Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1577/2020 (УИД 55RS0006-01-2020-002081-84) по иску Мозгового Ивана Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска о возложении обязанности назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, по кассационной жалобе Мозгового Ивана Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения Мозгового Ивана Васильевича и его представителя Воробьевой Нелли Сергеевны, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска Вставской Валерии Геннадьевны, возражавшей по доводам жалобы, участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мозговой Иван Васильевич (далее - Мозговой И.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска (далее - УПФР в Советском административном округе г. Омска, ответчик) о возложении обязанности назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением УПФР в Советском административном округе г. Омска от 31 июля 2019 г. N497280/19 Мозговому И.В. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по Федеральному закону от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией". Причиной отказа явилось то, что присужденная Мозговому И.В. премия Совета Министров СССР не имеет статуса Государственной премии Российской Федерации и, в этой связи, не является основанием для применения положений Федерального закона от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией". Данный отказ Мозговой И.В. считал незаконным.
Мозговой И.В. просил суд обязать ответчика назначить ему дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с 25 июля 2019 г.
Решением Советского районного суда г. Омска Омской области от 2 июля 2020 г. исковые требования Мозгового И.В. удовлетворены. На УПФР в Советском административном округе г. Омска возложена обязанность назначить Мозговому И.В. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" с 25 июля 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2020 г. решение Советского районного суда г. Омска Омской области от 2 июля 2020 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мозговому И.В. отказано.
В кассационной жалобе Мозговой И.В. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Мозговой И.В, "данные изъяты", является получателем трудовой пенсии по старости.
Постановлением Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 г. Мозговому И.В. присуждена премия Совета Министров СССР за разработку теоретических основ, оборудования и технологии ультразвуковой сварки полимерных материалов и массовое внедрение ее в производство товаров народного потребления. Выдан диплом лауреата премии Совета Министров СССР и нагрудный знак.
До июля 2019 года истец продолжал трудовую деятельность.
25 июля 2019 г. истец обратился в УПФР в Советском административном округе г. Омска с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Решением УПФР в Советском административном округе г. Омска от 31 июля 2019 г. N497280/19 Мозговому И.В. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии со ссылкой на то обстоятельство, что согласно нормам Федерального закона от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане Российской Федерации, получающие пенсию и являющиеся лауреатами Ленинской премии, лауреатами государственных премий СССР, лауреатами государственных премий РСФСР, лауреатами государственных премий Российской Федерации. Другие премии, присуждаемые высшими органами государственной власти, за иные заслуги перед государством, в том числе премия Совета Министров СССР не имеют статуса Государственной премии, и в этой связи не являются основанием для применения положений указанного Федерального закона.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Мозгового И.В, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, поскольку награжден премией Совета Министров СССР, учрежденной высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР, а потому является лауреатом государственной премии СССР за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о неправильном применении судом первой инстанции норм права, регулирующих спорные отношения, руководствуясь положениями Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", исходил из того, что в системе премий, присуждаемых в СССР, различаются Государственные премии СССР и премии Совета Министров СССР, которые имеют различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения; премия Совета Министров СССР к числу государственных не относится.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 названного Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Правительство Российской Федерации в пункте 2 постановления от 7 июня 2002 г. N 390 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" установило, что перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Реализуя указанные полномочия и в соответствии с подпунктом 5.2.162 пункта 5.2 и подпунктом 10.20 пункта 10 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России по согласованию с Минфином России издал Приказ, утвердивший Перечень. Субъектами правоотношений, названных в подпункте 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", являются лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР, лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Пункт 5 Перечня в полной мере согласуется с указанной нормой Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", устанавливая, что для назначения дополнительного материального обеспечения гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, представляется диплом: лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.
По смыслу Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" к числу граждан, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение, относятся лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственная премия" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее государственные премии РСФСР). Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", который не предусматривает компетенции по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации.
Премии Совета Министров СССР учреждены Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 15 марта 1977 г. N 211 "О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства" для присуждения ежегодно коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений, предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ, которые выплачиваются за счет средств централизованного фонда премирования за создание и внедрение новой техники.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР N 950 от 18 октября 1979 г. премия Совета Министров СССР присуждалась Советом Министров СССР по представлению: Госстроя СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за разработку наиболее выдающихся проектов и строительство по этим проектам предприятий, зданий и сооружений; Государственного комитета СССР по науке и технике, Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Госкомсельхозтехники СССР и ВЦСПС за разработку и внедрение в производство результатов наиболее крупных научно-технических исследований и открытий, имеющих важное значение для развития сельского хозяйства; Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за выполнение комплексных научных исследований, проектно конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ).
Государственной премией СССР являлась ежегодная государственная премия, учрежденная ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1966 году. Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 739 от 9 сентября 1966 г. в целях стимулирования дальнейшего развития научного, технического и культурного прогресса в СССР, повышения значения Ленинских премий, а также учитывая необходимость более дифференцированного и широкого поощрения творческих работ, заслуживающих государственной поддержки, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановили ввести, начиная с 1967 года, Государственные премии СССР, которые присуждать ежегодно в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции; лицам, удостоенным Государственной премии СССР, присваивать звание "Лауреат Государственной премии СССР" с выдачей диплома и нагрудного знака.
Таким образом, данные виды премий - премия Совета Министров СССР и государственная премия СССР - имели различный правовой статус, основания и порядок награждения ими были также различными, диплом лауреата Государственной премии СССР и диплом лауреата премии Совета Министров СССР являются самостоятельными видами документов. Соответственно, премия Совета Министров СССР не относилась к перечню государственных премий СССР.
Из вышеизложенного следует, что граждане, удостоенные премий, учрежденных Советом Министров СССР, не имеют права на предусмотренное Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" дополнительное материальное обеспечение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истцом не предоставлено доказательств награждения его государственной премией СССР.
Кроме того, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172 утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны: диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации. Постановление Совета Министров СССР о присуждении премии Совета Министров СССР и присвоении звания лауреата в этом перечне не названо.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ в назначении выплаты дополнительного материального обеспечения пенсионным органом осуществлен в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим правовым регулированием.
Довод кассационной жалобы истца о том, что судебные инстанции пришли к ошибочному выводу об отсутствии у премии Совета Министров СССР статуса "государственной" не приняв во внимание, включение в круг лиц, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", лауреатов премии Совета Министров СССР как лауреатов одной из премий, учрежденной и присуждаемой Советским государством, является несостоятельным, поскольку указан без учета нормативных положений о полномочиях Совета Министров СССР и основан на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа пенсионного органа и назначении дополнительного материального обеспечения у суда первой инстанции не имелось, а потому решение суда первой инстанции обоснованно отменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2020 г.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что ранее в 2016 году ответчик отказал в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения только в связи с тем, что истец продолжал работать, а потому истец полагал, что имеет право на назначение данной выплаты, не имеет правового значения, поскольку решение пенсионного органа 2016 года не являлось предметом настоящего спора.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда апелляционной инстанций и не могут явиться основанием для отмены обжалуемого постановления в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мозгового Ивана Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.