Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Гоношиловой О.А, Камышниковой Н.М.
при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цой С.М. действующей в своих интересах и в интересах группы лиц к Администрации Волгограда о признании незаконным разрешения на строительство
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного истца Цой С.М.
на решение Центрального районного суда города Волгограда от 09 ноября 2020 года, которым в удовлетворении требований Цой С.М, Фролова А.А, Фроловой С.В, Крюкова Н.Н, Крюковой Е.В, Поздеевой А.В, Поздеева А.В, Гудзева Е.Е, Гапоновой Ю.Г, Гапонова А.В, Панкрашева С.С, Панкрашевой В.С, Магреты К.О,, Маргарян А.Ж, Жданова Ю.В, Ждановой Т.Н, Кононенко А.С, Кононенко А.А, Голенко С.Н,, Асадуллаевой А.В, Донцова Д.В, Кубраковой Е.В, Кубракова А.Е, Бережного А.Г, Бережной А.Н, Давыдово Н.А, Катковой Г.А, Жариковой Е.А, Жарикова И.А, Бурыхиной М.И, Бурыхина Д.А. к администрации Волгограда о признании незаконным разрешения на строительство N "... " от 03 сентября 2018г. и 08 июля 2020г. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
административные истцы Цой С.М, Фролов А.А, Фролова С.В, Крюков Н.Н, Крюкова Е.В, Поздеева А.В, Поздеев А.В, Гудзев Е.Е, Гапонова Ю.Г, Гапонов А.В, Панкрашев С.С, Панкрашева В.С, Магрета К.О, Маргарян А.Ж, Жданов Ю.В, Жданова Т.Н, Кононенко А.С, Кононенко А.А, Голенко С.Н, Асадуллаева А.В, Донцов Д.В, Кубракова Е.В, Кубраков А.Е, Бережной А.Г, Бережная Н.А, Давыдова Н.А, Каткова Г.А, Жарикова Е.А, Жариков И.А, Бурыхина М.И, Бурыхин Д.А. обратились в суд с коллективным иском к администрации Волгограда об оспаривании разрешения на строительство многоквартирного дома. Заявленные требования с учетом уточнений, мотивируют тем, что административные истцы являются собственниками квартир в доме N "... " по "адрес". Указанные жилые помещения приобретены в собственность на основании договоров участия в долевом строительстве и переданы в эксплуатацию передаточным актами в период с 22 апреля 2020 г. по 21 мая 2020 г.
Большая часть квартир (одно- и двухкомнатных), принадлежащих административным истцам, имеют одностороннее расположение и выходят окнами (в том числе, трехкомнатные квартиры) с видом на прилегающий земельный участок (кадастровый номер N "... ", площадью 15 006, 00 кв.м.) жилищного комплекса "Шоколад" (далее - ЖК "... " состоящего из двух многоквартирных жилых домов N "... " по "адрес", производимого в два этапа строительства, что осуществляется застройщиком ООО "ИнвестГражданСтрой", на основании разрешения, выданного администрацией Волгограда на строительство N "... " от 03 сентября 2018 г. и от 08 июля 2020 г.
Административные истцы полагают, что уполномоченным органом местного самоуправления при выдаче разрешения и проверке представленной застройщиком ООО "ИнвестГражданСтрой" (ЖК "... ") документации не приняты во внимание имеющиеся нарушения обязательных к применению санитарных норм и требований к градостроительным нормативам в отношении дома N "... " (2 этапа строительства), в том числе, в представленной проектной документации, не была в установленном порядке рассчитана продолжительность инсоляции и естественного освещения для жилых помещений, расположенных в доме N "... " по "адрес" на прилегающем земельном участке, а именно для существующей застройки, оказавшейся в зоне затенения при возведении многоквартирного жилого дома N "... ", предусмотренными действующими санитарными правилами и нормами: - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 19 октября 2001 г, с 1 февраля 2002 г.; -СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 апреля 2003 года, с 15 июня 2003 г.; -СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 175, принятыми на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения".
Кроме того, проектная документация на указанные объекты капитального строительства ЖК "... ", предусматривающая размещение на парковочных местах 530 машино-мест, не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, что также нарушает права и законные интересы административных истцов на благоприятную окружающую среду, поскольку отсутствие необходимого количества парковочных мест на земельном участке названного жилищного комплекса, негативно скажется на количество свободных парковочных мест соседнего многоквартирного жилого дома N "... " по "адрес", предназначенных исключительно для размещения транспортных средств их собственников и членов их семей, а, кроме того, повлечет потенциальное размещение значительного количества транспортных средств (более 230) в непредусмотренных для того местах: зеленые зоны, детские площадки и т.п, что затруднит проезд транспортных средств экстренных служб, ухудшит эпидемиологическую обстановку на соответствующей территории.
Административные истцы считают, что разрешение на строительство N "... ", выдано администрацией Волгограда ООО "ИнвестГражданСтрой" (на строительство второго этапа - многоквартирного жилого дома N "... " в нарушение требований ст. 51 Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку названное разрешение не подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом как в части исчерпывающего перечня приложенных к заявлению застройщика ЖК "... " документов, так и выполнения органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него при оказании услуг по выдаче разрешения на строительство и без соблюдения прав административных истцов на благоприятную среду обитания.
Просят суд признать незаконным разрешение администрации Волгограда N N "... " от 03 сентября 2018 г. и 08 июля 2020 г, выданного ООО "ИнвестГражданСтрой" на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома N "... " по "адрес". 1 этап. Многоквартирный жилой дом N "... " этап. Многоквартирный жилой дом N "... "": в части строительства многоквартирного жилого дома N "... " (2 этап), расположенного по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N "... ", площадью 15 006, 00 кв.м, отменить его в названной части.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Цой С.М. в лице представителя Азовцева М.А. ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы аналогичные содержанию административного искового заявления со ссылкой на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а так же неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав представителя административного истца Цой С.М. - Азовцева М.А, административных истцов Асадуллаеву А.В, Кононенко А.А. поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика администрации Волгограда Цыцулину М.А, представителя заинтересованного лица департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Пазухину Ю.В, представителя заинтересованного лица Облстройнадзора Алейникова А.Ю, представителя заинтересованного лица ООО "ИнвестГражданСтрой" Зыкова Д.В, заинтересованное лицо Никитина Л.С, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что застройщиком в установленном законом порядке проведены работы по подготовке материалов исходно-разрешительной документации и строительства, получены необходимые согласования и предпроектные проработки, разработана проектная документация, получены технические условия на подключение многоквартирного дома к водопроводным, электро, теплосетям, получено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома. В этой связи, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого разрешения на строительство требованиям ст. 51 ГрК РФ и, не установив нарушения прав административных истцов, в удовлетворении административного иска отказал.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками квартир в двенадцатиэтажном многоквартирном жилом доме N "... " по "адрес" (состоящем из 228 квартир, общей площадью квартир 12655, 50 кв.м, жилой площадью квартир 6665, 40 кв.м, площадью застройки 1803, 80 кв.м, высотой жилого дома 32, 75 метра), расположенном на земельном участке площадью 18 311 кв.м, с кадастровым номером N "... ", в пределах кадастрового квартала с номером N "... "
К земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом административных истцов, прилегает земельный участок (кадастровый номер N "... " площадью 15 006, 00 кв.м.) ЖК "... "", состоящего из двухэтапного строительства многоквартирных жилых домов N "... " по "адрес".
Строительство осуществляется застройщиком ООО "ИнвестГражданСтрой" на основании выданного 08.07.2020г. администрацией Волгограда разрешения N "... " на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома N "... " "адрес". 1 этап. Многоквартирный жилой дом N "... " этап. Многоквартирный жилой дом N "... "
Частью 1 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51).
Частью 7 указанной статьи (в редакции, действующей на момент издания разрешения) в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрено, что застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
В силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства является муниципальной услугой и предоставляется на основании ст. 51 ГрК РФ, в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства" утвержденным постановлением администрации Волгограда от 29.06.2018 N 824.
Из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что ООО "ИнвестГражданСтрой" является правопреемником ООО "ДомСтройИнвест" по достройке проблемного дома, что подтверждается представленным протоколом N "... " от 11.05.2018.
В целях проектирования и строительства многоквартирного жилого дома на основании обращения ООО "ДомСтройИнвест" на земельном участке с кадастровым номером N "... " Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда 21.09.2011г. утвержден градостроительный план, согласно которому основным видом разрешенного использования земельного участка указано размещение многоквартирных жилых домов.
Согласно п.п. 2.2.2, 2.2.3 градостроительного плана предельная высота зданий, строений, сооружений не должна превышать 75 м, площадь объекта строительства не должна превышать 0, 60024 га или ровно 40% (1, 5006*0, 4=0, 60024).
Примечанием к чертежу градостроительного плана определено, что минимальные отступы стен зданий с окнами от границ сопряженных земельных участков на расстоянии, обеспечивающем нормативную инсоляцию и освещенность на высоте 6 м. по границам сопряженных земельных участков, но не менее 10 м.
Согласно схеме планировочной организации земельного участка указано расстояние отступа МКД N2 от границы земельного участка и составляет 23, 75 кв.м, а также от границы МКД истцов и составляет 37, 88 кв.м.
Разрешение на строительство объекта капитального строительства "Жилая застройка в Северо-Восточной части МКР N "... " в Дзержинском районе г.Волгограда 1 очередь строительства, Жилой дом N "... "" N "... " от 22.02.2013 выдано администрацией Волгограда ООО "ДомСтройИнвест".
На основании заявления застройщика (субарендатора земельного участка с кадастровым N "... ") в разрешение на строительство были внесены изменения. Разрешение на строительства выдано на строительство двух 20-ти этажных жилых многоквартирных домов N "... "
На основании градостроительного плана земельного участка "... " разработало проектную документацию на строительство многоквартирных жилых домов N "... " по "адрес", получившую положительное заключение негосударственной экспертизы от 04.06.2018г. проведенной аккредитованной организацией ООО "Межрегионэкспертиза - С".
Согласно положительному заключению экспертизы ООО "Межрегиоэкспертиза-С" от 04.06.2018 N "... " по объекту "Многоквартирные жилые дома N "... " по "адрес". 2 этап. Многоквартирный жилой дом N "... "", эксперты пришли к выводу о том, что: 1) результаты инженерных изысканий с учетом внесенных изменений соответствуют требованиям технических регламентов; 2) проектная документация соответствует результатам инженерно-геологических изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности; 3) проектная документация и результаты инженерных изысканий соответствуют установленным требованиям.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что эксперты обладают специальным образованием и имеют необходимые познания в данной области, оснований не доверять экспертам либо ставить под сомнение выводы экспертизы, подготовленной уполномоченным лицом, у администрации Волгограда не имелось. Оценка представленной экспертизы в рамках предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства" административным регламентом не предусмотрена, так же как и ГрК РФ.
Оспаривая выданное ООО "ИнвестГражданСтрой" разрешение на строительство административные истцы ссылались на необоснованность выводов экспертов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает судебный и административный порядок оспаривания заключений экспертизы проектной документации.
Так, в соответствии с ч. 12 ст. 49 ГрК РФ в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.03.2012 N 126 утвержден Порядок обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в соответствии с которым заключение экспертизы может быть обжаловано в течение трех лет со дня утверждения такого заключения застройщиком, техническим заказчиком или их представителем.
Таким образом, вышеуказанными нормативными правовыми актами установлен административный порядок обжалования заключений экспертизы (в экспертную комиссию, созданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства), для исчерпывающего круга лиц (застройщик, технический заказчик или их представитель), к числу которых органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не относятся.
Кроме этого, ч. 10 ст. 49 ГрК РФ также установлен судебный порядок оспаривания отрицательных заключений экспертизы застройщиком или техническим заказчиком.
При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод.
В этой связи норма ч. 10 ст. 49 ГрК РФ, предусматривающая возможность оспаривания отрицательного заключения экспертизы в судебном порядке только застройщиком или техническим заказчиком, не лишает права оспаривать заключения (отрицательные и положительные) экспертизы иными лицами в случае, если такие заключения не соответствуют действующему законодательству и нарушают их права и законные интересы.
Таким образом, законом установлен специальный порядок оспаривания заключения экспертизы проектной документации. Заключение экспертизы ООО "Межрегионэкспертиза - С" в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано.
По смыслу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Частью 13 ст. 51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В условиях, когда, застройщиком был представлен полный комплект документов, необходимый для выдачи разрешений на строительство, в том числе положительное заключение экспертизы проектной документации, предусмотренных ч. 13 ст. 51 ГрК РФ основания для отказа в выдаче ООО "ИнвестГражданСтрой" разрешения на строительство у администрации Волгограда не имелось.
Довод административных истцов о том, что в проектной документации не приняты во внимание нарушения норм санитарных правил в части инсоляции принадлежащих им жилых помещений, являлся предметом оценки суда первой инстанции и правомерно признан необоснованным.
Статьей 22 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ) установлено, что здания должны быть спроектированы таким образом, чтобы в жилых помещениях была обеспечена достаточная продолжительность инсоляции или солнцезащита в целях создания безопасных условий проживания независимо от его срока.
Выполнение требований, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, должно быть обеспечено мерами по ориентации жилых помещений по сторонам света, а также мерами конструктивного и планировочного характера, в том числе по благоустройству прилегающей территории.
Таким образом, при проектировании здания требования инсоляции предъявляются к проектируемому объекту, а не к существующей или планируемой застройке.
Согласно разделу 3 проектной документации, (N "... ") многоквартирного жилого дома N "... " по "адрес", пункт 4 - естественное освещение помещений установлено, что все помещения с постоянным пребыванием людей запроектированы с естественным освещением. Проектом обеспечены требования инсоляции - дом ориентирован продольными сторонами на северо-восток, юго-запад и торцами с оконными проемами на северо-запад и юго-восток, что обеспечивает необходимую продолжительность инсоляции жилых помещений (южнее 58 с.ш.-менее 2, 0 часов).
Расположение проектируемого многоквартирного жилого дома выполнено в соответствии с требованиями инсоляции помещений по СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство", п.9.19; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 п.п. 2.4, 2.5; СанПин 2.1.2.2645-10 п.5.9, (стр. 11).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.10.2001) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2001 N 3026), на нарушение которого в том числе ссылались истцы, устанавливает требования к инсоляции жилых помещений, в соответствии с которыми продолжительность инсоляции в жилых зданиях должна быть обеспечена не менее чем в одной комнате 1 - 3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир.
Оценивая представленный стороной административного истца расчет инсоляции и затенения выполненный специалистами "... " согласно которому после окончания строительства жилого дома N "... " по "адрес" нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции жилых помещений не обеспечена в первой и второй секциях жилого дома административных истцов, с первого по шестой этажи, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными выводы представленного расчета.
Пунктом 2.5 СанПиН предусмотрен норматив лишь для непрерывной инсоляции. Кроме того, данный пункт предполагает, что нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых и общественных зданий устанавливается дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города, географической широты.
Пункт 3.4 СанПиН допускает снижение "прерывистой" или "суммарной" инсоляции (когда солнечные лучи поступают в жилое помещение в течение дня различные отрезки времени и с перерывами) на 0, 5 часа лишь для северной, центральной зон и только в 2-комнатных, 3-комнатных и многоквартирных квартирах при определенных условиях.
Пункт 7.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 расположен в главе "Расчет продолжительности инсоляции", содержит указание на даты расчета продолжительности инсоляции помещений.
В этой связи, суд правомерно указал, что императивных требований об обеспечении непрерывной инсоляции, вышеуказанный СанПиН не содержит.
Суд также обоснованно признал не состоятельными доводы административных истцов о нарушении требований строительных норм и правил в части количества парковочных мест и площади озеленения.
Согласно п. 7.6 Свода правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утв. Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, предусмотрено, что плотность застройки жилых, общественно-деловых и смешанных зон следует принимать с учетом установленного зонирования территории, типа и этажности застройки, дифференциации территории по градостроительной ценности, состояния окружающей среды, природно-климатических и других местных условий. Предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории микрорайонов (кварталов), в том числе, жилых приведены в приложении Б. Расчетная плотность населения микрорайона при многоэтажной комплексной застройке и средней жилищной обеспеченности 20 кв. метров на одного человека не должна превышать 450 чел/га.
Площадь озеленения территории микрорайона (квартала) многоквартирной застройки жилой зоны (без учета участков общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций) должна составлять не менее 25 % площади территории квартала (п. 7.4. Свода правил).
В градостроительном плане земельного участка N "... " на земельный участок с кадастровым N "... ", утвержденном распоряжением комитета по градостроительству и архитектуре от 21.09.2011 N 55-осн содержатся требования по предельным параметрам разрешенного строительства: максимальная высота объектов капитального строительства должна быть - 75 м. Проектируемый многоквартирный жилой дом N "... " имеет высоту - 57, 92 м. Максимальный процент застройки земельного участка установлен 40 %. Площадь застройки жилых домов N "... " - 3585 кв.м, что составляет 24%. Минимальное количество машино - мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельного участка - в соответствии с подпунктом 3.5 пункта 3 раздела 8.2 Правил землепользования и застройки городского округа город герой Волгоград, утвержденных решением городской волгоградской Думой от 15.09.2010 N 36/1087 (действующих на момент выдачи градостроительного плана), т.е. одно машино - место на 80 кв.м. площади проектируемого объекта.
В соответствии с пунктом 3.5.6 раздела 8.2 Правил землепользования и застройки, при условии соответствия действующим нормативам количества стояночных мест в границах квартала до 30 % от установленного минимального количества машино- мест для хранения индивидуального автотранспорта на земельных участках могут размещаться за пределами земельного участка.
Согласно проектной документации: площадь квартир жилых домов N "... " без учета летних помещений составляет 20604, 76 кв.м, для 1 этапа, 20604, 76 для 2 этапа. Всего потребность жилых помещений в парковках составляет 516 м/мест. Для встроенных помещений магазинов требуется 16 м/мест. Всего для застройки 100% обеспеченность составляет 532 м/место.
В соответствии с проектной документацией раздел 2 Схема планировочной организации земельного участка N "... " предусмотрено строительство подземной парковки на 242 машино-места. В границах земельного участка, в соответствии с чертежом Планировочной организации земельного участка размещено 242м/места в подземной парковке и 136 м/мест на проездах около жилых домов, а всего 378 м/мест, что составляет 71% от расчетного количества. Остальные места для парковок в количестве 154 м/места предусмотрены за границами земельного участка, вдоль красных линий квартала, и включены застройщиком в границы прилегающего благоустройства.
Минимальное количество озелененной территории должно быть определено в соответствии с подп. 3.4 п. 3 раздела 8.2 Правил землепользования и застройки - 15 кв. м на 100 кв. м общей площади жилых помещений на земельном участке.
Согласно п. 3.4.7 Правил землепользования и застройки, при застройке земельных участков примыкающих к лесам, лесопаркам, городским и районным садам и паркам в пределах доступности 300 м. площадь озеленения допускается уменьшать, но не более чем на 30 %.
Соответственно, для проектируемой застройки площадь озеленения должна составлять 6181, 42 кв.м. В границах земельного участка предусмотрено размещение 4450, 8 кв.м. озеленения. Земельный участок примыкает к территории зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения "Мамаев курган", границы охраны которого утверждены постановлением Правительства Волгоградской области от 18.04.2014 N 209-п.
Исходя из учета имеющихся данных, в случае сокращения площади озеленения земельного участка на 30% (6181, 42 - 30%), площадь озеленения составит 4327 кв.м, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют содержание административного искового заявления, сводятся к несогласию административных истцов с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 09 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Цой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:/подпись/
Судьи:/подпись/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.