Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дорохиной Т.С, судей Хакимовой О.В, Кужабаева М.Д, при секретаре Секретевой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия, выразившееся в не проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и возложении обязанности провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами
по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга
на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 ноября 2020 года, которым иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Дорохиной Т.С, объяснения представителя административного ответчика Швецовой А.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области Поповой Е.А, и представителя ГЖИ по Оренбургской области Байдагильдиной К.В, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия УЖКХ администрации города Оренбурга, выразившееся в не проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, и возложении обязанности провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
В обоснование доводов указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Оренбурга проверки установлено, что в 2019 году в отношении 98 многоквартирных домов УЖКХ г. Оренбурга изданы распоряжения об определении управляющих организаций: ООО "УК "Сарван", ООО "УК "Скарабей", ООО "УК "Сфера", ООО "УК ЖЖФ "Постаникова", ООО "УК "Жилград". Согласно пункту 4 распоряжений управляющие организации осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами с момента подписаний распоряжений до выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления или до заключения договора управления с управляющими организациями определенными собственниками помещений в многоквартирных домах или по результатам открытых конкурсов, предусмотренных частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, но не более одного года.
Открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами не проводились. В связи с этим прокурором города Оренбурга в адрес начальника УЖКХ г. Оренбурга 13 августа 2019 года было вынесено представление с требованием об определении формы управления рассматриваемыми многоквартирными домами. Однако до настоящего времени надлежащим образом процесс определения формы управления общим имуществом данных домов в порядке проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций не организован.
Просил признать незаконным бездействие УЖКХ администрации г. Оренбурга, выразившееся в не проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций в отношении многоквартирных домов согласно перечню, и обязать УЖКХ администрации г. Оренбурга провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций в отношении данных многоквартирных домов.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции прокурор требования административного иска уточнил, и просил признать незаконным бездействия УЖКХ г. Оренбурга, выразившееся в не проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых в 2019, 2020 годах вынесены распоряжения об определении управляющих организаций, а также в отношении многоквартирных домов, в которых собственниками помещений не выбран способ управления. Обязать УЖКХ г. Оренбурга провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых в 2020 году вынесены распоряжения об определении управляющих организаций с N по N, с N по N. Обязать УЖКХ г. Оренбурга провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Оренбурге согласно перечню, в которых собственниками помещений не выбран способ управления.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 ноября 2020 года постановлено: "Административное исковое заявление прокурора города Оренбурга к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, выразившееся в не проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, и возложении обязанности провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, выразившееся в не проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых в 2019, 2020 годах вынесены распоряжения (в 2020 году распоряжения N от 22 июня 2020 года, N от 8 июня 2020 года, N от 7 июля 2020 года, N от 8 июля 2020 года, N от 14 июля 2020 года, N от 22 июля 2020 года, N от 23 июля 2020 года, N от 28 июля 2020 года, N от 31 июля 2020 года) об определении управляющих организаций, а также в отношении 79 многоквартирных домов, в которых собственниками помещений не выбран способ управления.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых в 2020 году вынесены распоряжения об определении управляющих организаций для управления многоквартирным домом: N от 22 июня 2020 года, N от 8 июня 2020 года, N от 7 июля 2020 года, N от 8 июля 2020 года, N от 14 июля 2020 года, N от 22 июля 2020 года, N от 23 июля 2020 года, N от 28 июля 2020 года, N от 31 июля 2020 года.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в которых собственниками помещений не выбран способ управления, расположенных по следующим адресам, - (адрес)
- (адрес)
- (адрес)
- (адрес)
- (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес)
- (адрес), - (адрес)
- (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес)
- (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес)
- (адрес)
- (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес) 63, - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес), - (адрес).
В удовлетворении остальной части требований отказать".
С таким решением Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга не согласилось. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации г.Оренбурга не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
На основании частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлены Порядком проведения конкурса по отбору управляющей организации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75).
Согласно пункту 59 Правил N 75, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов, в этом случае размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не может превышать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, который устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, более чем в 1, 5 раза.
В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Согласно части 8 статьи 161 Жилищного кодекса РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным Кодексом РФ, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 года N 1616 (далее - Правила N 1616).
Согласно пункту 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.
Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для не проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом РФ (пункт 4 Правил N 1616).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 2.39 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года N 187, УЖКХ от имени администрации г. Оренбурга организует проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка исполнения УЖКХ администрации г. Оренбурга жилищного законодательства, в результате которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно представленным Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области сведениям, в 2019 году были изданы распоряжения об определении управляющей организации для управления 247 многоквартирными домами.
В 2020 году были изданы распоряжения об определении управляющей организации для управления 124 многоквартирными домами.
Однако в нарушение требований части 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, Правил N 1616, Порядка проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не проводились в 2019-2020 г.г. в отношении многоквартирных домов, по которым: в 2019 году изданы распоряжения об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами; в 2020 году изданы распоряжения N от 22 июня 2020 года, N от 8 июня 2020 года, N от 7 июля 2020 года, N от 8 июля 2020 года, N от 14 июля 2020 года, N от 22 июля 2020 года, N от 23 июля 2020 года, N от 28 июля 2020 года, N от 31 июля 2020 года.
Согласно представленным ГЖИ по (адрес) сведениям (письмо от (дата) N), не выбран способ управления в отношении 79 многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес)
В связи с нарушениями вышеуказанных требований жилищного законодательства прокуратурой г. Оренбурга в адрес начальника УЖКХ администрации г. Оренбурга 13 августа 2019 года, 25 сентября 2019 года направлялись представления с требованием об устранении нарушений.
Как установлено в судебном заседании, в нарушение вышеуказанных требований конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, не проведены в отношении 116 многоквартирных домов, по которым изданы распоряжения N от 22 июня 2020 года, N от 8 июня 2020 года, N от 7 июля 2020 года, N от 8 июля 2020 года, N от 14 июля 2020 года, N от 22 июля 2020 года, N от 23 июля 2020 года, N от 28 июля 2020 года, N от 31 июля 2020 года.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга лежит обязанность по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
Поскольку данных, подтверждающих, что в отношении указанных многоквартирных домах проводились конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами с соблюдением требований части 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, Правил N 75, то есть, в течение трех месяцев со дня вынесения распоряжения об определении управляющей организации, суду не представлено, как и доказательств того, что в отношении 79 многоквартирных домов выбран способ управления, суд пришел к првальному выводу о признании бездействия УЖКХ администрации г. Оренбурга, выразившееся в не проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых в 2019, 2020 годах вынесены распоряжения (в 2020 году распоряжения N от 22 июня 2020 года, N от 8 июня 2020 года, N от 7 июля 2020 года, N от 8 июля 2020 года, N от 14 июля 2020 года, N от 22 июля 2020 года, N от 23 июля 2020 года, N от 28 июля 2020 года, N от 31 июля 2020 года) об определении управляющих организаций, а также в отношении многоквартирных домов, в которых собственниками помещений не выбран способ управления.
Доводы о том, что у истца отсутствовала обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов, поскольку в их адрес не поступала соответствующая информация не могу быть приняты во внимание, поскольку противоречит материалам дела. Так, 26 апреля 2019 года ГЖИ уведомила администрацию г. Оренбурга об исключении ООО "Оренбургская управляющая компания" из реестра лицензий Оренбургской области сведений о многоквартирных домах, управление которыми осуществляло ООО "Оренбургская управляющая компания", для принятия решения органом местного самоуправления в рамках компетенции. Доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено. Кроме того, представитель административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции подтвердила, что в отношении жилых домов, которые находились ранее под управлением ООО "Оренбургская управляющая компания" и по которым необходимо было организовать открытые конкурсы, они уведомлялись ГЖИ по Оренбургской области устно по телефону.
Более того, жилищное законодательство, устанавливая обязанность органа местного самоуправления провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, не ставит исполнение обязанности в зависимость от уведомления органа государственного жилищного надзора.
Доводы о том, что законом устанавливается обязанность органов местного самоуправления по проведению конкурса только в тех случаях, когда собственниками многоквартирного дома не выбран способ управления, либо такое решение не реализовано, не влияют на существо принятого решения.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75.
Подпунктом 2 пункта 3 названных Правил установлено, что принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом считается не реализованным, если не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ (договоры с каждым собственником помещения в таком доме на условиях, указанных в решении данного общего собрания).
Доказательств того, что собственниками указанных в решении суда домов уже осуществлен и реализован способ управления домом, заключены договоры управления с каждым собственником, компания приступила к выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, не представлено.
Административный ответчик в апелляционной жалобе указал на то, что собственниками многоквартирных домов по адресам (адрес), (адрес), выбран и реализован способ управления. Кроме того, список, представленный административным истцом содержит индивидуальные жилые строения, которые не отвечают требованиям для многоквартирного дома: (адрес).
Проверив указанный довод, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание о возложении обязанности на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в которых собственниками помещений не выбран способ управления, расположенных по следующим адресам: (адрес), поскольку собственниками многоквартирного дома по адресу: (адрес) выбран и реализован способ управления, о чем свидетельствует протокол внеочередного собрания собственников от 8 октября 2020 года, объекты, расположенные по адресам: г Оренбург, (адрес), являются нежилыми зданиями и строениями и являются частной собственностью, объект, расположенный по адресу: (адрес) является индивидуальной жилой застройкой, частной собственностью.
Доказательств того, что собственниками многоквартирных домов по адресам (адрес), выбран и реализован способ управления, не представлено, срок действия договоров от 2 октября 2018 года и 17 сентября 2018 года, на которое ссылается административный ответчик, истекли.
Не представлено надлежащих доказательств тому, что по адресу: (адрес), расположен объект недвижимости, являющийся индивидуальной жилой застройкой. Выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости представлена в отношении земельного участка, а не спорного объекта.
Руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 ноября 2020 года изменить в части, исключив из резолютивной части решения указание о возложении на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга обязанности по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в которых собственниками помещений не выбран способ управления, расположенных по следующим адресам: (адрес)
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 КАС РФ через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.