2-й Восточный окружной военный суд в составе председательствующего судьи Турищева И.В., судей Гордеевой Е.О. и Леонтьева О.В., при секретаре судебного заседания Эрдынееве Ц.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-10/2021 (N 2а-311/2020) по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N2 " ... " запаса Галицына Алексея Анатольевича об оспаривании действий командира войсковой части N1, связанных с исключением из списков личного состава воинской части, а также начальника 4 отдела Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - 4 отдел ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ), связанных с отказом в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по апелляционной жалобе Галицына А.А. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 13 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Турищева И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выступления административного истца Галицына А.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, представителей командира войсковой части N1 Нездойминовой И.Е. и Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") Денисюк Л.А, полагавших решение оставить без изменения, а также заключение прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа Гениатулиной З.Д, полагавшей необходимым решение отменить в части, окружной военный суд
установил:
Галицын А.А. в декабре 2000 года заключил контракт о прохождении военной службы и с мая 2001 года проходил военную службу на различных должностях в войсковой части N2, дислоцированной в "адрес", где был обеспечен служебным жильём.
Приказом командира войсковой части N1 от 3 сентября 2020 года N 88 Галицын А.А. уволен с военной службы в запас на основании подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока контракта), а приказом этого же командира от 22 сентября 2020 года N 100-к, с 25 сентября того же года исключён из списков личного состава воинской части.
В октябре 2020 года Галицыным А.А. подано заявление в 4 отдел ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ о приёме на учёт нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, однако решением начальника указанного жилищного органа от 1 декабря 2020 года ему было отказано, ввиду того, что он обратился с заявлением после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, то есть после того как утратил статус военнослужащего.
Полагая свои права нарушенными, Галицын А.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными решение начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ от 1 декабря 2020 года и обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также действия командира войсковой части N1, связанные с исключением из списков личного состава воинской части, обязав командира части перенести дату исключения из списков личного состава части на дату принятия решения жилищным органом о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 13 января 2021 года Галицыну А.А. в удовлетворении административного иска отказано.
К участию в деле судом привлечены в качестве административных ответчиков - войсковая часть N1 и её командир, войсковая часть N2 и её командир, ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ, 4 отдел ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ и их начальники, в качестве заинтересованных лиц - ФКУ "Единый расчётный центр МО РФ", ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" и ФКУ "УФО МО РФ по Восточному военному округу".
В апелляционной жалобе Галицын А.А, не соглашаясь с судебным решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование этого, ссылаясь на действующее законодательство, указывает на то, что отказ жилищного органа в постановке на жилищный учёт лишил его гарантированного права на получение жилья. Судом не учтено, что лишь в сентябре 2020 года вследствие нераспорядительности командования ему стало известно о возникновении у него права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания ввиду достижения у него общей продолжительности военной службы 20 лет. Поскольку он не обладал специальными познаниями, это не позволило ему качественно и своевременно подготовить необходимые документы для направления в жилищный орган. Он своевременно обратился в жилищный орган с заявлением от 23 сентября 2020 года о постановке на жилищный учёт, однако из-за личной некомпетентности не приложил к нему все необходимые документы. В связи с пандемией (COVID-19) приём заявлений 4-ым отделом ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ должным образом не осуществлялся (прием заявлений осуществлялся путём помещения документов в ящик, расположенный на лестничной клетке учреждения), а поэтому его заявление было зарегистрировано лишь 22 октября 2020 года после того, как он непосредственно обратился с ним в жилищный орган.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора гарнизона Дровяная капитан юстиции Ульвачев А.И, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Галицына А.А. без удовлетворения.
В связи с осуществлённой с 1 января 2021 года реорганизацией ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ в форме присоединения окружной военный суд произвёл замену выбывшей стороны - ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ и 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ, их правопреемниками соответственно - ФГАУ "Росжилкомплекс" и территориальный отдел "Читинский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" (далее - ТО "Читинский" ФГАУ "Росжилкомплекс").
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Галицын А.А, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и проходивший её в воинском звании "... ", по месту прохождения военной службы обеспечен по установленным нормам служебным жилым помещением.
Приказом командира войсковой части N1 от 3 сентября 2020 года N 88 Галицын А.А. уволен с военной службы в запас на основании подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока контракта).
Данный приказ Галицын А.А. в судебном порядке не оспорил и своё нахождение в списках личного состава воинской части связывал не с прохождением военной службы и необеспечением положенными видами довольствия, а с реализацией своих жилищных прав (состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Приказом командира войсковой части N1 от 22 сентября 2020 года N 100-к Галицын А.А. с 25 сентября того же года исключён из списков личного состава воинской части.
В силу требований абз. 4 и 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Следовательно, право административного истца на жильё в период
военной службы реализовано в соответствии с нормами закона.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с абз. 2 и 3 п. 1 ст. 23 этого же Федерального закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, когда они отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии.
Аналогичные предписания содержатся в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237. При этом в силу названной нормы Положения военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Содержание названных правовых норм во взаимосвязи указывает на то, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявивших желание получить жильё для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспеченности жильём по месту военной службы в период её прохождения.
Запрет на исключение уволенного с военной службы такого военнослужащего из списков личного состава воинской части, в отсутствие его согласия на это, в силу п. 16 ст. 34 Положения предусмотрен лишь в случае необеспечения его денежным, вещевым и продовольственным обеспечением.
То обстоятельство, что Галицын А.А. не состоит на учёте нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, само по себе не свидетельствует о том, что он в указанном случае может оказаться без какого-либо жилого помещения, поскольку в период оформления права состоять на таком учёте, в том числе в судебном порядке, из занимаемой им служебной квартиры он выселен быть не может.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ командира воинской части об исключении Галицына А.А. из списков личного состава воинской части прав административного истца не нарушает, в связи с чем правомерно отказал ему в удовлетворении его требований в этой части.
Что касается решения гарнизонного военного суда о законности действий начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ, связанных с отказом Галицыну А.А. принять его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то окружной военный суд считает его неправильным.
Суд первой инстанции, отказывая Галицыну А.А. в удовлетворении административного иска в этой части, сослался на то, что административный истец обратился в жилищный орган после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части. В связи с этим, суд пришёл к выводу о том, что прекращение статуса военнослужащего не позволило жилищному органу принять решение о постановке Галицына А.А. на учёт нуждающихся в обеспечении постоянным жилым помещением.
Вместе с тем окружной военный суд с таким выводом согласиться не может, поскольку судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Как усматривается из расчёта выслуги лет от 1 сентября 2020 года и выписки из личного дела Галицына А.А, административный истец на момент увольнения с военной службы по состоянию на 1 сентября 2020 года имел выслугу лет: в календарном исчислении - 21 год 3 месяца 21 день, в льготном исчислении - 31 год 2 месяца 6 дней, первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ им заключён 1 декабря 2000 года.
Таким образом, административный истец относится к категории военнослужащих, указанных в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно материалам дела, Галицыну А.А. по месту военной службы на состав семьи 3 человека (он, супруга - "... " и дочь - "... ", "... " г.р.) на основании договоров найма служебного жилого помещения от 27 ноября 2015 года и от 15 августа 2019 года было предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира, по адресу: "адрес", общей площадью 48, 3 кв.м.
Данных о нахождении в собственности заявителя или членов его семьи жилых помещений либо об обеспеченности их жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, в материалах дела не содержится.
Решением начальника 4 отдел ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ от 1 декабря 2020 года Галицыну А.А. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право заявителя состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно положениям абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 13 п. 1 ст. 15 этого же Федерального закона военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу пп. 3 - 8, 14 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, действовавших на момент спорных правоотношений, для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подаёт в уполномоченный орган заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются, в том числе, выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления (подп. "б", "г" п. 3 Правил). В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учёт (отказе в принятии на учёт) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Таким образом, обязанность военнослужащего по предоставлению вышеуказанных документов с объяснением причин невозможности их представления прямо предусмотрена действующим законодательством.
Эта обязанность, Галицыным А.А. при обращении в уполномоченный орган с заявлением выполнена не была.
Между тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ от 1 декабря 2020 года принято формально, без надлежащего объективного рассмотрения представленных Галицыным А.А. документов. При этом, поскольку в оспариваемом решении указанного должностного лица не содержится вывода об отсутствии права Галицына А.А. на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном абз. 3 и 12 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", окружной военный суд не входит в обсуждение данного вопроса.
Так, из содержания решения начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ от 1 декабря 2020 года видно, что Галицыну А.А. отказано в постановке на жилищный учёт лишь на том основании, что необходимые для этого документы поданы им после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, а не в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся, как это предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Кроме того, данное решение было принято без учёта того, что расчёт выслуги лет Галицыну А.А. командованием был произведён только 1 сентября 2020 года, то есть непосредственно перед его увольнением с военной службы и исключением из списков части. Тогда же (в сентябре 2020 года) Галицын А.А. был ознакомлен с подсчётом выслуги лет, о чём свидетельствует его подпись на этом документе.
Спустя непродолжительное время, административный истец, убедившись в том, что он относится к категории военнослужащих, указанных в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (общая продолжительность военной службы составила более 20 лет), обратился жилищный орган для постановки на жилищный учёт с соответствующим заявлением. Указанное обстоятельство подтверждается объяснениями самого Галицына А.А. в судебном заседании и его заявлением от 23 сентября 2020 года (соответствующего образца) с просьбой о постановке на жилищный учёт, которое было зарегистрировано в 4 отделе ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ 22 октября 2020 года.
Более того, по утверждению Галицына А.А. в суде, в сентябре 2020 года он своевременно обратился в жилищный орган с вышеуказанным заявлением (заявление помещал в специально предназначенный для подачи документов ящик), однако в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приём документов 4 отделом ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ был ограничен, приём документов при личном обращении не вёлся, что косвенно подтвердил сам представитель этого жилищного органа в судебном заседании (работа с документами производилась 2 раза в неделю во вторник и четверг). Данное утверждение административного истца в суде ничем опровергнуто не было.
При таких данных такое обращение Галицына А.А. для постановки на жилищный учёт не могло явиться основанием для принятия начальником 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ оспариваемого решения от 1 декабря 2020 года. При этом следует учитывать, что фактически административный истец просит рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его право и было нарушено, а не как гражданина, находящегося в запасе. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Между тем такая обязанность государственным органом в рамках осуществления публичных правоотношений выполнена не была, что существенно повлияло на права и законные интересы административного истца.
Таким образом, Галицын А.А. правомерно поставил вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем оспариваемое им решение начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как принятое без учёта названных законодательных положений, является ошибочным, а вывод гарнизонного военного суда в этой части о правомерности такого решения основан на неверном применении норм материального права.
С учётом этого окружной военный суд, реализуя свои полномочия на основании п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, отменяет решение суда в данной части и выносит новое решение об удовлетворении требований Галицына А.А. об оспаривании решения начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ, связанного с отказом принять на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При этом ввиду замены выбывшей стороны 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ на его правопреемника - ТО "Читинский" ФГАУ "Росжилкомплекс", обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке Галицына А.А. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, следует возложить на начальника указанного территориального отдела жилищного органа.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307 - 308, п. 2 ст. 309, пп. 1 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 13 января 2021 года по административному исковому заявлению Галицына Алексея Анатольевича в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ об отказе принять на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отменить и принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении требований Галицына А.А.
Решение начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ об отказе принять Галицына А.А. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать незаконным.
Обязать начальника территориального отдела "Читинский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" повторно рассмотреть вопрос о постановке Галицына А.А. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Об исполнении решения начальнику территориального отдела "Читинский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий И.В. Турищев
Судьи Е.О. Гордеева
О.В. Леонтьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.