новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно оформляет предыдущий листок нетрудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
Согласно пункту 8 Порядка выдачи листков нетрудоспособности оформление листков нетрудоспособности осуществляется в соответствии с главой IX настоящего Порядка.
Проверка соблюдения установленного порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 10 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
В силу пункта 68 Порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделён, и тем более не на застрахованное лицо.
Основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности у истца, удостоверены спорными листками нетрудоспособности.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу, что у ответчика отсутствовали правовые основания для возвращения истцу листков нетрудоспособности для приведения их в соответствие с требованиями пункта 60 главы IX Приказа Минздрава Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, поскольку негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на застрахованное лицо.
Выявленные недостатки в оформлении соответствующего листка нетрудоспособности (отсутствие в листке нетрудоспособности N подписи председателя врачебной комиссии за период с 29 июля 2019 г. по 6 августа 2019 г.), не влияют на обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия страхователем больничного листка к оплате.
Доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание выводов суда об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене определения судебной коллегии служить не могут, поскольку применительно к положениям 379.7, 390 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Принятое по делу определение суда апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определённых юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего является законным.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступившего в силу и правильного по существу судебного постановления по материалам дела и доводам кассационной жалобы, не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.