Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В.
судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-177/2020, УИД 38RS0032-01-2019-005084-97 по иску Соболевой Надежды Михайловны к Федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Иркутской области" о взыскании стимулирующей надбавки в виде премии, по кассационной жалобе Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Иркутской области" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Соболева Н.М. обратилась в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" о взыскании стимулирующей надбавки в виде премии.
В обоснование исковых требований Соболева Н.М. указала, что 7 декабря 2018 г. Ангарским городским судом вынесено решение, которым удовлетворен иск к ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, о признании незаконным приказа о выплате премии.
Решением суда признаны незаконными приказ Военного комиссара города Ангарска Иркутской области от 17 января 2018 г. N "О наложении дисциплинарного взыскания помощнику начальника отделения ППП и УМР Соболевой Н.М.", приказ Военного комиссара города Ангарска Иркутской области от 29 января 2018 г. "О стимулирующих выплатах гражданскому персоналу военного комиссариата (город Ангарск Иркутской области) по результатам работы за январь 2018 года" в части выплаты премии за январь 2018 года Соболевой Н.М. в размере 90% (пункт 2). В удовлетворении иска о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, о признании незаконным приказа о выплате премии решением суда отказано. Отказом в удовлетворении иска к военному комиссару г. Ангарска Иркутской области послужило то, что в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано Федеральное казённое учреждение "Военный комиссариат Иркутской области", а военный комиссар г. Ангарска Иркутской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, непосредственно с ним в трудовых отношениях она не состояла. Данное решение вступило в законную силу 4 апреля 2019 г.
В рамках приказа N от 17 января 2018 г. "О наложении дисциплинарного взыскания помощнику начальника отделения ППП и УМР Соболевой Н.М." ей с января 2018 года по сентябрь 2018 года не выплачивалась премия в размере 4 000 руб, что в суммарном отношении составляет 32 000 руб.
Она неоднократно обращалась к ответчику с вопросом о выплате этой премии в связи с признанием незаконным приказа от 17 января 2018 г. "О наложении дисциплинарного взыскания", но ответчик посоветовал обратиться в суд с разрешением данного вопроса по существу.
Соболева Н.М. просила суд взыскать с ответчика стимулирующую надбавку в виде премии за период с января 2018 года по август 2018 года в размере 32 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г. (с учётом определения от 2 ноября 2020 г. об исправлении описки) решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 июня 2020 г. отменено.
Принято по делу новое решение, которым исковые требования Соболевой Н.М. удовлетворены частично.
С Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Иркутской области" в пользу Соболевой Н.М. взыскана стимулирующая надбавка в размере 22 200 рублей.
В удовлетворении исковых требований Соболевой Н.М. о взыскании стимулирующей надбавки в размере 9 800 рублей отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Федеральное казённое учреждение "Военный комиссариат Иркутской области" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Соболева Н.М. работает в военном комиссариате города Ангарска Иркутской области с 5 апреля 1999 г. по трудовому договору N от 16 мая 2002 г.
Согласно дополнительному соглашению N от 6 сентября 2017 г. об изменении условий трудового договора N от 16 мая 2002 г. и приказа военного комиссара Иркутской области от 7 сентября 2017 г. N, Соболева Н.М. переведена на должность помощника начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учёта мобилизационных ресурсов) с 11 сентября 2017 г.
Приказом военного комиссара города Ангарска Иркутской области N от 17 января 2018 г. Соболева Н.М. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в непрофессиональных действиях при подготовке ответов на запросы следователя СО-3 СУ УМВД России по Ангарскому городскому округу.
Соболева Н.М. оспорила в судебном порядке приказы военного комиссара города Ангарск Иркутской области от 17 января 2018 г. N и от 29 января 2018 г. N "О стимулирующих выплатах гражданскому персоналу военного комиссариата (город Ангарск Иркутской области) по результатам работы за январь 2018 года" в части выплаты премии за январь 2018 г. в размере 90%.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 7 декабря 2018 г, вступившим в законную силу 4 апреля 2019 г, исковые требования Соболевой Н.М. к ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" о признании незаконными приказа о наложении дисциплинарного взыскания, приказа о выплате премии удовлетворены, приказы военного комиссара города Ангарска Иркутской области от 17 января 2018 г. N и от 29 января 2018 г. N признаны незаконными.
Приказом военного комиссара Иркутской области от 7 мая 2019 г. N на основании решения Ангарского городского суда от 7 декабря 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 апреля 2019 г, приказ военного комиссара города Ангарск Иркутской области от 17 января 2018 г. N "О наложении дисциплинарного взыскания помощнику начальника отделения ППП и УМР Соболевой Н.М." и пункт 2 приказа военного комиссара города Ангарск Иркутской области от 29 января 2018 г. N "О стимулирующих выплатах гражданскому персоналу военного комиссариата города Ангарск Иркутской области, в части выплаты ежемесячной премии за январь 2018 года в размере 90 % отменены; приказано выплатить Соболевой Н.М. премию по результатам работы на январь 2018 года в размере 2 142, 50 руб.
Из имеющихся в материалах дела писем за подписью военного комиссара Иркутской области, адресованных военным комиссарам (муниципальных образований) следует, что Министром обороны Российской Федерации принято решение о ежемесячном (начиная с мая 2018 г.) дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала по итогам работы во II и III кварталах 2018 г, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 г. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010. Размер премии каждому работнику устанавливается в зависимости от результатов работы в месяце, за который она производится, при этом следует учитывать количество отработанных дней, личный вклад работника; в соответствии с пунктом 11 приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 не представлять к дополнительному материальному стимулированию работников, имеющих дисциплинарное взыскание.
Расчётная сумма во II и III кварталах 2018 г. (в месяц) установлена в размере 2, 1 тыс.руб, расчётная сумма в IV квартале 2018 г. (в месяц) на одного работника установлена в следующих размерах: воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации - 2, 0 тыс.руб.; воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в отдалённых местностях, в зависимости от суммарного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями (далее - РК и ПН за ОМ) - 1, 6 (РК и ПН за ОМ) - 2, 1 тыс. руб, от 1, 7 до 1, 9 (РК и ПН за ОМ) - 2, 5 тыс. руб, свыше 2, 0 (РК и ПН за ОМ) - 3, 0 тыс.руб.
При этом максимальный размер премии работнику не может превышать ограничений, установленных вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 1 квартале 2018 г, в мае 2018 г, в июне 2018 г, в июле 2018 г, в августе 2018 г. дополнительное материальное стимулирование в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 Соболевой Н.М. не выплачивалось в связи с тем, что Соболева Н.М. имела, в том числе, не снятое дисциплинарное взыскание, наложенное на неё приказом военного комиссара города Ангарска Иркутской области от 17 января 2018 г. N.
Указывая на отмену приказа военного комиссара города Ангарска Иркутской области от 17 января 2018 г. N, Соболева Н.М. полагала, что имеет право на выплату ей стимулирующей надбавки в виде премии в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. N 1010 за январь-август 2018 г, в связи с чем обратилась с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных Соболевой Н.М. требований, суд первой инстанции, сославшись на приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583", Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации" (вместе с "Порядком определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации"), пришёл к выводу, что дополнительное материальное стимулирование, выплаченное гражданскому персоналу военного комиссариата Иркутской области в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не входит в состав заработной платы, имеет произвольный характер в отношении отдельных работников, направлено на повышение качества работы, в связи с чем не может быть выплачено Соболевой Н.М, имевшей в январе 2018 г. дисциплинарное взыскание.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что дисциплинарное взыскание, за совершение которого Соболева Н.М. была лишена стимулирующих выплат, признано незаконным вступившим в законную силу решением Ангарского городского суда Иркутской области от 7 декабря 2018 г, в связи с чем Соболева Н.М. имела право на получение выплат стимулирующего характера.
Определяя размер стимулирующих выплат за период с января по август 2018 г, подлежащих выплате Соболевой Н.М, суд апелляционной инстанции исходил из среднего размера стимулирующих выплат, выплаченных в спорные периоды по приказам военного комиссара Иркутской области, в связи с чем пришёл к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 22 200 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
По смыслу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившееся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" издан приказ министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации за счёт бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам (далее по тексту Порядок).
Пункт 2 приказа министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации" предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам службы (работы) за счёт бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на оплату труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил.
Из положений данного Порядка усматривается, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил (пункт 1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
В соответствии с пунктом 6 Порядка издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представленных непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объёмов бюджетных средств, доведённых на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (пункт 7 Порядка).
Из приведённых выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счёт средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Такой вывод следует из пункта 3 Порядка, предусматривающего, что такое материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учётом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" также не устанавливает какие-либо дополнительные выплаты военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации и лицам гражданского персонала, а лишь определяет меры по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти.
Утверждённый приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации" Порядок определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплатой труда.
Как следует из материалов дела, в частности трудового договора истца, квартальное дополнительное материальное стимулирование, выплата денежных средств из фонда экономии заработной платы не предусмотрены в качестве гарантированной выплаты, входящей в систему оплаты труда.
Конкретные размеры материального стимулирования работников из числа гражданского персонала, определяются в пределах объёмов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 Порядка.
Размер материального стимулирования лиц гражданского персонала поставлен в зависимость от объёмов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и результата работы указанных лиц. Иные критерии премирования лиц гражданского персонала ни приказом Минобороны России от 26 июля 2010 г. N 1010, ни трудовым законодательством либо локальными нормативными актами работодателя не установлены.
Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала воинской части относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в квартале, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Названный выше Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации не предусматривает обязанность работодателя премировать работников денежными суммами.
Отказ в выплате премии не может расцениваться как ограничение работника в трудовых правах.
Согласно пункту 11 Порядка, не представляются к дополнительному материальному стимулированию, в том числе, лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.
Перечень лиц, которые не представляются к дополнительному материальному стимулированию, определён названным порядком и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 63 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (действовавшего на момент производства спорных выплат), руководители воинских частей и организаций имеют право снижать размер вознаграждения, лишать гражданский персонал вознаграждения за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины. Снижение размера вознаграждения или его лишение оформляется приказами руководителей воинских частей и организаций с обязательным указанием причины.
Вместе с тем приведённые положения суд апелляционной инстанции не учёл.
Суд апелляционной инстанции оставил без внимания, что начисление дополнительного материального стимулирования Соболевой Н.М. в период с января по август 2018 г. зависело от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, при этом обязательным условием для начисления спорных выплат в соответствии с приведённым выше Порядком является отсутствие у работника дисциплинарных взысканий в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Соболева Н.М. в период осуществления дополнительного материального стимулирования с января 2018 г. по август 2018 г. имела дисциплинарное взыскание, что являлось основанием для исключения истца из числа лиц гражданского персонала, которым подлежала выплата дополнительного материального стимулирования за спорные периоды.
При этом приказ о наложении дисциплинарного взыскания от 17 января 2018 г. N отменён решением Ангарского городского суда Иркутской области от 7 декабря 2018 г, следовательно, на момент принятия военным комиссаром (города Ангарска Иркутской области) решения о выплате дополнительного материального стимулирования за 1 квартал 2018 г, за май 2018 г, за июнь 2018 г, за июль 2018 г, за август 2018 г, дисциплинарное взыскание являлось неснятым. Суммы дополнительного материального стимулирования были распределены.
Делая вывод о том, что единственным основанием для не начисления стимулирующих выплат явилось наложение дисциплинарного взыскания приказом от 17 января 2018 г. N, отменённым решением Ангарского городского суда Иркутской области от 7 декабря 2018 г, в связи с чем Соболева Н.М. имеет право на получение стимулирующих выплат, суд апелляционной инстанции оставил без внимания, что в качестве оснований для невыплаты истцу дополнительного материального стимулирования явился не только приказ о наложении дисциплинарного взыскания от 17 января 2018 г. N.
Так, в соответствии с рапортами и ходатайствами о выплате дополнительного стимулирования гражданскому персоналу ответчик исходил не только из наличия приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 17 января 2018 г. N, но также принял во внимание, что в январе 2018 г. истец находилась на больничном, отказывалась от исполнения должностных обязанностей, утверждённых военным комиссаром г. Ангарска от 27 ноября 2017 г.; в мае 2018 г. находилась в отпуске с 14 мая 2018 г. по 19 июня 2018 г, отказывалась от исполнения должностных обязанностей, допускала нетактичное поведение по отношению к вышестоящему руководству; в июне 2018 г. находилась в отпуске, допускала нетактичное поведение с военным комиссаром г. Ангарска; в июле 2018 г. находилась в отпуске без сохранения заработной платы, некачественно исполняла ответы на запросы; в августе 2018 г. находилась на больничном с 6 августа 2018 г. по 20 августа 2018 г, а также предоставила недостоверную информацию по запросу следователя.
Определяя размер дополнительного материального стимулирования за каждый месяц, суд апелляционной инстанции исходил из среднего размера стимулирующих выплат, указанных в приказах военного комиссара Иркутской области от 12 апреля 2018 г. N, от 9 июля 2018 г. N, от 12 июля 2018 г. N, от 14 августа 2018 г. N, от 17 сентября 2018 г. N.
При этом суд апелляционной инстанции не учёл, что установление конкретного размера дополнительного материального стимулирования (премии) в пределах расчётного размера отнесено к усмотрению работодателя, в основу размера такой выплаты берётся оценка руководителем трудовой деятельности и результаты исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Право такой оценки является исключительной прерогативой работодателя.
Статьёй 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как указано в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям должно отвечать и апелляционное определение.
Вывод суда апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для выплаты истцу дополнительного материального стимулирования, сделан без исследования и установления всех фактических обстоятельств дела.
С учётом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение указанным выше требованиям закона не отвечает, в связи с чем подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.