Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С, судей Ганченковой В.А, Ериной Н.П, при секретаре Лебедевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 24 марта 2021 г. в г. Саранске гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" к Романов В.М, действующему за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романова О.В, Романов К.В. о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и судебных расходов, по встречному иску Романов В.М, действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романова О.В, Романов К.В. к обществу с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" о признании начислений платы за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами незаконными и аннулировании начислений, о признании коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не оказанными, о признании публичного договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с Романовым В.М. не заключенным, о понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, о возложении обязанности установить мусорный контейнер, по апелляционной жалобе Романова В.М, действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романовой О.В, Романова К.В. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от "дата"
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (далее - ООО "РЕМОНДИС Саранск") обратилось в суд с иском к Романову В.М, действующему за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романовой О.В, Романову К.В. о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО), мотивируя требования тем, что оно наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия до 31 декабря 2027 г. На территории с. Ельники обязательства регионального оператора ООО "РЕМОНДИС" Саранск" осуществляет с 1 мая 2018 г.
В целях заключения публичного договора, в том числе для обеспечения возможности потребителей заключить договор путём совершения конклюдентных действий, региональный оператор 4 апреля 2018 г. разместил публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия в газете "Известия Мордовии" и на своем официальном сайте (www.remondis-saransk.ru).
ООО "РЕМОНДИС Саранск" услугу по обращению с ТКО оказывает всем без исключения гражданам, проживающим на территории Ельниковского муниципального района, и с 1 мая 2018 г. ответчики, зарегистрированные по адресу: "адрес", являются потребителями услуг, оказываемых региональным оператором.
Региональный оператор добросовестно выполнял все существенные условия договора публичной оферты, а именно, осуществлял сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, а также выставлял ответчикам счета на оплату услуг. Однако стороной ответчиков не выполняется обязанность по оплате предоставленной коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Сумма задолженности ответчиков за период с 1 мая 2018 г. по 31 июня 2019 г. составляет 1405 руб. 08 коп. и судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Романов В.М, действующий за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романова О.В, Романов К.В. обратились в суд со встречным иском к ООО "РЕМОНДИС Саранск" о признании начислений платы за услугу по обращению с ТКО незаконными и аннулировании начислений, о признании коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с 1 мая 2018 г. по 30 апреля 2019 г. не оказанными, признании публичного договора на оказание услуг по обращению с ТКО, опубликованного 4 апреля 2018 г. в газете "Известия Мордовии" с Романовым В.М. не заключенным, о понуждении к заключению с Романовым В.М. договора на оказание услуг по обращению с ТКО, о возложении обязанности установить мусорный контейнер в соответствии с Реестром, утверждённым постановлением Администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 10 января 2020 г, за N 4. "Об утверждении и ведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Ельниковского муниципального района" и Территориальной схемой Утвержденной Приказом Министерства жилищного - коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 13 декабря 2019 г. N 16/185 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Республики Мордовия".
В обоснование встречного иска, Романов В.М, Романова О.В, Романов К.В. указали, что в отношениях, связанных с оказанием услуг, первоначальным является обязательство по оказанию услуг, обязательство по их оплате является встречным. Истец не подтверждает достаточными и достоверными доказательствами факт реального оказания услуг по обращению с ТКО, факт совершения им конклюдентных действий по пользованию услугой, наличие возможности пользоваться услугой по обращению с ТКО. В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории Ельниковского сельского поселения Ельниковского района в качестве мест накопления отходов определено 32 контейнерных площадки, расположенных на территории с. Ельники, в том числе по "адрес". Фактически контейнерная площадка оборудована не была, мусорные контейнеры на "адрес" отсутствовали. При этом потребитель не вправе заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц. Правила обращения с ТКО, действующие до 2 октября 2018 г. не предусматривали заключение Договора на оказание услуг по обращению с ТКО путём размещения публичной оферты. В нарушение пункта 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, ему в месячный срок предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект договора не направлялись. Также обращено внимание на то, что в июле 2018 года Романов В.М. обращался в абонентский отдел ООО "РЕМОНДИС Саранск" с. Ельники с намерением заключить договор на обращение с ТКО, где ему было отказано в заключении договора в виду того, что договор уже заключен путем публичного предложения.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 24 декабря 2020 г. иск ООО "РЕМОНДИС Саранск" удовлетворён.
С Романова В.М, действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романовой О.В, Романова К.В. в солидарном порядке в пользу ООО "РЕМОНДИС Саранск" взыскана задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 1 марта 2019 г. по 30 июня 2019 г. в сумме 1 405 руб. 08 коп. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Встречный иск Романова В.М, действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романовой О.В, Романова К.В. к ООО "РЕМОНДИС Саранск" оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Романов В.М, действующий за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романова О.В, Романов К.В. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в иске ООО "РЕМОНДИС Саранск" отказать, встречные исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает на то, что:
суд рассмотрел дело в отсутствие Романова О.В, Романов К.В, не извещённых о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, так как оператором связи ПАО "Ростелеком" нарушены правила оказания услуг почтовой связи и не соблюдён установленный порядок доставки телеграмм, что воспрепятствовало реализации прав на представление доказательств, дачу пояснений, возражений относительно заявленных исковых требований и привело к нарушению принципов состязательности и равноправия сторон;
суд не вправе был отказать (протокольным определением) в принятии к производству заявления об увеличении встречных исковых требований, так как суду при отсутствии документов, подтверждающих вручение третьим лицам копий иска, следовало оставить его без движения;
в ходе судебного разбирательства, первоначально заявленные встречные исковые требования Романова В.М, действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, изменились, то есть уменьшились, однако суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований и принял решение по требованиям, от которых Романов В.М. отказался, воспользовавшись исключительным правом на их уменьшение;
ООО "РЕМОНДИС Саранск" не исполнило возложенную на него законом обязанность по заключению с ними, как с потребителями, договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не направил всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора, как то следует из пункта 6 Правил обращения с ТКО (в редакции, действовавшей на 1 мая 2018 г.) и пункта 3.1 Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия;
не должны нести ответственность за неисполнение обязательства по оплате коммунальной услуги, так как оно в свою очередь вызвано неисполнением обязательств региональным оператором;
региональным оператором предлагалось им принимать услугу по вывозу ТКО на неопределённых условиях, поскольку в публичной оферте информация по предмету договора такая, как объём и место накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО, отсутствует, что влечёт за собой навязывание невыгодных условий договора;
публичная оферта на оказание услуг по обращению с ТКО не соответствует форме типового договора, утверждённой постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N1156;
контейнерные площадки на "адрес" в спорный период не размещались, вследствие чего принять публичную оферту и исполнять её условия в части способа складирования ТКО являлось неисполнимым обязательством при том, что складирование ТКО в неустановленных местах противоречило бы Правилам обращения с ТКО, так как потребитель не вправе заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц, места сбора мусора должны быть определены по месту непосредственного проживания получателя услуги;
возможность осуществления конклюдентных действий была предоставлена только с 14, 16 ноября 2020 г, то есть с даты установки контейнеров для сбора мусора на "адрес";
факт оказания услуги по обращению с ТКО региональным оператором не доказан, из представленных им письменных доказательства усматривается лишь возможность оказания этой услуги;
суд не дал оценку доводам ответчиков по первоначальному иску, а также представленным ими доказательствам, а именно: письму регионального оператора, содержащем информацию о вывозе ТКО из с.Ельники, паспорту благоустройства территории индивидуальной жилой застройки и территории в ведении юридических лиц и индивидуальтных предпринимателей с. Ельники, отражающего отсутствие оборудованных контейнерных площадок по "адрес", вопреки данным территориальной схемы, извещениям по оплате услуг по обращению с ТКО за период с марта по июнь, в которых отсутствуют данные о задолженности, в то время как в платёжном документе должны быть указанные сведения за предыдущие расчётные периоды;
суждение суда о получении ими извещений по оплате услуг по обращению с ТКО не соответствует действительности, кроме того региональным оператором не представлено доказательств их направления в адрес ответчиков по первоначальному иску, в решении не отражено, сведения о каких фактах содержатся в показаниях свидетелей Ю.В.В. и Шитовой Л.И.;
действующее законодательство не предусматривает солидарную ответственность долевых собственников жилого помещения за неисполнение обязанности по оплате коммунальных услуг.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО "РЕМОНДИС Саранск" Ефремова Е.В. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель Романова В.М. - Шитова Л.И, Романова О.В, Романов К.В, представители администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, ООО "РЕМОНДИС Логистик" не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ООО "РЕМОНДИС Саранск" Ефремовой Е.В, ответчика (истца по встречному иску) Романова В.М, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Романову К.В, Р.Д.В, Романову В.М, Романовой О.В. на праве общей долевой собственности (по 1/4 доли в праве) принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 6 августа 2020 г. Дата государственной регистрации права: 16 июня 2017 г.
Отдельные лицевые счета по начислению платы за услугу по обращению с ТКО на каждого члена семьи Романовых не заводились.
В соответствии с Уставом ООО "РЕМОНДИС Саранск" является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.
Основным видом деятельности ООО "РЕМОНДИС Саранск" является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья.
Из условий соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия N 72/47 от 11 августа 2017 г. следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручило, а ООО "РЕМОНДИС Саранск" приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен региональному оператору ООО "РЕМОНДИС Саранск" на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г.
В силу пункта 7.2.2 дополнительного соглашения N 1 к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами N 72/47 от 11 августа 2017 г. региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме на территории Ельниковского района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г.
4 апреля 2018 г. в газете "Известия Мордовии" и на своем официальном сайте региональный оператор ООО "РЕМОНДИС Саранск" разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия.
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение; потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (пункт 2.1), права и обязанности сторон (пункт 5.1), срок начала оказания услуг (пункт 2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3).
В силу пункта 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) потребители предоставляемой услуги уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Датой начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Ельниковского района установлено 1 мая 2018 г. (пункт 2.5 договора).
Прямой договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО ООО "РЕМОНДИС Саранск" и Романовыми заключен не был.
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. N 23, от 18 июля 2018 г. N 74, от 17 декабря 2018 г. N 218, от 14 марта 2019 г. N15 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО "РЕМОНДИС Саранск" на 2018 -2019 годы для населения (с учетом НДС) с 1 апреля по 30 июня 2018 г. включительно 546 руб. 23 коп, с 1 июля по 31 декабря 2018 г. включительно 546 руб. 48 коп, с 1 апреля по 30 июня 2018 г. включительно 546 руб. 23 коп, с 1 июля по 31 июля 2018 г. включительно 546 руб. 48 коп, с 1 августа по 31 декабря включительно 501 руб. 85 коп, с 1 января по 30 июня 2019 г. включительно 492 руб. 42 коп, с 1 января по 31 марта 2019 г. включительно 492 руб. 42 коп, с 1 апреля по 30 июня 2019 г. включительно 474 руб. 53 коп, с 1 июля по 31 декабря 2019 г. включительно 474 руб. 53 коп.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 апреля 2017 г. N 225 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2, 2 куб.м (2, 2 куб.м : 12 мес. = 0, 183333 куб.м на 1 проживающего в месяц).
За период с марта 2019 г. по июнь 2019 г. на основании утвержденных тарифов и норматива накопления твердых коммунальных отходов жильцам жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", из расчёта 4 человека, за услуги по обращению с ТКО начислено 1405 руб. 08 коп.: за март 2019 года - 361 руб. 11 коп, за апрель 2019 год - 347 руб. 99 коп, за май 2019 года - 347 руб. 99 коп, за июнь 2019 года - 347 руб. 99 коп.
Ответчики по первоначальному иску факт неоплаты ООО "РЕМОНДИС Саранск" услуг по обращению с ТКО за указанный период не оспаривали, однако считают, что производимые ООО "РЕМОНДИС Саранск" начисления незаконны, поскольку между ними и ООО "РЕМОНДИС Саранск" Саранск" нет договорных отношений, услугой по обращению с ТКО, предоставляемой названным обществом они фактически не пользуются, улица, по которой они проживают на указанный в первоначальном иске период не оборудована специальными площадками для установки контейнеров, сами контейнеры для сбора мусора отсутствуют.
В подтверждение факта оказания ответчикам по первоначальному иску услуг по сбору и вывозу ТКО ООО "РЕМОНДИС Саранск" в материалы дела представлен договор на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО от 6 марта 2018 г, заключенный между ООО "РЕМОНДИС Саранск" и ООО "Экология Региона" (в настоящее время - ООО "РЕМОНДИС Логистик"), согласно которому региональный оператор поручил, а исполнитель ООО "РЕМОНДИС Логистик" принял на себя обязательство оказывать услуги по сбору твердых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг, в том числе Ельниковский муниципальный район Республики Мордовия и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Мордовия, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. N 16/129.
Согласно счетов-фактур и платежных поручений, датированных за период с мая 2018 года по декабрь 2019 года ООО "РЕМОНДИС Саранск" оплачены ООО "РЕМОНДИС Логистик" услуги по сбору и транспортированию ТКО по договору от 6 марта 2018 г.
Из копии маршрутного графика на механизированную уборку ТКО ООО "РЕМОНДИС Саранск" (маршрут N 10, марка мусоровоза камаз), утвержденного 29 ноября 2018 г. следует, что на территориях Ельниковского и Стародевиченского сельских поселений Ельниковского района установлено 92 контейнера, из них 84 в с. Ельники, график вывоза ежедневно.
Из копии маршрутного графика на механизированную уборку твердых коммунальных отходов ООО "РЕМОНДИС Саранск" (маршрут N 10, марка мусоровоза камаз), утвержденного 30 сентября 2019 г. следует, что на территориях Ельниковского, Стародевиченского, Акчеевского сельских поселений Ельниковского района установлено 139 контейнеров, из них 110 в с. Ельники, график вывоза - ежедневно.
Согласно сводной выписке из маршрутного журнала ООО "РЕМОНДИС Логистик" по Ельниковскому сельскому поселению Республики Мордовия за период с 1 мая 2018 г. по 30 июня 2019 г. ООО "РЕМОНДИС Логистик" ежедневно собирались и вывозились отходы из мест их накопления в с. Ельники.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к выводу, что исковые требования ООО "РЕМОНДИС Саранск" подлежат удовлетворению, поскольку ответчики по первоначальному иску акцептировали своё согласие с опубликованным в газете договором, с заявлением о заключении письменного договора на иных условиях, чем предусмотрено в оферте, к региональному оператору не обращались, следовательно, должны добросовестно выполнять свою обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО.
Проверив расчёт ООО "РЕМОНДИС Саранск", суд признал его правильным, а размер задолженности ответчиков равным 1405 руб. 08 коп, подлежащим с них взысканию.
Рассматривая встречные требования Романова В.М, действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романовой О.В, Романова К.В, суд не усмотрел правовых оснований для их удовлетворения, поскольку достоверные доказательства того, что истцы по встречному иску не пользовались услугой по вывозу ТКО, отсутствуют, а правоотношения между сторонами считаются договорными.
Более того, Романовы к региональному оператору с требованием заключить с ними письменный договор на условиях, отличных от типовых, письменно не обращались, необходимые для этого документы в полном объёме не представляли, протокол разногласий, установленный статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, не составлялся.
Кроме того ответчиками (истцами по встречному иску) не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию ТКО, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности их семьи, в том числе данных о заключении ими договоров на утилизацию ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику по встречному иску о перерасчёте указанных в платёжных документах сумм задолженностей, в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования ТКО в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с ТКО.
Данные выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 9 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил N 354).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148 (2)).
Согласно пункту 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическим потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил N 354).
То есть, совершение потребителем действий по фактическому потреблению коммунальных услуг свидетельствует о заключении между сторонами вышеназванного договора.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, по смыслу изложенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации ТКО.
Отношения в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 г. принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающих порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В силу пункта 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (действовавшего до 2 октября 2018 г.) региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
В силу пункта 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ), при этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 г.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Жилищного кодекса Российской Федерации самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из изложенного выше следует, что в силу закона потребители - собственники жилых домов обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Следовательно, между ООО "РЕМОНДИС Саранск" и ответчиками по первоначальному иску Романовым В.М, действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романовой О.В, Романовым К.В. сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которыми последние обязаны надлежащим образом исполнять обязанность, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и оснований для освобождения их от обязанности оплаты услуг ООО "РЕМОНДИС Саранск" по вывозу твердых коммунальных отходов нет.
При этом судебная коллегия находит, что само по себе отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором ООО "РЕМОНДИС Саранск" не освобождает потребителей Романовых от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором, а именно с 1 мая 2018 г, в соответствии с указанным выше соглашением. В свою очередь ответственность за не заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с даты начала оказания услуг региональным оператором возложена на потребителя.
Предложение регионального оператора было размещено 4 апреля 2018 г, заявления собственников жилого дома о заключении договора в 2 экземплярах с перечнем приложенных документов, возражений в установленный срок от ответчиков не поступило, следовательно, с 20 апреля 2018 г. договор, который по юридической природе является публичным, считается заключенным на условиях типового договора, фактические договорные отношения с потребителем у регионального оператора сложились с момента начала осуществления ООО "РЕМОНДИС Саранск" оказания услуг по вывозу ТКО в качестве единственного регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия, вне зависимости от наличия письменного договора.
Довод жалобы о том, что публичная оферта на оказание услуг по обращению с ТКО не соответствует форме типового договора, утверждённой постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N1156, отклоняется как несостоятельный, поскольку несоответствия не установлено.
Довод о том, что в публичной оферте, опубликованной региональным оператором, отсутствует информация по предмету договора на оказание услуг по обращению с ТКО, отклоняется, поскольку состав обязательной информации по предмету договора, включая сведения об объеме и месте накопления ТКО, месте накопления крупногабаритных отходов, периодичность вызова, указан в Приложении ИПД-1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО. Данное обстоятельство также не отрицал и Романов В.М. в судебном заседании 11 марта 2020 г. при рассмотрении настоящего гражданского дела мировым судьёй судебного участка Ельниковского района Республики Мордовия (протокол т.1 л.д.134).
В этой связи довод жалобы о навязывании невыгодных условий договора ввиду недоведения до потребителей существенных условий публичного договора, отклоняется как несостоятельный.
Нарушений условий договора со стороны ООО "РЕМОНДИС Саранск" не установлено. Услугу по сбору и вывозу ТКО региональный оператор оказывает своевременно и надлежаще, в соответствии с графиком на механизированную уборку ТКО из контейнеров, установленных в с. Ельники.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют и ответчиками по первоначальному иску не представлены доказательства самостоятельного вывоза или утилизации бытовых отходов, заключения соответствующих договоров с иными лицами, а также неиспользования установленных мусорных контейнеров на территории села.
Поскольку самостоятельная утилизация ТКО недопустима, обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями, а факт оказания ООО "РЕМОНДИС Саранск" услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов юридическим и физическим лицам, в том числе по "адрес", подтверждается маршрутными графиками на механизированную уборку твердых коммунальных отходов (маршрут N 10), согласованными Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия, то предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключением договора путем совершения конклюдентных действий.
В этой связи доводы апелляционной жалобы Романовых о том, что услугами регионального оператора они не пользуются, являются несостоятельными и отклоняются судебной коллегией, как и довод жалобы о том, что возможность осуществления конклюдентных действий была предоставлена только с 14, 16 ноября 2020 г, то есть с даты установки контейнеров для сбора мусора на "адрес". Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов, ответчики по первоначальному иску не были лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО от регионального оператора, доказательств невозможности использования Романовыми контейнеров, находящихся на других улицах населённого пункта, не представлено.
Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о не заключении между сторонами договора ввиду того, что ООО "РЕМОНДИС Саранск" не исполнило возложенную на него обязанность по заключению с ними договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Заключение договора в письменной форме путём подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самих потребителей Романовых. Отсутствие договора в письменной форме при совершении последними конклюдентных действий по принятию услуг, не освобождает их от обязательств по оплате таких услуг.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре, который считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя, а моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.
Вывод суда первой инстанции о наличии акцепта Романовыми публичной оферты путём потребления ими заявленных услуг ООО "РЕМОНДИС Саранск" по обращению с ТКО основан на собранных по делу доказательствах, которые оценены судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, что предусмотрено положениями статьи 67 ГПК РФ. Несогласие подателей апелляционной жалобы с названным выводом и переоценка ими фактических обстоятельств дела не означает наличие судебной ошибки.
Более того, вопреки доводам жалобы доказательств того, что Романовы обращались к ООО "РЕМОНДИС Саранск" с просьбой заключить письменный договор для оплаты коммунальной услуги по выводу твердых коммунальных отходов, не представлено, как и доказательств уклонения регионального оператора от оформления с ними договорных отношений в письменной форме. ООО "РЕМОНДИС Саранск" указанное обстоятельство отрицает, о чём указано в тексте возражений представителя ООО "РЕМОНДИС Саранск" на заявление об увеличение исковых требований (т.3 л.д.113-оборот).
Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы, что в соответствии пунктом 6 Правил обращения с ТКО (в редакции, действовавшей на 1 мая 2018 г.) и пунктом 3.1 Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия ООО "РЕМОНДИС Саранск" не направил всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора, поскольку указанное не опровергает правильных по существу выводов суда о заключении между сторонами оспариваемого договора.
В соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимися региональным оператором запрещена. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности. Согласно законодательству, единственный законный способ обращения с ТКО является передача своих ТКО региональному оператору.
Доказательств обратного, то есть неоказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО авторами апелляционной жалобы суду не предоставлено, вследствие чего, можно считать, что коммунальной услугой, предоставляемой региональным оператором, апеллянты пользовались в полном объёме.
В вышеприведённой статье 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" прямо закреплена императивная обязанность потребителей по заключению указанных договоров именно с тем региональным оператором, в зоне деятельности которого такие твердые коммунальные отходы образуются и находятся места их накопления.
Оборот твердых коммунальных отходов, их сбор и утилизация должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством, а не по усмотрению потребителя.
Романовы проживают в жилом помещении, расположенном на земельном участке, в процессе их жизнедеятельности образуются твердые коммунальные отходы. Ответчиками по первоначальному иску в рамках данного дела не доказано, что в спорный период они осуществляли самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что они не пользуются услугой по вывозу ТКО, предоставляемой ООО "РЕМОНДИС Саранск", представлено не было.
Следовательно, доводы авторов апелляционной жалобы о том, что они фактически не пользовались услугой, подлежат отклонению. Как подлежат отклонению и доводы апеллянтов, что содержание представленных ООО "РЕМОНДИС Саранск" письменных доказательств не позволяет установить факт оказания региональным оператором коммунальной услуги.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться только посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.
Поскольку ООО "РЕМОНДИС Саранск" является единственной организацией, оказывающей услуги по обращению с ТКО населению на территории с. Ельники, то доводы апелляционной жалобы, что ООО "РЕМОНДИС Саранск" в рамках заключенного с ООО "Экология Региона" договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 6 марта 2018 г. не принимало на себя обязательств по сбору твердых коммунальных отходов по "адрес" и их вывоз не осуществляло, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, как основание для признания коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Романовым не оказанными.
Кроме того, из содержания пункта 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155 следует, что документом, свидетельствующим о заключении договора по предоставлению услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, может являться квитанция.
Указание апеллянтов на то, что в обозначенный в иске период времени на "адрес" отсутствовали контейнеры для сбора мусора, несостоятельно, поскольку в силу пункта 2.1 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия от 11 августа 2017 г, с учетом дополнительного соглашения N 1 от 29 декабря 2017 г. в зону деятельности регионального оператора ООО "РЕМОНДИС Саранск" входит вся территория Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.
По сути, несогласие авторов апелляционной жалобы с заключением договора на обращение с бытовыми отходами обусловлено не обстоятельствами вступления их в гражданский оборот по названному обращению, а не согласием с качеством предоставляемых населению коммунальных услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "РЕМОНДИС Саранск" не были организованы надлежащим образом места сбора мусора для жителей "адрес", не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку региональный оператор ООО "РЕМОНДИС Саранск" полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твердых коммунальных отходов не наделен.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления. Поэтому отсутствие надлежащей организации мест вывоза твердых коммунальных отходов в спорный период не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны регионального оператора.
Вместе с тем, установив, что ответчики Романовы, являясь собственниками жилого помещения в спорный период и членами одной семьи, не производили оплату за предоставленную ООО "РЕМОНДИС Саранск" им коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер задолженности следует из представленного истцом по первоначальному иску расчёта, который судом обоснованно принят, взыскал в пользу регионального оператора задолженность в солидарном порядке.
Однако вывод суда в части солидарного взыскания задолженности не основан на законе.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности Романову В.М, Романовой О.В, Р.Д.В, Романову К.В. по 1/4 доли в праве.
Учитывая, что ответчики по первоначальному иску Романовы имеют равные доли в праве собственности на жилое помещение, задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО подлежит взысканию с них соразмерно принадлежащим им долям.
Установлено, что ответчики Р.Д.В, "дата" года рождения, является несовершеннолетним и в период образования задолженности по оплате коммунальной услуги ещё не достиг 14 лет, ответчик Романов К.В, "дата" года рождения, в период образования указанной задолженности также являлся несовершеннолетним, но достиг 14 - летнего возраста.
Ответчики Романов В.М. и Романова О.В. приходятся Р.Д.В. и Романову К.В. родителями.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Из пункта 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации следует, что защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, при этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Соответственно, родители несовершеннолетних детей в равных долях исполняют их обязанность, как сособственников доли в жилом помещении по оплате коммунальных услуг.
Поскольку Р.Д.В. в период образования задолженности являлся несовершеннолетним, то есть не обладал полной гражданской дееспособностью, при этом 14-летнего возраста не достиг, в соответствии с положениями статей 61, 64, 80 Семейного кодекса Российской Федерации, обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО за спорный период (1 марта 2019 г. - 30 июня 2019 г.), а также судебных расходов по оплате государственной пошлины должна быть возложена на его родителей - Романова В.М. и Романову О.В.
В данном случае родители отвечают по принципу равной долевой ответственности, установленной статьей 321 ГК РФ.
На момент образования задолженности (1 марта 2019 г. - 30 июня 2019 г.) Романов К.В, "дата" года рождения, являлся несовершеннолетним, достигшим четырнадцатилетнего возраста, вследствие чего судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчики Романов В.М. и Романова О.В, как законные представители несовершеннолетнего собственника Романова К.В. в отношении задолженности, образовавшейся у него после достижения им 14 лет, с 1 марта 2019 г. по 17 мая 2019 г. - отвечают в субсидиарном порядке ввиду недостаточности денежных средств у несовершеннолетнего Романова К.В. в названный период. Сведениями о наличии у последнего доходов или иного имущества, достаточных для исполнения обязательств по оплате коммунальной услуги, судебная коллегия не располагает. А за период с 18 мая 2019 г. по 30 июня 2019 г. Романов К.В. несёт самостоятельную ответственность по оплате услуги по обращению с ТКО и расходов по оплате государственной пошлины, как лицо, достигшее совершеннолетия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что о дате и месте рассмотрения дела Романова О.В, Романов К.В. не были извещены надлежащим образом, являются несостоятельными и отклоняются.
Как следует из материалов дела, Романова О.В, Романов К.В. на судебное заседание 24 декабря 2020 г. были извещены телеграммами с уведомлением (т.5 л.д. 29-31).
Согласно извещениям ПАО "Ростелеком" телеграммы не были доставлены адресатам в связи с тем, что дом закрыт, по извещению за телеграммами Романова О.В. и Романов К.В. не явились (т.5 л.д. 29-31).
Изложенное свидетельствует, что районным судом были предприняты необходимые меры для надлежащего извещения Романовой О.В. и Романова К.В. о времени и месте рассмотрения гражданского дела, и дело правомерно рассмотрено в их отсутствии, что соответствует положениям статьи 167 ГПК РФ.
Как видно из сообщения старшего инструктора ОСП Ельники М.О.К. от 6 марта 2021 г. в Ельниковский ОПС 18 декабря и 21 декабря 2020 г. поступили телеграммы Романову К.В. и Романовой О.В. по адресу: "адрес". В эти же дни телеграммы переданы почтальону в доставку, но так как адресатов дома не оказалось, почтальон опустил извещения Ф-22 в почтовый ящик, клиенты после этого в ОПС Ельники за телеграммами не обращались. Указанная информация зафиксирована в соответствующем журнале почтового отделения.
Доказательства, опровергающих данные обстоятельства, не представлены.
В соответствии со статьёй 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно пункту 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 63 указанного постановления по смыслу пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Принимая во внимание, что Романов В.М, являющийся наряду с Романовой О.В, Романову К.В. ответчиком по данному делу, проживают указанные лица одной семьёй, следовательно, Романова О.В, Романов К.В. извещены о наличии спора в суде, что какие-либо допустимые и достоверные доказательства невозможности получения корреспонденции на 24 декабря 2020 г. по объективным, не зависящим от них обстоятельствам, не представлены, учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Романова О.В. и Романов К.В. надлежащим образом извещены о дне слушания дела.
При наличии надлежащего извещения указанных лиц, они в судебное заседание не явились, своего представителя в судебное заседание не направили, в связи с чем неполучение ими судебной корреспонденции по адресу проживания не свидетельствует о ненадлежащем извещении о дате и времени судебного заседания.
В апелляционной жалобе ответчики по первоначальному иску указывают на то, что суд не дал оценку доводам ответчиков по первоначальному иску, а также представленным ими доказательствам, а именно: письму регионального оператора, содержащем информацию о вывозе ТКО из с.Ельники, паспорту благоустройства территории индивидуальной жилой застройки и территории в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с. Ельники, отражающего отсутствие оборудованных контейнерных площадок по "адрес", вопреки данным территориальной схемы, извещениям по оплате услуг по обращению с ТКО за период с марта по июнь, в которых отсутствуют данные о задолженности, в то время как в платёжном документе должны быть указанные сведения за предыдущие расчётные периоды, что в решении не отражено, сведения о каких фактах содержатся в показаниях свидетелей Ю.В.В. и Шитовой Л.И.
Между тем, вопреки этим доводам апелляционной жалобы суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объёме, который позволил суду разрешить спор. Тот факт, что суд не согласился с доводами ответчиков по первоначальному делу, иным образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности выводов о наличии задолженности у Романовых по оплате услуг по обращению с ТКО и обязанности её оплатить.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не вправе был отказать в защите нарушенного права путём отказа в принятии к производству заявления об увеличении встречных исковых требований по мотиву отсутствия данных подтверждающих вручение другим лицам копий этого заявления, в данном случае заявление подлежало оставлению без движения, отклоняются, поскольку суд первой инстанции рассмотрел настоящее гражданское дело в пределах предмета заявленных требований, отказ в принятии к производству суда заявления об увеличении встречных исковых требований препятствий в доступе к правосудию не создаёт, поскольку заявители апелляционной жалобы не лишены возможности обращения в суд с самостоятельным гражданско-правовым иском.
Принимая во внимание длительность рассмотрения дела (с 27 января 2020 г.), судебная коллегия считает необходимым отметить, что все участники процесса имели возможность заявить свои доводы в ходе разбирательства по делу, у ответчиков Романовых было достаточно времени для представления заявления об увеличении исковых требований и доказательств, обосновывающих правовую позицию.
Ссылка апеллянтов на то, что судом было отказано в принятии заявления об уменьшении встречных исковых требований ввиду того, что встречный иск подан Романовым В.М, Романовой О.В, Романовым К.В, которые заявление об уменьшении встречных исковых требований не подписывали, отдельных заявлений в части уменьшения требований не представляли, не влечет отмены по существу правильного решения.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Согласно платёжным поручениям истцом ООО "РЕМОНДИС Саранск" при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 400 руб.
Указанные денежные средства подлежат взысканию в пользу ООО "РЕМОНДИС Саранск" с Романова В.М, действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романовой О.В, Романова В.М, в долевом порядке.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 24 декабря 2020 г. в части порядка взыскания задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и судебных расходов отменить, вынести в указанной части новое решение.
Взыскать с Романов В.М. в пользу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в размере 351 (триста пятьдесят один) руб. 27 коп, расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 (сто) руб.
Взыскать с Романов В.М, как законного представителя несовершеннолетнего собственника Р.Д.В, в пользу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в размере 175 (сто семьдесят пять) руб. 64 коп, расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 (пятьдесят) руб.
Взыскать с Романова О.В. в пользу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в размере 351 (триста пятьдесят один) руб. 27 коп, расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 (сто) руб.
Взыскать с Романова О.В, как законного представителя несовершеннолетнего собственника Р.Д.В, в пользу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в размере 175 (сто семьдесят пять) руб. 64 коп, расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 (пятьдесят) руб.
Взыскать с Романов К.В. в пользу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (за период с 1 марта 2019 г. по 17 мая 2019 г.) в размере 227 (двести двадцать семь) руб. 52 коп, расходы по уплате государственной пошлины в размере 64 (шестьдесят четыре) руб. 75 коп.
В случае недостаточности у Романов К.В. средств, взыскать с Романов В.М. и Романова О.В, как законных представителей собственника Романов К.В, субсидиарно задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (за период с 1 марта 2018 г. по 17 мая 2019 г.) в размере 227 (двести двадцать семь) руб. 52 коп; расходы по уплате государственной пошлины в размере 64 руб. 75 коп.
Взыскать с Романов К.В. пользу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (за период с 18 мая 2019 по 30 июня 2019 г.) в размере 123 (сто двадцать три) руб. 81 коп, расходы по уплате государственной пошлины в размере 35 (тридцать пять) руб. 25 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Романова В.М, действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего Р.Д.В, Романовой О.В, Романова К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С. Леснова
Судьи
В.А. Ганченкова
Н.П. Ерина
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 марта 2021 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.