Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Вдовиченко С.В.
судей Морозковой Е.Е. и Стаховой Т.М, с участием прокурора Капсамун И.С, при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-327/2020 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение" о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 15 ноября 2019 года N267-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение акционерного общества "Промышленный комплекс "Энергия" на 2020-2024 годы" по апелляционным жалобам комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, АО "Промышленный комплекс "Энергия" на решение Ленинградского областного суда от 14 декабря 2020 года, которым административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения представителей административного ответчика комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) Морозовой Ю.А, заинтересованного лица акционерного общества "Промышленный комплекс "Энергия" (АО "ПК "Энергия") Ульяновой А.В, Колядина А.Н, Воскобойникова С.С, административного истца муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования "Виллозское сельское поселение" (МУП УЖКХ МО Виллозское СП) Петренко М.В, заинтересованного лица государственного унитарного предприятия (ГУП) "Водоканал Санкт-Петербурга" Зиновьеву В.А, заслушав заключение прокурора Капсамун И.С, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
15 ноября 2019 года комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) принят приказ N267-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение акционерного общества "Промышленный комплекс "Энергия" на 2020-2024 годы" (далее - приказ N267-п).
Пунктом 1 приказа N267-п установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение АО "Промышленный комплекс "Энергия" на 2020-2024 годы, согласно приложению 1 к приказу.
Пунктом 2 приказа N267-п установлен тариф на питьевую воду и водоотведение АО "Промышленный комплекс "Энергия" на 2020-2024 годы для потребителей промышленной зоны "Горелово" муниципального образования "Виллозское городское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области согласно приложению 2 к приказу.
Приказ N267-п размещен 22 ноября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа N267-п в связи с его несоответствием пунктам 5, 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N406. Требования мотивированы тем, что территория промышленной зоны "Горелово" входит в зону деятельности МУП "УЖКХ МО Виллозское СП". АО "ПК "Энергия" статусом гарантирующей организации не наделялось. Забор (подъём) воды и (или) водоподготовку, а также очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод указанная организация не осуществляет. Тарифное регулирование в отношении АО "ПК "Энергия" является дублирующим, так как ранее для МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" установлен тариф, в том числе, и для потребителей промышленной зоны "Горелово". Созданная оспариваемым нормативным правовым актом правовая неопределенность препятствует в осуществлении деятельности МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" как гарантирующей организации.
Решением Ленинградского областного суда от 14 декабря 2020 года административное исковое заявление МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" удовлетворено. Признан недействующим с даты принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 15 ноября 2019 года N267-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение акционерного общества "Промышленный комплекс "Энергия" на 2020-2024 годы". Сообщение о принятом решении суда надлежало опубликовать в официальном печатном издании.
В апелляционной жалобе административный ответчик комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, считая, что оспариваемый приказ не затрагивает права и законные интересы административного истца. У МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" отсутствует техническая возможность, а также заинтересованность в оказании услуг на территории промзоны Горелово, поскольку учреждение не участвует в проектах производственной программы. Комитет считает, что отмена оспариваемого приказа не восстанавливает права и законные интересы административного истца. Признание судом оспариваемого приказа, который применялся, недействующим с даты его принятия, противоречит статье 216 КАС РФ, Постановлению Пленума Верховного Суда N50 от 25 декабря 2018 года.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо АО "ПК "Энергия", не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указано, что в технологической зоне водоснабжения и водоотведения промзоны Горелово на территории муниципального образование Виллозское городское поселение гарантирующей организацией МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" водоснабжение и водоотведение не осуществляется, так как у гарантирующей организации отсутствуют необходимые сети для оказания этой услуги на данной территории. Поскольку МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" не имеет фактической и юридической возможности осуществлять водоснабжение промзоны Горелово, то удовлетворение судом требований не устранит препятствий для административного истца по реализации его прав, как гарантирующей организации. АО "ПК "Энергия" и МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" имеют различные источники водоснабжения для осуществления своей деятельности, организации самостоятельно несут экономически обоснованные расходы в ходе осуществления своей деятельности, соответственно установленный оспариваемым актом тариф не является дублирующим.
МУП "УЖКХ МО Виллозское СП", прокурором, участвующим в деле относительно доводов апелляционных жалоб представлены возражения в письменной форме.
Представители административного ответчика ЛенРТК, заинтересованного лица АО "ПК "Энергия" доводы своих апелляционных жалоб поддержали.
Представитель административного истца МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" просил апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ГУП "Водоканал СПБ" поддержала доводы апелляционных жалоб.
Прокурор в своем заключении решение суда первой инстанции считала законным, а доводы апелляционных жалоб не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины невозможности явки в суд не сообщил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее-Федеральный закон N416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N406.
Пунктом 5 Основ ценообразования предусмотрено, что после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа;
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа;
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" постановлением местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 14 октября 2016 года N359 определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Виллозское сельское поселение (далее - постановление от 14 октября 2016 года N359).
В пункте 2 постановления от 14 октября 2016 года N359 зоной деятельности гарантирующей организации МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" определены населенные пункты: д.Виллози, д.Малое Карлино, д.Ретселя, д.Аропаккузи, д.Рассколово, д.Кавелахта, д.Пикколово, д.Вариксолово, д.Мурилово, д.Перекюля.
Постановлением администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района от 20 декабря 2017 года N722 вносились изменения в постановление от 14 октября 2016 года N359, которым в зону деятельности гарантирующей организации МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" отнесены населенные пункты: г.п.Виллози, д.Малое Карлино, д.Ретселя, д.Аропаккузи, д.Рассколово, д.Кавелахта, д.Пикколово, д.Вариксолово, д.Мурилово, д.Перекюля, п.Новогорелово, а также вся территория Виллозского городского поселения вне черты указанных населенных пунктов (далее - постановление от 20 декабря 2017 года N722).
Приказом ЛенРТК от 20 декабря 2018 года N524-п установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" на 2019-2023 годы для потребителей муниципального образования "Виллозское городское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (приложение N2).
В приказ ЛенРТК от 20 декабря 2018 года N524-п вносились изменения приказом ЛенРТК от 06 декабря 2019 года N408-п, которым тарифы на питьевую воду и водоотведение МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" на 2019-2023 годы установлены для потребителей муниципального образования "Виллозское городское поселение" (кроме поселка Новогорелово) Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.
Постановлением администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района от 24 декабря 2019 года N630 внесены изменения в постановление от 14 октября 2016 года N359, согласно которым с 01 января 2020 года МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Виллозского городского поселения в зону деятельности которой отнесены следующие населенные пункты: г.п.Виллози, д.Малое Карлино, д.Ретселя, д.Аропаккузи, д.Рассколово, д.Кавелахта, д.Пикколово, д.Вариксолово, д.Мурилово, д.Перекюля, п.Новогорелово, а также вся территория Виллозского городского поселения вне черты указанных населенных пунктов".
Пунктом 3 этого же постановления администрации в пункт 2 постановления N359 от 14 октября 2016 года (в ред. постановления N722 от 29 декабря 2017 года) внесены изменения, в силу которого зоной деятельности гарантирующей организацией МУП "УЖКХ Виллозское СП" в сфере водоснабжения и водоотведения определена, в том числе, вся территория Виллозского городского поселения вне черты населенных пунктов, охваченная централизованным водоснабжением и водоотведением, включая территорию Северной и Южной частей производственной зоны Горелово (формализованное наименование тер.Северная и Южная части промзоны Горелово).
Согласно решению Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 октября 2020 года по делу NА56-42134/2020 следует, что поданный иск АО "ПК "Энергия" об оспаривании пункта 2 постановления администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района от 14 октября 2016 года N359 (с учетом изменений внесенных постановлениями от 20 декабря 2017 года N722 и от 24 декабря 2019 года N630) в части определения зоны деятельности гарантирующей организации МУП "УЖКХ Виллозское СП" на территории Виллозского городского поселения вне черты населенных пунктов оставлен без удовлетворения, поскольку оспариваемые постановления отменены администрацией Виллозского городского поселения Ломоносовского района постановлением от 31 августа 2020 года N353.
Постановлением администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района от 04 декабря 2020 года N505 (пункты 1 и 2) отменены постановления администрации МО Виллозское ГП от 31 августа 2020 года N353 и от 24 декабря 2019 года N630.
На основании поступившего 29 апреля 2019 года в ЛенРТК от АО "ПК "Энергия" заявления о рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги водоснабжения (питьевая вода) и услуги водоотведения на период 2020-2022, ЛенРТК открыто тарифное дело. По результатам анализа представленных документов, изложенных в экспертном заключении, 15 ноября 2019 года правление ЛенРТК рассмотрел вопрос об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для АО "ПК "Энергия" и приняло решение об утверждении производственных программ и тарифов на питьевую воду и водоотведение.
Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом установлены тарифы для потребителей территории, входящей на дату его вынесения в зону деятельности МУП УЖКХ Виллозское СП как гарантирующей организации, то суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что приказ N267-п от 15 ноября 2019 года нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем рассмотрел требования по существу. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции учел действующие постановления администрации муниципального образования "Виллозское городское поселение" от 20 декабря 2017 года N722, приказ ЛенРТК от 20 декабря 2018 года N524-п, руководствуясь пунктом 2 Основ ценообразования, пришел к выводу о том, что АО "ПК "Энергия" не является гарантирующей организацией для потребителей промышленной зоны "Горелово" муниципального образования "Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, а также не является регулируемой организацией осуществляющей забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, либо осуществляющей очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
С такими выводами судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В пункте 4 статьи 2 Федерального закона N416-ФЗ разъяснено, что под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
К водоподготовке относится обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды (пункт 3 статьи 2 Федерального закона N416-ФЗ).
В статье 23 Федерального закона N416-ФЗ, регулирующий вопросы обеспечения качества питьевой воды, указано, что забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Разъяснения понятия "забор (подъем) воды" действующее законодательство в сфере тарифного регулирования в сфере водоснабжения не содержит.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Из положений пункта 18 Методических указаний следует, что под обращением с осадком сточных вод следует понимать обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод.
Доказательства того, что АО "ПК "Энергия" определена администрацией муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района как гарантирующая организация материалы дела не содержат, не опровергалось это и АО "ПК "Энергия", ЛенРТК.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта ЛенРТК было известно, что АО "ПК "Энергия" не определено в качестве гарантирующей организации, в том числе, и для территории промышленной зоны "Горелово", что также следует из экспертного заключения ЛенРТК.
Анализ содержащихся в производственных программах АО "ПК "Энергия" сведений об объемах полученной воды и воды, поданной в сеть, а также сведений об объеме принятых и переданных на очистку сточных вод, свидетельствует о том, что АО "ПК "Энергия" не является регулируемой организацией осуществляющей забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, либо осуществляющей очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выводы суда, материалы дела не содержат.
Таким образом, у АО "ПК "Энергия" и ЛенРТК отсутствовали законные основания для установления тарифа на питьевую воду и водоотведения в соответствии с подпунктами "а" пунктов 5 и 6 Основ ценообразования.
Суждение апеллянтов о том, что положения пунктов 5 и 6 Основ ценообразования применимы только для случаев единых централизованных систем водоснабжения, водоотведения не основаны на содержании приведенных федеральных норм и не согласуются с иными нормами в указанной сфере правового регулирования.
Доводы апелляционных жалоб о необходимости учета фактически сложившейся схемы водоснабжения и водоотведения на территории промышленной зоны "Горелово", о том, что МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" не имеет фактической и юридической возможности осуществлять водоснабжение промзоны Горелово, не имеет заключенного договора с источником водоснабжения промзоны Горелово, следовательно, удовлетворение судом требований не устранит препятствий для административного истца по реализации его прав, как гарантирующей организации, не свидетельствуют о наличии законных оснований для несоблюдения ЛенРТК при принятии оспариваемого нормативного правового акта предписаний пунктов 5 и 6 Основ ценообразования.
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы административного ответчика и заинтересованного лица о незаконности определения МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" в качестве гарантирующей организации, в том числе, для территории промышленной зоны "Горелово", поскольку это не являлось предметом спора.
Наличие в настоящее время в производстве арбитражного суда исков АО "ПК "Энергия" об оспаривании акта органа местного самоуправления об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения не является основанием для приостановления производства делу и не препятствует рассмотрению настоящего административного дела.
Вынесение постановлений администрацией муниципального образования Виллозское городское поселение по установлению территории гарантирующего поставщика после вынесения оспариваемого приказа не имеет правового значения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что тарифное регулирование в отношении АО "ПК "Энергия" в области водоснабжения и водоотведения потребителей промышленной зоны "Горелово" муниципального образования "Виллозское городское поселение, установленное оспариваемым приказом по существу является дублирующим, так как ранее приказом ЛенРТК от 20 декабря 2018 года N524-п в отношении МУП УЖКХ МО Виллозское СП (на тот же период времени) были установлены тарифы в области водоснабжения и водоотведения для потребителей муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.
В данном случае, необходимо отметить, что наличие дублирующих актов по тарифному регулированию в области водоснабжения и водоотведения для одних и тех же потребителей, на один и тот же период времени, но осуществленное в отношении различных организаций может привести к правовой неопределенности при применении указанных региональных нормативных правовых актов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 38 Постановления от 25 декабря 2018 года N50, правильно установил, что в силу положений пунктов 5, 6 Основ ценообразования, статей 2, 31, 41 Федерального закона N416-ФЗ ЛенРТК не вправе был принимать оспариваемый приказ N267-п, в связи с чем суд обоснованно признал приказ недействующим с даты его принятия.
В данном случае, при установленных обстоятельствах, признание оспариваемого приказа недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах повторяют позицию административного ответчика, заинтересованного лица, которые в суде первой инстанции проверялись и получили правильную оценку в решении, в связи с чем оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, АО "Промышленный комплекс "Энергия" - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.