Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1046/2020 (УИД 70RS0009-01-2020-000090-91) по иску Сыровненко Александра Борисовича к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N1 о признании незаконным решений, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, произвести расчет размера пенсии, назначить досрочную страховую пенсию по старости, назначить ежемесячную доплату к пенсии, произвести расчет размера ежемесячной доплаты к пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 7 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения Сыровненко Александра Борисовича об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сыровненко Александр Борисович (далее - Сыровненко А.Б, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N1 (далее - Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Томской области, ответчик) о признании незаконным решений, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, произвести расчет размера пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости, назначении ежемесячной доплаты к пенсии, произвести расчет размера ежемесячной доплаты к пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области (далее - УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области) от 18 ноября 2019 г. Сыровненко А.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия права. Решением УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области от 09 декабря 2019 г. Сыровненко А.Б. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N1563 ввиду отсутствия права. С указанными решениями пенсионного органа Сыровненко А.Б. не согласен, считал, что нарушено его право на досрочную страховую пенсию по старости за работу с вредными условиями труда.
Сыровненко А.Б. просил суд признать незаконным решение УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области от 18 ноября 2019 г..N 190000079897/283945/19 об отказе засчитать в льготный стаж по Списку N1 периоды работы с 1 октября 1992 г..по 29 июля 2012 г, с 31 июля 2012 г..по 18 мая 2014 г..; признать незаконным решение УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области от 9 декабря 2019 г..N 190000082178/310232/19 об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г..N 1563; возложить на УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области обязанность засчитать в специальный трудовой стаж истца по Списку N1 следующие периоды работы: с 1 октября 1992 г..по 14 марта 1994 г..в качестве слесаря КИПиА по 6 разряду на участке по ремонту и обслуживанию АСУТП в цехах N1, 2, 3 ОГП ХМЗ; с 15 марта 1994 г..по 31 декабря 2002 г..в качестве инженера по радиоэлектронике по II производству по 7 разряду Аналитической лаборатории ХМЗ ФГУП "СХК"; с 10 января 2003 г..по 26 июля 2012 г..в качестве инженера по радиоэлектронике по III категории 8 разряда Аналитической лаборатории (по работе с радиоактивными веществами) ХМЗ в ООО "Прибор-Сервис"; с 27 июля 2012 г..по 29 июля 2012 г, с 31 июля 2012 г..по 18 мая 2014 г..в качестве инженера по КИПиА (лабораторного оборудования) на участке ремонта средств измерений и средств автоматики, технического обслуживания и текущего ремонта автоматической пожарной сигнализации ХМЗ; произвести расчет размера страховой пенсии по старости с учетом данного стажа с 4 декабря 2019 г..; возложить на УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 4 декабря 2019 г..; возложить на УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области обязанность назначить истцу ежемесячную доплату к пенсии (ДМО) в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г..N 1563 и произвести расчет размера ежемесячной доплаты к пенсии на основании справок АО "СХК" N 41/150 от 23 декабря 2019 г, N 38/19 от 30 декабря 2019 г..- с 4 декабря 2019 г..
Определением Северского городского суда Томской области от 14 февраля 2020 г. произведена замена стороны ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области его правопреемником Государственным учреждением - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N1.
Решением Советского районного суда г. Томска Томской области от 30 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований Сыровненко А.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 7 октября 2020 г..решение Советского районного суда г..Томска Томской области от 30 июня 2020 г..отменено, принято новое решение, которым исковые требования Сыровненко А.Б. к Центру ПФР N1 по установлению пенсий в Томской области удовлетворены. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа ЗАТО Северск Томской области от 18 ноября 2019 г..об отказе засчитать в льготный стаж Сыровненко А.Б. по Списку N1 периоды работы с 1 октября 1992 г..по 29 июля 2012 г, с 31 июля 2012 г..по 18 мая 2014 г..Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа ЗАТО Северск Томской области от 9 декабря 2019 г..об отказе Сыровненко А.Б. в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г..N 1563.
На Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Томской области возложена обязанность засчитать в специальный трудовой стаж истца по Списку N1 следующие периоды работы: с 1 октября 1992 г..по 14 марта 1994 г..в качестве слесаря КИПиА по 6 разряду на участке по ремонту и обслуживанию АСУТП в цехах N1, 2, 3 ОГП ХМЗ; с 15 марта 1994 г..по 31 декабря 2002 г..в качестве инженера по радиоэлектронике по II производству по 7 разряду Аналитической лаборатории ХМЗ ФГУП "СХК"; с 10 января 2003 г..по 26 июля 2012 г..в качестве инженера по радиоэлектронике III категории 8 разряда Аналитической лаборатории (по работе с радиоактивными веществами) ХМЗ в ООО "Прибор-Сервис"; с 27 июля 2012 г..по 29 июля 2012 г, с 31 июля 2012 г..по 18 мая 2014 г..в качестве инженера по КИПиА (лабораторного оборудования) на участке ремонта средств измерений и средств автоматики, технического обслуживания и текущего ремонта автоматической пожарной сигнализации ХМЗ; произвести расчет размера трудовой пенсии Сыровненко А.Б. с учетом данного стажа с 4 декабря 2019 г..На Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Томской области возложена обязанность назначить Сыровненко А.Б. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 4 декабря 2019 г..На Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Томской области возложена обязанность назначить Сыровненко А.Б. ежемесячную доплату к пенсии (ДМО) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г..N 1563 и произвести расчет размера ежемесячной доплаты к пенсии на основании справок АО "СХК" N 41/150 от 23 декабря 2019 г, N 38/19 от 30 декабря 2019 г, с 4 декабря 2019 г..
В кассационной жалобе Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Томской области просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Сыровненко А.Б. и АО "Сибирский химический комбинат" поданы возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Решением УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области от 18 ноября 2019 г. Сыровненко А.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием права. Не включены следующие периоды (из числа спорных): с 1 октября 1992 г. по 14 марта 1994 г. в качестве слесаря КИПиА по 6 разряду на участке по ремонту и обслуживанию АСУТП в цехах N1, 2, 3 ОГП ХМЗ; с 15 марта 1994 г. по 31 декабря 2002 г. в качестве инженера по радиоэлектронике по II производству по 7 разряду Аналитической лаборатории ХМЗ ФГУП "СХК"; с 10 января 2003 г. по 26 июля 2012 г. в качестве инженера по радиоэлектронике III категории 8 разряда Аналитической лаборатории (по работе с радиоактивными веществами) ХМЗ в ООО "Прибор-Сервис"; с 27 июля 2012 г. по 29 июля 2012 г, с 31 июля 2012 г. по 18 мая 2014 г. в качестве инженера по КИПиА (лабораторного оборудования) на участке ремонта средств измерений и средств автоматики, технического обслуживания и текущего ремонта автоматической пожарной сигнализации ХМЗ.
Решением УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области от 9 декабря 2019 г. Сыровненко А.Б. отказано в установлении дополнительного материального обеспечения за работу в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации по заявлению от 4 декабря 2019 г, поскольку страховая пенсия по старости Сыровненко А.Б. не назначена (в связи с отсутствием права).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работы, на которых был занят истец в заявленные периоды, не предусмотрены списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции.
При этом исходил из того, что средства КИПиА, ремонт которых производил истец в указанный период, находилось в составе технологического оборудования, неотделимо от него, работодатель отнес данный период работы истца к коду 12413000-1754а подраздела 13 Раздела XXIV "Атомная энергетика и промышленность" Списка N1, в связи с чем суд апелляционной инстанции включил период с 1 октября 1992 г. по 14 марта 1994 г. в специальный страховой стаж истца.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводам о незаконности отказа в удовлетворении судом первой инстанции требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 15 марта 1994 г. по 31 декабря 2002 г, с 10 января 2003 г. по 26 июля 2012 г, с 27 июля 2012 г. по 29 июля 2012 г, с 31 июля 2012 г. по 18 мая 2014 г, поскольку в индивидуальных сведениях о трудовом стаже застрахованного лица работодателем в указанные периоды работа истца квалифицирована по коду 12415000-17541 раздела XXIV "Атомная энергетика и промышленность", что явилось основанием для удовлетворением требований.
Также суд апелляционной инстанции нашел подлежащими удовлетворению требования истца о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 и возложении на ответчика обязанности произвести расчет размера ежемесячной доплаты к пенсии на основании справок работодателя.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не находит.
Данные выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, работой с особо вредными условиями труда является работа по изготовлению, сборке (разборке) и испытании (в том числе подрывом) изделий с применением урана, тория, плутония, трития в качестве рабочего, специалиста и руководители предприятий, научных отделов научно-исследовательских организаций, постоянно занятые на работах в условиях радиационной вредности и на ремонте технологического оборудования, загрязненного радиоактивными веществами (раздел XXIV п. 12413000-1754a).
Согласно Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено - раздел XXIV "Атомная энергетика и промышленность", подраздел 15 - работы в лабораториях предприятий и в производствах, перечисленных в подразделах 1 - 3 и 5 - 14 настоящего раздела; код 12415000-17541 - рабочие, специалисты, руководители и научные работники, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений в условиях радиационной вредности в помещениях, где ведутся работы 1 и 2 классов, а также на ремонте лабораторного оборудования и механизмов, загрязненных радиоактивными веществами.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Именно из такой правовой позиции исходил суд апелляционной инстанции, разрешая спор по требованиям Сыровненко А.Б. о включении периодов его работы с 15 марта 1994 г. по 31 декабря 2002 г, с 10 января 2003 г. по 26 июля 2012 г, с 27 июля 2012 г. по 29 июля 2012 г, с 31 июля 2012 г. по 18 мая 2014 г. в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и о признании права на досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию.
Установив, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий 12415000-17541 и уплатой работодателем страхового взноса, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный период работы подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
За вышеуказанные периоды, а также период с 1 октября 1992 г. по 14 марта 1994 г, представлена справка, уточняющая характер работы, согласно которой, работодатель относит период работы с 1 октября 1992 г. по 14 марта 1994 г. к коду 12413000-1754а, периоды с 15 марта 1994 г. по 31 декабря 2002 г, с 10 января 2003 г. по 26 июля 2012 г, с 27 июля 2012 г. по 29 июля 2012 г, с 31 июля 2012 г. по 18 мая 2014 г. к коду 12415000-17541.
При этом работодатель отнес данные виды работ истца к указанным кодам льгот не произвольно, а на основании протоколов оценки условий труда, протоколов замеров производственных факторов вредности, карт аттестации рабочих мест, а также исходя из локальных актов, должностных обязанностей истца в названные периоды времени.
Поскольку истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости, то правомерно и назначена доплата к пенсии на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации".
Выводы суда апелляционной инстанций признаются судебной коллегией Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соответствующими установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального права на основе полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов судов первой и апелляционной инстанций и не могут явиться основанием для отмены обжалуемого постановления в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 7 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.