Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Уфимцевой Н.А, Варнавской Л.С, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С, рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело N 22RS0067-01-2020-002602-90 по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю к Метла Сергею Вячеславовичу, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, Метла Наталье Сергеевне, Метла Ивану Сергеевичу о выселении из служебного жилого помещения
по кассационной жалобе Метла С.В. на решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 17 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л, установила:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю (далее Управление Росгвардии по Алтайскому краю) обратилось в суд с иском к Метла С.В, Метла Н.С, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, Метла И.С. о выселении из служебного жилого помещения.
Требования мотивировало тем, что за Управлением Росгвардии по Алтайскому краю на праве оперативного управления закреплено жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации - квартира, общей площадью 74, 8 кв.м, расположенное по "адрес".
Решением Департамента строительства Росгвардии от 24 марта 2017 г. N указанная квартира включена в специализированный жилищный фонд, отнесена к служебному жилому помещению.
Метла С.В. проходил военную службу в Управлении Росгвардии по Алтайскому краю с 12 октября 2016 г. по 23 января 2018 г.
С 16 октября 2017 г. Метла С.В. принят на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, в связи с чем, ему и членам его семьи: Метла Н.С, Метла И.С, ФИО2 на период прохождения Метла С.В. военной службы (службы, работы) в Управлении Росгвардии по Алтайскому краю, его структурных подразделениях, ФГКУ "УВО ВНГ России по Алтайскому краю" по договору найма служебного жилого помещения от 30 октября 2017 г. N, предоставлена служебная квартира по указанному адресу.
23 января 2018 г. Метла С.В. исключен из списков личного состава Управления Росгвардии по Алтайскому краю на основании приказа от 23 января 2018 г. N с/ч, в связи с переводом к новому месту прохождения военной службы в Управление Росгвардии по Республике Алтай.
23 апреля 2020 г. ответчику направлено требование об освобождении указанного служебного жилого помещения, которое не исполнено.
Управление Росгвардии по Алтайскому краю просило признать Метла С.В. и членов его семьи Метла Н.С, Метла И.С, ФИО2 утратившими право пользования служебным жилым помещением по "адрес", возложить на Метла С.В. и членов его семьи Метла Н.С, Метла И.С, ФИО2 обязанность освободить жилое помещение путем выселения и передать его истцу по акту приема - передачи.
Решением Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 17 сентября 2020 г. исковые требования Управления Росгвардии по Алтайскому краю удовлетворены. Суд признал Метла С.В. и членов его семьи - Метла Н.С, Метла И.С, ФИО2 утратившими право пользования служебным жилым помещением по "адрес". Возложил на Метла С.В. и членов его семьи - Метла Н.С, Метла И.С, ФИО2 обязанность освободить жилое помещение по указанному адресу путем выселения и передать жилое помещение по акту приема-передачи Управлению Росгвардии по Алтайскому краю. Взыскал с Метла С.В, Метла Н.С. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Барнаул по 300 руб. с каждого.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 декабря 2020 г. указанное решение оставлено без изменения.
Метла С.В. подана кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
Управлением Росгвардии по Алтайскому краю, прокуратурой Алтайского края представлены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Росгвардии по Алтайскому краю - Дашина А.И, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськова Ю.С. полагала, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что Метла С.В, прибывший из войсковой части N ("адрес") с 12 октября 2016 г. зачислен в списки личного состава Управления Росгвардии по Алтайскому краю по воинской должности "данные изъяты".
Метла С.В. принят на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении с 16 октября 2017 г.
Истцом в материалы дела представлен договор найма служебного жилого помещения от 30 октября 2017 г. N, в соответствии с которым Управлением Росгвардии по Алтайскому краю передано Метла С.В. и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение общей площадью 74, 8 кв.м, расположенное по "адрес". Договор заключен на время прохождения военной службы в Управлении Росгвардии по Алтайскому краю, его структурных подразделениях, ФГКУ "УВО ВНГ России по Алтайскому краю" (пункт 5 договора).
Проживание по данному адресу в связи с наличием служебных отношений с истцом ответчик не оспаривал.
Квартира по "адрес", включена в специализированный жилищный фонд и отнесена к служебным жилым помещениям на основании решения департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 24 марта 2017 г. N; находится в оперативном Управления Росгвардии по Алтайскому краю с 2 ноября 2017 г.
Приказом начальника Управления Росгвардии по Алтайскому краю N с/ч от 23 января 2018 г. Метла С.В. исключен из списков личного состава Управления Росгвардии по Алтайскому краю с 23 января 2018 г. в связи с убытием для дальнейшего прохождения военной службы в отдел Росгвардии по Республике Алтай ("адрес") в соответствии с приказом командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. N л/с.
В соответствии с выпиской из приказа начальника отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Алтай от 24 января 2018 г. N с/ч Метла С.В. зачислен в списки личного состава отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Алтай заместителем начальника штаба с 24 января 2018 г.
20 июня 2020 г. Метла С.В. и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Алтай заключен контракт о прохождении военной службы на срок три года.
Управлением Росгвардии по Алтайскому краю в адрес Метла С.В. направлено уведомление от 23 апреля 2020 г. об освобождении квартиры по вышеуказанному адресу.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 92, 93, 99, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 16 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по мотиву отсутствия основания сохранения за ответчиками права пользования служебным жилым помещением но "адрес", в связи с прекращением Метла С.В. служебных отношений с Управлением Росгвардии по Алтайскому краю.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи суд пришел к обоснованному выводу, что период проживания Метла С.В. и членов его семьи по "адрес", ограничен периодом прохождения службы Метла С.В. в Управлении Росгвардии по Алтайскому краю.
Поскольку Метла С.В. исключен из списков личного состава Управления Росгвардии по Алтайскому краю с 23 января 2018 г. в связи с убытием для дальнейшего прохождения военной службы в отдел Росгвардии по Республике Алтай ("адрес"), отсутствуют предусмотренные законом основания для сохранения за ответчиками права пользования указанным служебным жилым помещением.
Доводы кассационной жалобы Метла С.В. о том, что он с военной службы не уволен, продолжает службу в Войсках национальной гвардии Российской Федерации, договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие при направлении военнослужащего к новому месту службы, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, федеральным государственным гражданским служащим и работникам войск национальной гвардии Российской Федерации жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденного приказом Росгвардии от 20 мая 2019 г. N 161, специализированные жилые помещения предоставляются военнослужащим (сотрудникам, гражданским служащим, работникам) в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации), а при отсутствии возможности предоставить специализированные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах с учетом необходимость своевременно временного прибытия к месту военной службы, работы. Специализированные жилые помещения предоставляются военнослужащим (сотрудникам, гражданским служащим, работникам) после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы (службы), работы специализированных жилых помещений (пункт 7). Военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями в населенном пункте по месту прохождения военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения (пункт 8). До получения военнослужащими служебных жилых помещений им предоставляются жилые помещения, пригодные для временного проживания, или жилые помещения в общежитиях (пункт 10).
Следовательно, служебное жилое помещение предоставляется только на период прохождения службы в населенном пункте по месту этой службы, или в других близлежащих населенных пунктах с учетом необходимости современного прибытия к месту военной службы. Бронирование служебного жилого помещения, а также его удержание в связи с переводом к новому месту военной службы названным Порядком не предусмотрено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов обеих инстанций, были предметом рассмотрения и оценки, не содержат оснований к отмене постановленных судами решений, а повторяют правовую позицию ответчика и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 17 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Метла С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.