Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Солдатовой С.В. и Артамоновой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зотовой А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3/2020 (УИД 91OS0000-01-2018-000117-52) по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Крым, поданного в защиту прав неопределенного круга лиц, об оспаривании в части решения 83-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 7 марта 2018 г. N 1535 "О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 28 апреля 2016 г. N 733 "Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (с изменениями)"
по апелляционным жалобам Симферопольского городского совета Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью "ЭКОПРОМ КРЫМ" на решение Верховного Суда Республики Крым от 29 сентября 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителей Симферопольского городского совета Республики Крым Шерета Ф.М, Администрации города Симферополя Республики Крым Быковской С.Ю, общества с ограниченной ответственностью "ЭКОПРОМ КРЫМ" Копейкина М.Н, Олейника С.В, Петракова А.П, Совета министров Республики Крым Тихончук С.Г, МКУ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым Барзака Е.А, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителя административного истца Алескерова Д.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением 42-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 28 апреля 2016 г. N 733 утверждены временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (далее также - Правила землепользования и застройки).
Решением 83-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 7 марта 2018 г. N 1535 "О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 28 апреля 2016 г. N 733 "Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (с изменениями)" (далее также - Решение N 1535) в Правила землепользования и застройки внесены изменения.
Пунктом 1.1.13 Решения N 1535 в карте градостроительного зонирования (приложение 1 к решению) зона П-1 в пределах земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, город Симферополь, в районе ул. Жени Дерюгиной, изменена на зону СП-3.
Документ опубликован в журнале "БИБЛИОПОЛИС" N 20 (61) от 7 марта 2018 г, а также обнародован на официальной странице муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на портале Правительства Республики Крым.
Заместитель прокурора Республики Крым обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать не действующим со дня вступления в силу пункт 1.1.13 Решения N 1535, как противоречащий требованиям части 1 статьи 30, части 3 статьи 31, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
В обоснование требований указано, что земельный участок с кадастровым номером 90:22:010215:4112, площадью 41060 кв. м, с видом разрешенного использования - "коммунальное обслуживание" (код 3.1), расположенный по адресу: Республика Крым, город Симферополь, в районе ул. Жени Дерюгиной, Администрацией города Симферополя Республики Крым предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ЭКОПРОМ КРЫМ" (далее - ООО "ЭКОПРОМ КРЫМ") под объект "Перерабатывающий комплекс мощностью 150000 тонн в год по приемке, сортировке и утилизации твердых коммунальных отходов". Правилами землепользования и застройки, до внесения в них изменений оспариваемым нормативным правовым актом, в отношении указанного земельного участка была установлена зона П-1 (Производственные зоны предприятий I-II классов опасности), которая включает в себя участки территории города, предназначенные для эксплуатации промышленных объектов I-II классов опасности, размещения промышленных и коммунальных объектов III-V классов опасности, инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. Решением N 1535 в пределах вышеуказанного земельного участка зона П-1 изменена на зону СП-3, включающую в себя участки территории города, предназначенные для размещения специального оборудованных сооружений для хранения отходов производства и потребления, коммунальных объектов, установления их санитарно-защитных зон, а также для размещения линейных и иных объектов. Вместе с тем, установленное Правилами землепользования и застройки в отношении земельного участка градостроительное зонирование не соответствует Генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Генеральный план), утвержденному решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 г. N 888, предусматривающему в отношении данной территории функциональную зону делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1).
Решением Верховного Суда Республики Крым от 29 сентября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены: признан не действующим с момента вступления в законную силу решения суда подпункт 1.1.13 пункта 1 Решения N 1535.
В апелляционных жалобах Симферопольский городской совет Республики Крым, Администрация города Симферополя Республики Крым, ООО "ЭКОПРОМ КРЫМ" просят решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционная жалоба Симферопольского городского совета Республики Крым поддержана в письменных объяснениях Совета министров Республики Крым.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов представителем административного истца представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" муниципальное образование город Симферополь наделен статусом - городской округ Симферополь.
С учетом приведенных правовых норм, а также пункта 29 части 1 статьи 9, статей 27, 37, 42, 58 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 г. N 61, суд первой инстанции правомерно признал, что Решение N 1535, которым внесены оспариваемые изменения в Правила землепользования и застройки, принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции. Также суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в установленной форме, надлежащим образом доведен до всеобщего сведения, процедура его принятия соблюдена и по этим основаниям не оспаривается.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), на которой отображаются границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь правовыми нормами, устанавливающими принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, исходил из того, что оспариваемые положения Решения N 1535 не соответствуют нормам градостроительного законодательства, имеющим большую юридическую силу, поскольку территориальная зона - зоны объектов размещения отходов потребления (СП-3), в границы которой входит земельный участок в г. Симферополе в районе ул. Жени Дерюгиной, не соответствует функциональной зоне делового, общественного и коммерческого назначения, установленной Генеральным планом.
Вместе с тем, суд первой инстанции, признавая не действующим нормативный правовой акт в оспариваемой части, оставил без внимания следующее.
В силу части 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 ГрК РФ).
Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения целей устойчивого развития территорий, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. Таким образом, правила землепользования и застройки, определяя территориальные зоны и устанавливая градостроительные регламенты, должны соответствовать, в том числе схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 19 статьи 1, части 3 статьи 14, подпункту "а" пункта 2 части ГрК РФ объекты регионального значения подлежат отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также на картах, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 г. N 855 утверждена схема территориального планирования Республики Крым (далее также - Схема).
Согласно материалам по обоснованию Схемы (в редакции от 13 декабря 2019 г. N 733) на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010215:4112 (в границах города Симферополь в районе ул. Жени Дерюгиной и ул. Кубанской) фактически расположен существующий объект регионального значения в области обращения с отходами - Мусороперерабатывающий комплекс ООО "ЭКОПРОМ КРЫМ" (пункт 5.1 Карты существующих и строящихся объектов регионального значения в области утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления) (Приложение 2).
При таких обстоятельствах, установленная оспариваемым решением Симферопольского городского совета Республики Крым в пределах земельного участка с кадастровым номером 90:22:010215:4112 зона СП-3, включающая в себя участки территории города, предназначенные для размещения специального оборудованных сооружений для хранения отходов производства и потребления, коммунальных объектов, установления их санитарно-защитных зон, а также для размещения линейных и иных объектов, соответствует документации по территориальному планированию Республики Крым, в которой на данном земельном участке отображен существующий объект регионального значения в области обращения с отходами, что полностью соотносится с вышеуказанными положениям ГрК РФ.
Постановление Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 г. N 855 об утверждении схемы территориального планирования Республики Крым является действующим, в установленном законом порядке в соответствующей части не оспорено и незаконным не признано.
Утверждение представителя административного истца, основанное на письме Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 17 февраля 2021 г. N 01-22/2177/1, о том, что Схемой не предусмотрено размещение на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010215:4112 мусороперерабатывающего комплекса, опровергается материалами административного дела.
Из указанного письма следует, что в Схеме отсутствует информация о данном объекте регионального значения, как о планируемом объекте в области утилизации, обезвреживания и размещения отходов. При этом согласно письму Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 5 марта 2021 г. N 01-13/3041/1, а также представленным суду апелляционной инстанции фрагментам Схемы, вышеуказанный мусороперерабатывающий комплекс предусмотрен Схемой как существующий объект регионального значения в области обращения с отходами.
Генеральный план, предусматривающий в отношении названной территории иное функциональное назначение, в силу части 3.3 статьи 9 ГрК РФ не подлежит применению в части, противоречащей утвержденной Схеме, со дня утверждения.
Принимая во внимание изложенное, ввиду того, что Решение N 1535 в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, у суда первой инстанции отсутствовали основания, предусмотренные статьей 215 КАС РФ для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 29 сентября 2020 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Республики Крым, поданного в защиту прав неопределенного круга лиц, об оспаривании в части решения 83-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 7 марта 2018 г. N 1535 "О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 28 апреля 2016 г. N 733 "Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (с изменениями)" отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.