Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-945/2020 (УИД 38RS0032-01-2020-000323-40) по иску Нефедова Бориса Петровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области о перерасчете размера начисленной пенсии за выслугу лет с учетом периодов государственной гражданской службы, по кассационной жалобе представителя истца Нефедова Бориса Петровича - Фатькина Валерия Николаевича на решение Усольского городского суда Иркутской области от 28 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нефедов Борис Петрович (далее - Нефедов Б.П, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области об обязании осуществить перерасчет размера начисленной пенсии за выслугу лет с учетом периодов государственной гражданской службы.
В обоснование своих требований указывал на то, что с 23 апреля 2001 г. Нефедов Б.П. является получателем страховой пенсии по старости. Общий стаж трудовой деятельности Нефедова Б.П. составляет 53 года.
С 10 июня 1971 г. Нефедов Б.П. работал в Мишелёвском лесничестве техником лесовоза, являлся государственным гражданским служащим, с возложением обязанностей по осуществлению функций государственного управления. С 1 ноября 1973 г. Нефедов Б.П. переведён мастером леса первой группы лесов, с 15 сентября 1985 г. - помощником лесничего Мишелёвского лесничества, с 25 августа 1990 г. - исполняющим обязанности лесничего, с 30 декабря 1994 г. назначен лесничим. 9 января 2008 г. Нефедов Б.П. переведен начальником участка "Мишелёвский".
30 сентября 2010 г. Нефедов Б.П. уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" от 18 марта 2020 г. N1 Нефедову Б.П. отказано в назначении меры социальной поддержки "Пенсия за выслугу лет" в связи с отсутствием права на пенсию за выслугу лет.
Нефедов Б.П. считал, что пенсия по старости, без учета и включения в стаж указанных периодов работы в лесничестве, как государственного гражданского служащего, ему была начислена и рассчитана незаконно.
Нефедов Б.П. просил суд возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области произвести перерасчет размера начисленной пенсии за выслугу лет с учетом включенных периодов государственной гражданской службы с 1 ноября 1973 г. по 30 сентября 2010 г.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 4 марта 2020 г. произведена замена ненадлежащего ответчика по делу - Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области надлежащим - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области (далее - УПФР в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области, ответчик).
Определением Усольского городского суда Иркутской области от 15 мая 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району".
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 28 мая 2020 г. в удовлетворении исковых требований Нефедова Б.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 сентября 2020 г. решение Усольского городского суда Иркутской области от 28 мая 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца Нефедова Б.П. - Фатькин Валерий Николаевич просит об отмене судебных актов как незаконных.
Министерством лесного комплекса Иркутской области представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов; после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Поскольку федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, до настоящего времени не принят, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются соответственно законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также пункт 5 статьи 1 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов этих субъектов определяются законами и иными нормативными правовыми актами самих субъектов Российской Федерации.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Иркутской области предусмотрены Законом Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 152-оз "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области".
В силу положений Закона Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 152-оз "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области" право на пенсию за выслугу лет предоставляется гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области и непосредственно перед увольнением по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 7-9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", отработавшим на должностях областной гражданской службы не менее двенадцати полных месяцев.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Нефедов Б.П. является получателем страховой пенсии по старости в УПФР в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области с 23 апреля 2001 г, ему назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При назначении пенсии учтены следующие периоды трудовой деятельности с 9 июля 1957 г. по 26 августа 1960 г, с 27 августа 1960 г. по 12 августа 1961 г, с 7 сентября 1961 г. по 8 июня 1971 г, с 10 июня 1971 г. по 22 апреля 2001 г, в том числе периоды работы в Мишелёвском лесничестве.
11 марта 2020 г. истец обратился в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" с заявлением о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, пересчёта пенсионных накоплений.
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" N 1 от 18 марта 2020 г. Нефедову Б.П. отказано в назначении меры социальной поддержки "Пенсия за выслугу лет" по причине отсутствия права на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 152-оз "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных доказательств, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на пенсионный орган осуществить перерасчет размера начисленной истцу пенсии за выслугу лет в отсутствие доказательств включения в стаж государственной гражданской службы спорного периода осуществления истцом трудовой деятельности в органах лесного хозяйства с 1 ноября 1973 г. по 30 сентября 2010 г.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что замещаемые истцом должности в лесхозе не содержатся в Перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Обоснованно отклонены судебными инстанциями и доводы истца о том, что спорные периоды работы в лесхозе должны быть включены в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии по выслуге лет в связи с тем, что в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства лесхозы осуществляли отдельные функции государственного управления, относились к Министерству лесного хозяйства РСФСР и являлись первичным органом управления гослесфондом в границах территории предприятия, в силу следующего.
Пункт "г" подпункта 13 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413 позволял включать в стаж государственной гражданской службы периоды службы в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Данный Перечень утратил силу в связи с изданием Президентом Российской Федерации Указа от 20 сентября 2010 г. N 1141.
Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.
В пункте 17 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141, предусмотрено включение в стаж государственной службы должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей, замещаемых на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года.
Согласно пункта 1 Общего положения о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденного приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 8 января 1971 г. N 6, лесхозы, лесокомбинаты и леспромхозы являлись предприятиями, осуществляющими в лесах государственного значения комплекс производственных, лесохояйственных и лесозаготовительных работ, а также переработку древесины.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что по своему правовому статусу лесхозы относились к предприятиям, соответственно периоды осуществления трудовой деятельности на данном предприятии не могут быть включен в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Иркутской области.
То обстоятельство, что лесхозы, в которых истец осуществлял трудовую деятельность, подчинялись в своей деятельности (в соответствии с Общим положением о лесхозах) управлениям лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР в области, не свидетельствует о том, что спорные периоды работы должны быть включены в стаж государственной службы истца.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований Нефедова Б.П, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, с учетом положений действующего законодательства, регулирующего вопросы прохождения государственной гражданской службы, пришли к обоснованному вводу об отсутствии у истца требуемого стажа государственной службы для назначения пенсии по выслуге лет, поскольку по своему правовому статусу лесхозы, где осуществлялась деятельность истца в спорные периоды, относились к предприятиям, а не к органам государственной власти или управления, и увольнение с должности государственной службы истца произведено по основанию, не предусмотренному нормами закона субъекта, регулирующего назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Иркутской области.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов судов первой и апелляционной инстанций и не могут явиться основанием для отмены обжалуемых постановлений в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 28 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Нефедова Бориса Петровича - Фатькина Валерия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.