Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С, судей Ганченковой В.А, Штанова С.В, при секретаре Мирской Н.О, рассмотрела в открытом судебном заседании 17 марта 2021 г. в г.Саранске гражданское дело по иску Куренкова О.В, К.П.Д, Кузнецов А.Д. к Администрации городского округа Саранск об обязании предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение, по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2020 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Куренкова О.В, К.П.Д, Кузнецов А.Д. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Саранск об обязании предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение по тем основаниям, что в соответствии с договором купли-продажи комнаты в общежитии от 19 января 2012 г. Куренкова О.В. и Кузнецов А.Д. являются собственниками комнаты в общежитии (доля в праве по "данные изъяты" у каждого), расположенной по адресу: "адрес"
В соответствии с соглашением об уплате алиментов от "дата", К.П.Д. является собственницей вышеназванной комнаты в общежитии (доля равна 1/2).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 10 сентября 2014 года N 14 жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес" признаны непригодными для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу.
Данные жилые помещения расположены в многоквартирных домах, признанных аварийными до 1 января 2017 г. в соответствии с пунктами 328,. 329 приложения 4 к подпрограмме "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия" Государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53.
Уведомлением от 13 февраля 2020 г. N 490-ОГ Администрация го Саранск известила о сносе данного многоквартирного дома.
Истцы известили Администрацию городского округа Саранск о выборе ими способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения в собственность.
3 сентября 2020 г. Администрация городского округа Саранск направила в адрес Куренковой О.В. проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, а также отчет о рыночной стоимости недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, истцы просили обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить им благоустроенное жилое помещение в черте городского округа Саранск общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения - комнаты в общежитии площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес", взамен изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск, в рамках подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2020 г. исковые требования истцов удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. не согласился с принятым решением, считает что оно подлежит отмене, ссылаясь на то, что указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2017 г, он был включен в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53, ставящей цель переселить граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. аварийными, следовательно вывод суда о том, что процедура принятия решения о признании помещения непригодным завершена 29 декабря 2018 г. является ошибочным.
Судом не учтен тот факт, что Кондрашкина П.Д. стала собственницей 1/2 доли квартиры только 22 мая 2019 г, т.е. после признания дома аварийным. Учитывая, что собственность была приобретена после признания дома аварийным, следует руководствоваться пунктом 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Считает, что суд не вправе обязывать органы местного самоуправления обеспечивать собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого помещения, а другое жилое помещение может быть предоставлено по соглашению, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену. Ввиду того, что соглашение между сторонами не достигнуто, следовательно, истцами избран ненадлежащий способ защиты прав.
В судебное заседание К.П.Д, Кузнецов А.Д, Правительство РМ, Министерство ЖКХ, энергетики и гражданской защиты населения РМ не явились о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Куренковой О.В, её представителя Куканова О.Ю, представителя ответчика - Администрации городского округа Саранск Дерова Н.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что у Куренковой (Кондрашкиной) О.В. имеются сын Кузнецов А.Д, "дата" года рождения, дочь К.П.Д, "дата" года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении
В соответствии с договором купли-продажи комнаты в общежитии от 19 января 2012 года, Куренкова О.В. является собственницей комнаты в общежитии (доля в праве "данные изъяты"), расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии "данные изъяты" от 24 января 2012 г. (л.д. 21).
В соответствии с договором купли-продажи комнаты в общежитии от 19 января 2012 года, Кузнецов А.Д. является собственником комнаты в общежитии (доля в праве "данные изъяты"), расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии "данные изъяты" от 24 января 2012 года (л.д. 20).
В соответствии с договором купли-продажи комнаты в общежитии от 19 января 2012 года, соглашением об уплате алиментов от 17 мая 2019 г, удостоверенным нотариусом Саранского нотариального округа Республики Мордовия П.С.А, К.П.Д. является собственницей комнаты в общежитии (доля равна "данные изъяты"), расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии "данные изъяты" от 24 января 2012 года, а также соглашения об уплате алиментов серии "данные изъяты", зарегистрированным в реестре за "N" (л.д. 19, 22).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 10 сентября 2014 года N 14 жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес" признаны непригодными для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации го Саранск от 29 декабря 2018 г. N 3088 "О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащими сносу" (с изменениями, внесенными постановлением от 29 декабря 2018 г. N 3100) жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес" признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу с даты принятия межведомственной комиссией решения о признании жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", где в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия" включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", планируемая дата переселения 31 декабря 2020 г.
13 февраля 2020 г. Куренковой О.В, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней К.П.Д, Кузнецову А.Д. направлено уведомление о проведение мероприятий по сносу жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Истцам в течение месяца со дня получения настоящего требования предложено либо заключение с Администрацией го Саранск соглашения о мене жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого, либо о выплате выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение.
20 ноября 2019 г. Куренковой О.В, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней К.П.Д, Кузнецову А.Д. направлено уведомление о проведении мероприятий по сносу указанного жилого дома в течение месяца со дня получения настоящего требования, а также о выборе предложения о заключении с Администрацией го Саранск соглашения о мене жилых помещений либо заключить соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение.
Письмом от 13 февраля 2020 г. Администрация городского округа Саранск повторно известила Куренкову О.В, действующую за себя и в интересах несовершеннолетней К.П.Д, Кузнецова А.Д. о реализации его жилищных прав путем заключения соглашение о выплате выкупной стоимости жилого помещения в силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3 сентября 2020 г. Куренковой О.В, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней К.П.Д, Кузнецову А.Д. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором им предложено взамен изымаемого жилого помещения и земельного участка выкупную стоимость в размере 98495 рублей Куренковой О.В. и Кузнецову А.Д, и Куренковой О.В, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней К.П.Д. в размере 196990 руб.
4 июня 2020 г. Администрацией го Саранск принято постановление "N" об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый "N", а также жилых помещений, расположенных по тому же адресу согласно приложению. В данном приложении указано жилое помещение: "адрес", кадастровый "N", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
17 июня 2020 г. Куренковой О.В, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней К.П.Д, Кузнецову А.Д. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором им предложено взамен изымаемого жилого помещения и земельного участка выкупную стоимость в размере 98495 руб. Куренковой О.В. и Кузнецову А.Д, и Куренковой О.В, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней К.П.Д. в размере 196990 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции исходил из того, что Куренкова О.В, Кузнецов А.Д. стали собственниками жилого помещения до признания дома аварийным, а К.П.Д, имея долю в размере "данные изъяты" с 19 января 2012 г, на основании соглашения об уплате алиментов увеличила её размер до 1/2 доли с 22 мая 2019г, в связи с чем в данном случае часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не применима, следовательно, по своему выбору истцы имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Данная норма вступила в силу 28 декабря 2019 г. Федеральный закон N 473- ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.
Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28 декабря 2019 г, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. указанные лица имеют право только на выплату возмещения (ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако, как следует из материалов дела Куренкова О.В. и Кузнецов А.Д. приобрели в собственность комнату в общежитии (доля в праве 1/4), расположенной по адресу: "адрес", 19 января 2012 г, т.е. до признания в 2014 году указанного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что К.П.Д. стала собственницей "данные изъяты" доли квартиры только 22 мая 2019 г, т.е. после признания дома аварийным, являются несостоятельными, поскольку судом первой инстанции установлено, что у К.П.Д. с 24 января 2012 г. имелась в праве общей долевой собственности 1/4 доля на жилое помещение по адресу: "адрес", впоследствии, она стала собственницей 1/2 доли указанной комнаты на основании соглашения об уплате алиментов от "дата", удостоверенного нотариусом Саранского нотариального округа Республики Мордовия П.С.А, то есть отчуждение имущества было произведено её отцом К.Д.А. бесплатно.
Таким образом, исходя из конституционной нормы о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что по отношению к К.П.Д, которая не понесла расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо отказ в предоставлении другого жилого помещения в собственность.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что довод апеллянта об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что процедура принятия решения о признании помещения непригодным завершена лишь 29 декабря 2018 г, не может служить основанием для отмены по сути правильно принятого по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не вправе обязывать органы местного самоуправления обеспечивать собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку с органом местного самоуправления не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как уже указывалось выше, правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено судом первой инстанции, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, был признан аварийным, включен в Государственную программу Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", где в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия", утвержденную Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53.
При чем как следует из раздела 3 указанной программы органы местного самоуправления по результатам заблаговременно проведенных мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда представляют в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия предложения для формирования адресного перечня аварийных многоквартирных домов с этапами участия, т.е. способ и условия переселения определяется собственниками аварийного жилого помещения, однако в материалах дела данных о том, что истцы осуществили выбор способа обеспечения их жилищных прав, избрав предоставление возмещения стоимости жилого помещения, а не предоставление другого жилого помещения, не имеется.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что администрации муниципального образования, не предприняла никаких мер по заключению соглашения с истцами по предоставлению другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", судебная коллегия приходит к выводу, что истцы по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С. Леснова
Судьи
В.А. Ганченкова
С.В. Штанов
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 марта 2021 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.