Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Шулико О.Г, при секретаре Каминской К.В, с участием прокурора Канеевой Л.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Сочи " "ФИО"7" к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
муниципальное унитарное предприятие "Адрес... " " "ФИО"8") обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать недействующими с момента принятия пункты "N... " 77880, 77875 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N2837 от 27.12.2019 года (далее - Перечень).
В обоснование административного иска указано, что данные объекты, принадлежащие на праве хозяйственного ведения МУП "Адрес... " " "ФИО"9", необоснованно включены в Перечень на 2020 год, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, для которых законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.
Необоснованное включение помещений в Перечень, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку это приведет к необоснованному завышению подлежащих уплате налогов на данное недвижимое имущество.
Кроме того, административный истец просил суд обязать департамент имущественных отношений администрации Краснодарского края правовым актом признать объектами здравоохранения следующие муниципальные объекты недвижимого имущества в виде муниципальных аптек (аптечных пунктов и аптечных киосков), закрепленные на праве хозяйственного ведения за МУП "Адрес... " " "ФИО"10", основной уставной вид деятельности которого имеет код ОКВЭД2 86.90.9 "Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки", деятельность которого лицензируется министерством здравоохранения Краснодарского края: аптека "Фармакон" с кадастровым номером "N... ", Аптечный киоск N3 с кадастровым номером "N... ", Аптека "Красная Поляна" с кадастровым номером "N... " Аптека "Бытха" с кадастровым номером "N... " Аптека "Лоо" с кадастровым номером "N... ", Аптека "Вита" с кадастровым номером "N... ", Аптека "Юбилейная" с кадастровым номером "N... ", Аптечный пункт "Пластунская" с кадастровым номером "N... ", Аптека "Мамайка" с кадастровым номером "N... ", Аптека N263 с кадастровыми номерами "N... ".
В отзыве на административное исковое заявление и в дополнении к нему представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Пашнина С.Г. просит в удовлетворении административных исковых требований отказать, мотивируя это тем, что объекты недвижимости правомерно включены в оспариваемый Перечень.
В судебном заседании представитель административного истца Туркова А.В, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные уточненные административные исковые требования, просила удовлетворить административный иск.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Пашнина С.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований об оспаривании нормативного правового акта в части, а в части требований об обязании департамента признать объектами здравоохранения муниципальные аптеки - оставить без рассмотрения.
Прокурор Канеева Л.А. в заключении полагала, что в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в части необходимо отказать, поскольку у административного ответчика имелись основания, предусмотренные налоговым законодательством, для включения объектов недвижимости в Перечень на 2020 год; в части требований об обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края признать объектами здравоохранения муниципальные аптеки - оставить без рассмотрения.
Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств относительно рассмотрения дела в его отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представил.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и отзыва на него, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
27 декабря 2019 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2837, которым на 2020 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ "О внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций" (далее Закон КК N 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края N 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из пункта 3.52 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее - Положение), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу - департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.
Оспариваемый приказ от 27 декабря 2019 года N2837 принят в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N319, а также приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года N1548 "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Рассматривая вопрос о соблюдении порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края N3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года N 1041 "Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет" утверждены Положение об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта департамента имущественных отношений Краснодарского края; Перечень информации о деятельности департамента имущественных отношений Краснодарского края, размещаемой на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" расположен по адресу http://diok.ru.
В соответствии с представленными административным ответчиком документами, оспариваемый приказ опубликован на вышеуказанном официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативно-правового акта не нарушен.
Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства представлены доказательства полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и опубликования.
Учитывая указанные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом государственной власти, принятым с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установилследующие обстоятельства.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с частью 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в частях 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как видно из материалов административного дела, за МУП "Адрес... " " "ФИО"11" закреплены на праве хозяйственного ведения помещения с кадастровыми номерами "N... ", 23:49: "N... " имеющие назначение "нежилые помещения", расположенные в здании с кадастровым номером "N... " находящемся по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ".
Указанные объекты включены в Перечень под номерами "N... " на основании сведений ЕГРН о расположении в здании торгового центра на основании пп.1 п.1 ст.378.2 НК РФ как помещения в торговом комплексе. Кроме того, помещение с кадастровым номером "N... " (пункт Перечня 77882) включено в Перечень ещё и на основании содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о назначении помещений.
Данное здание под пунктом "N... " включено в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с расположением на земельном участке с кадастровым номером "N... " с видом разрешенного использования "земли под объектами торговли", предусматривающим размещение торговых объектов, и содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о назначении помещений в нём.
По состоянию на дату утверждения Перечня на 2020 год в ЕГРН были отражены сведения о нахождении здания с кадастровым номером "N... " на земельном участке с кадастровым номером "N... " "земли под объектами торговли", что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Письмом от 16.09.2020 N 13434/01-6 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю сообщил, что сведения о земельном участке, на котором расположено здание 23:49:0204011:1023, исключены из ЕГРН с 19.03.2020.
Таким образом, включение данных помещений в Перечень на 2020 год обусловлено расположением этих помещений в здании с кадастровым номером "N... ", также включенным в этот же Перечень в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям, содержащимся в техническом паспорте здания с кадастровым номером "N... ", составленном филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по г. Сочи, площадь помещений с назначением "торговый зал", "торговое помещение", "кухня", "обеденный зал", "офис" 2144, 8 кв.м, что составляет 26, 08% от общей площади объекта 8223, 3 кв.м, учтенной в ЕГРН, из которых площадь помещений с назначением "торговый зал", "торговое помещение" 1645, 8 кв.м, что составляет 20, 01% от общей площади здания, площадь помещений с назначением "кухня", "обеденный зал" 426, 2 кв.м, что составляет 5, 18% от общей площади здания, площадь помещений с назначением "офис" 72, 8 кв.м, что составляет 0, 89% от общей площади здания.
Соответственно, сведения, содержащиеся в техническом паспорте, подтверждают соответствие здания с кадастровым номером "N... " требованиям абзаца второго подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно техническому паспорту объекта с кадастровым номером "N... ", включенному в оспариваемый Перечень ещё и на основании содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о назначении помещений, помещения названного объекта имеют следующие наименования и назначения: "материальное", "подсобное", "торговый зал", последний занимает площадь 115, 2 кв.м, что составляет 80, 9% общей площади объекта.
Кроме этого, представленные в материалы дела акты обследования от 30 августа 2019 года, 2 сентября 2019 года, подготовленные по результатам фактического осмотра спорных помещений сотрудником ГКУ КК "Кубаньземконтроль", подтверждают нахождение данных объектов в торговом центре.
Из акта обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "N... " в целях определения вида его фактического использования от 02.09.2019, следует, что объект представляет собой группу помещений в торговом центре. На входе в помещение размещена вывеска "Аптека N 263". 80, 9% от общей площади объекта занимает торговый зал аптеки (помещение оснащено стеллажами с медикаментами и ценниками, имеется уголок потребителя и кассовый аппарат), 11, 2% - складское помещение, 7, 9% -вспомогательное помещение.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "N... " от 02.09.2019, объект представляет собой группу помещений в торговом центре. На входе размещена табличка "МУП "Адрес... " " "ФИО"12". 7, 5% от общей площади объекта занимает торговый зал аптеки (помещение оснащено стеллажами, витринами с медикаментами и ценниками, имеется уголок потребителя и кассовый аппарат, на входе в торговый зал размещена вывеска "Аптека N263"), 28, 2% - кабинеты предприятия, 23, 7% - складские помещения, 40, 6% - вспомогательные помещения.
В соответствии с актом обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "N... " от "Дата... ", объект представляет собой вспомогательное помещение, которое входит в состав нежилого здания с кадастровым номером "N... ". 100% общей площади помещения занимает теплоузел.
Как следует из акта обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "N... " от "Дата... ", объект представляет собой вспомогательное помещение, которое входит в состав нежилого здания с кадастровым номером "N... ". 100% общей площади помещения занимает санузел.
На основании акта обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "N... " от "Дата... ", объект представляет собой группу помещений в торговом центре. На входе размещена информационная табличка "МКУ г. Сочи "УКС". 74, 1% от общей площади объекта занимает архив МКУ г. Сочи "УКС", 25, 9% - вспомогательное помещение (щитовая).
То обстоятельство, что помещение с кадастровым номером "N... " фактически является теплоузлом, помещение с кадастровым номером "N... " - санитарным узлом, помещения с кадастровым номером "N... " - архивом и щитовой не имеет правового значения, поскольку они находятся в здании, обладающем признаками торгового центра, и в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к одному из видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость имущества.
Указанное основание включения спорных помещений в Перечень на 2020 год свидетельствует о законности их отнесения к торговым объектам.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имелись правовые основания, предусмотренные действующим на период формирования оспариваемого Перечня законодательством, для отнесения помещений с кадастровыми номерами "N... " к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение помещений в Перечень на 2020 год не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Следовательно, объекты капитального строительства с кадастровыми номерами "N... " обоснованно и с соблюдением требований законодательства включены в утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом Перечень.
Судом также установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером "N... ", площадью 19, 7 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", имеющее наименование "нежилое здание", назначение - "аптечный киоск "N... "", закреплено за МУП "Адрес... " " "ФИО"13" на праве хозяйственного ведения.
Указанный объект недвижимости внесен в Перечень под пунктом 49170 на основании содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о назначении помещений в нем как торговый объект.
Согласно техническому паспорту на здание с кадастровым номером "N... ", по состоянию на 10 сентября 2010 года, спорный объект имеет наименование "Аптечный киоск N3". Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что помещения в нем имеют назначение: "торговый зал", "подсобное". Помещение "торговый зал" занимает 15, 5 кв.м, что составляет 78, 7%, то есть более 20 процентов общей площади здания.
Сведений о том, что какие-либо изменения в документы технического учета (инвентаризации) об объекте недвижимости в юридически значимый период вносились, не имеется.
Суд также учитывает, что представленный в материалы дела акт обследования от 26 августа 2019 года и приложенные к нему фотоматериалы здания с кадастровым номером "N... " подтверждают его фактическое использование в торговых целях. Так, актом установлено, что в здании располагаются торговый зал магазина "Лютик" (78, 7% от общей площади объекта) и его подсобное помещение (21, 3% от общей площади объекта).
Из материалов дела следует, что объект недвижимости с кадастровым номером "N... ", площадью 109, 7 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", тер. "Адрес... ", Красная поляна, "Адрес... ", имеет наименование "нежилое здание - аптека", назначение - "нежилое", закреплен на праве хозяйственного ведения МУП "Адрес... " "СГАУ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Указанный объект недвижимости внесен в Перечень под пунктом 50327 на основании содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о назначении помещений в нем как торговый объект.
В соответствии с техническим паспортом, объект с кадастровым номером "N... " имеет наименование "аптека", помещения названного объекта имеют следующие наименования и назначения: "материальная", "фасовочная", "кубовая-моечная", "ассистентская", "коридор", "склад", "веранда", "торговый зал", последний занимает площадь 31, 2 кв.м, что составляет 28, 6% общей площади объекта.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "N... ", составленному специалистом ГКУ КК "Кубаньземконтроль" в целях определения вида его фактического использования от 26.08.2019, объект представляет собой одноэтажное здание, фасад объекта выходит на улицу, доступ свободный. На фасаде размещена вывеска "Аптека". 28, 6% от общей площади объекта занимает торговый зал аптеки (помещение оснащено витринами с медикаментами и ценниками, имеется терминал оплаты и уголок потребителя), 15, 9% - административное помещение персонала аптеки, 53, 4% - вспомогательные и подсобные помещения, 2, 1% - помещение, доступ в которое не обеспечен.
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером "N... " площадью 165, 9 кв.м, расположен по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", пом.5-18, имеющее назначение "нежилое", закреплен на праве хозяйственного ведения МУП "Адрес... " " "ФИО"14", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Как установлено судом из материалов дела, пояснений представителя административного ответчика, письменного отзыва представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края, спорный объект недвижимости признан подлежащим включению в Перечень (пункт 78760), в соответствии с содержащимися в документах технического учета (инвентаризации) сведений о назначении помещений в нем, а также в связи с установленным видом фактического использования, на основании пп.2 п.1, п.5 ст.378.2 Налогового кодекса РФ как торговый объект.
Согласно техническому паспорту названного объекта, его помещения имеют наименование "ассистентская", "рецептурный отдел", "коридор", "кабинет", "подсобное", "кладовая", "душевая", "туалет", "комната приема пищи", "моечная", "торговое помещение". Торговое помещение занимает площадь 44, 7 кв.м, что составляет 26, 9% общей площади объекта.
Из акта обследования объекта недвижимого имущества в целях определения вида его фактического использования от 02.06.2017 года, составленного специалистом ГКУ КК "Кубаньземконтроль" следует, что объект недвижимости с кадастровым номером "N... " расположен в многоэтажном доме, на 1 этаже. На фасаде здания имеется вывеска "Аптека "Быхта", доступ свободный. Аптека занимает 165, 9 кв.м - 100% площади, помещение оснащено витринами с товаром, кассовым аппаратом, холодильниками для хранения лекарств).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 02.02.2018 г. N191 для целей налогообложения определен вид фактического использования объекта с кадастровым номером "N... " как для размещения торговых объектов.
Оценивая доводы административного истца о незаконном включении в Перечень указанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами "N... ", "N... " суд принимает во внимание, что из материалов дела следует, что принадлежащие административному истцу объекты в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предназначены и могут быть использованы в целях коммерческого назначения, что является предусмотренным законом основанием для включения данных объектов в Перечень, вне зависимости от его фактического использования (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ).
Сведений о том, что какие-либо изменения в документы технического учета (инвентаризации) об объектах недвижимости в юридически значимый период вносились, не имеется.
При указанных обстоятельствах на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта у административного ответчика имелись основания для включения в Перечень указанных объектов недвижимости, поскольку в соответствии с документами их технического учета (инвентаризации) назначение спорных объектов предусматривает размещение в них торговых залов.
Главы Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие налоги на имущество организаций и физических лиц, не раскрывают содержание такого понятия, как торговый объект, используемый в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.
На основании статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Приведенное понятие торгового объекта также содержится в пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст.
С учетом данных законодательно закрепленных терминологий, суд приходит к выводу, что наименование помещений в нем ("торговый зал"), определяют его назначение и позволяют отнести здание с кадастровым номером "N... " к объектам торговли.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что данное здание имеет назначение и используется под размещение торгового объекта.
Кроме этого, представленные в материалы дела акты обследований и приложенные к ним фотоматериалы спорных зданий, подтверждают их фактическое использование в торговых целях. Так, в рамках судебного разбирательства в ходе выездного обследования сотрудником ГКУ КК "Кубаньземконтроль" установлено, что в зданиях с кадастровыми номерами 23:49:0308006:2770, "N... " более 20% от общей площади занимают торговые залы аптек.
Включение объекта недвижимости с кадастровым номером "N... " в связи с установленным видом фактического использования также оценено судом.
Акт обследования названного объекта недвижимого имущества в целях определения вида его фактического использования составлен 02.06.2017 года сотрудником ГКУ КК "Кубаньземконтроль", являющегося уполномоченным органом, входящим в структуру департамента имущественных отношений Краснодарского края, в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.04.2017 N 319.
Указанный акт подтверждает фактическое использование помещения в соответствии с условиями, установленными подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером "N... ", площадью 823, 8 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", находится в хозяйственном ведении МУП "Адрес... " " "ФИО"15". Объект имеет наименование "нежилое здание - аптека", назначение "нежилое".
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером "N... ", имеющем вид разрешенного использования "для размещения и эксплуатации здания аптеки", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Названный объект недвижимости внесен в Перечень под пунктом 49993 на основании сведений ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка, на котором расположен объект, на основании п.4 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, как торговый объект.
Из содержания представленного в материалы дела технического паспорта следует, что объект с кадастровым номером "N... " имеет наименование "Аптека", назначение "нежилое", помещения имеют следующие наименования и назначения: "вентиляционная камера", "коридор", "подсобное", "кладовая", "кладовая медицинская", "материальная", "машинное помещение", "кабинет", "распаковочная", "лестничная клетка", "умывальник", "уборная", "гардеробная", "ассистентская", "фасовочная", "асептическая", "стерилизационная", "дефекторская", "комната персонала", "комната для занятий с персоналом", "моечная", "торговое", "торговый зал".
Согласно акту обследования указанного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "N... " от 26.08.2019, объект является самостоятельным отдельно стоящим двухэтажным зданием, фасад объекта выходит на улицу, доступ свободный. На фасаде размещены вывески "Аптека Сочи", "Аптека". 11, 5% от общей площади объекта занимает торговый зал аптеки (помещение оборудовано витринами с медикаментами, имеются ценники и терминал оплаты, уголок потребителя), 5, 9% - административное помещение персонала аптеки, 70, 9% - вспомогательные и подсобные помещения, 8, 4% - помещения без признаков использования, 3, 3% помещение, доступ в которое не обеспечен;
Из материалов дела также следует, что объект недвижимости с кадастровым номером "N... ", площадью 98, 3 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", находится в хозяйственном ведении МУП "Адрес... " " "ФИО"16". Объект имеет наименование "аптека", назначение "нежилое здание", что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером "N... ", имеющем вид разрешенного использования "для обеспечения эксплуатации существующего здания аптеки".
Названный объект недвижимости внесен в Перечень под пунктом 47349 на основании содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о назначении помещений в нем, а также на основании сведений ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка, на котором расположен объект, согласно п.4 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, как торговый объект.
Как следует из технического паспорта, объект с кадастровым номером "N... " имеет назначение "Аптека", помещения имеют следующие наименования и назначения: "кабинет заведующего", "склад", "санузел", "коридор", "бухгалтерия", "комната отдыха", "торговый зал", последний занимает площадь 23, 9 кв.м, что составляет 24, 3% общей площади объекта.
Согласно акту обследования указанного объекта недвижимого имущества от 29.08.2019, объект является самостоятельным отдельно стоящим одноэтажным зданием, фасад объекта выходит на улицу, доступ свободный. На фасаде размещена вывеска "Аптека". 24, 3% от общей площади объекта занимает торговый зал аптеки (помещение оборудовано витринами с медикаментами, имеются ценники, терминал оплаты и уголок потребителя), 13, 8% занимают административные помещения персонала аптеки, 61, 9% - вспомогательные и подсобные помещения.
Таким образом, доводы представителя административного истца о незаконном включении в Перечень указанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами "N... ", "N... " суд находит необоснованными, поскольку указанные объекты расположены на земельных участках, предназначенных для обеспечения эксплуатации здания аптеки, являющегося торговым объектом. При этом, вид разрешенного использования земельного участка является самостоятельным основанием для включения объектов в Перечень.
Кроме того, в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объект с кадастровым номером "N... " предназначен и может быть использован в целях коммерческого назначения, поскольку документами технического учета предусмотрено размещение в нем торгового зала, что также является предусмотренным законом самостоятельным основанием для включения объекта в Перечень (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ).
При указанных обстоятельствах на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта у административного ответчика имелись основания для включения в Перечень объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23 "N... ".
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером "N... ", площадью 161, 2 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", дом 48, "Адрес... ", 24/1, 24/2, 39/1, 44-46, имеющий наименование на дату включения в Перечень: "аптека "N... ", 24/1, 24/2, 39/1, 44-46, площадью 161, 2 кв.м, расположена на этаже:1", назначение: "нежилое помещение", закреплен за МУП "Адрес... " " "ФИО"17" на праве хозяйственного ведения.
Из письма заместителя начальника Лазаревского отдела "Адрес... " Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от "Дата... " N000484/40-15 следует, что по итогам проведенной проверки был выявлен двойной учет в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "N... ", расположенного по адресу: край Краснодарский, "Адрес... ", тер. "Адрес... ", дом 48, "Адрес... ", 24/1, 24/239/1, 44-46. Данному объекту недвижимости присвоены кадастровые номера "N... " и "N... " В соответствии с частью 5 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органом регистрации исправлена техническая ошибка в сведениях ЕГРП о "Содержание" исправлены на "Статус объекта недвижимости с кадастровым номером "N... " изменен на "архивный", в связи с тем, что сведения о данном объекте недвижимости дублируют сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером "N... ".
Указанный объект недвижимости включен в Перечень под пунктом 76557 на основании сведений ЕГРН о наименовании объекта и документов технического учета (инвентаризации) о наименовании и назначении помещений как торговый объект.
Согласно техническому паспорту на объект с кадастровым номером "N... ", объект имеет наименование "аптека N "N... ", 24/1, 24/2, 39/1, 44-46", помещения названного объекта имеют следующие наименования и назначения: "склад", "санузел", "коридор", "торговый зал", последний занимает площадь 48, 8 кв.м, что составляет 30, 3% общей площади объекта.
Из акта обследования объекта от "Дата... ", составленному специалистом ГКУ КК "Кубаньземконтроль" следует, объект с кадастровым номером "N... " представляет собой помещения "N... ", 24/1, 24/2, 39/1, 44-46 в пятиэтажном жилом здании с кадастровым номером "N... ". Фасад объекта выходит на улицу, доступ к объекту свободный, на фасаде объекта присутствует вывеска "Аптеки". В объекте расположены: торговый зал аптеки (помещение оборудовано витринами с медикаментами, снабженными ценниками, присутствуют уголок потребителя, терминалы оплаты) - 48, 8 кв.м (30, 3% общей площади объекта), административные помещения персонала аптеки (помещения оснащены офисной мебелью, орг.техникой, шкафами для хранения документации) - 53, 2 кв.м (33, 0% общей площади объекта), вспомогательные и подсобные помещения аптеки (помещения оборудованы шкафами для хранения медикаментов, помещения коридоров, сан.узла) - 59, 2 кв.м (36, 7% общей площади объекта).
Объект недвижимости с кадастровым номером "N... " площадью 330, 3 кв.м, расположен по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", "Адрес... ", "Адрес... ", 23-30, 32-44, закреплен за МУП "Адрес... " " "ФИО"18" на праве хозяйственного ведения. Согласно сведениям ЕГРН на момент издания оспариваемого нормативного акта объект имел наименование "помещения "N... "; 23-30; 32-44 (аптека)". В последующем в сведения ЕГРН о наименовании указанного объекта 10.09.2020 внесены изменения, актуальное наименование объекта "нежилые помещения "N... "; 23-30; 32-44 (аптека)".
Указанный объект недвижимости включен в Перечень под пунктом 76813 на основании сведений ЕГРН о наименовании помещения, согласно пп.2 п.1 ст.378.2 Налоговый кодекс РФ как торговый объект.
Согласно техническому паспорту на объект с кадастровым номером "N... " данный объект имеет наименование "(аптека) "N... ", 23-30, 32-44, помещения в этом объекте имеют следующие наименования и назначения: "коридор", "помещение для хранения лекарств", "лифт", "складское помещение", "расфасовочная", "туалет", "асептическая", "предасептическая", "кубовая", "материальная", "мойка", "душевая", "умывальная", "туалет", "кабинет директора", "рецептурный отдел", "шкаф", "ассистентская", "торговый зал".
Из акта обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "N... " от 26.08.2019 следует, что объект представляет собой группу помещений "N... ", 23-30, 32-44 в пятиэтажном жилом здании, фасад объекта выходит на улицу, доступ свободный. На фасаде размещена вывеска "Муниципальная аптечная сеть". 44, 8 кв.м, то есть 13, 6% от общей площади объекта занимает торговый зал аптеки (помещение оборудовано витринами с медикаментами и ценниками, имеется уголок потребителя), 8, 4% занимают административные помещения персонала аптеки, 38% - вспомогательные и подсобные помещения, 39, 2% - помещения без признаков использования, 0, 8% - помещение, доступ в которое не обеспечен.
Таким образом, в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о наименовании объектов с кадастровым номером "N... " как "аптеки".
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статьей 2 названного Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с пунктом 35 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 2 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ предусмотрено, что розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Виды аптечных организаций утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 553н утверждены следующие виды аптечных организаций: аптека (готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов), аптечный пункт, аптечный киоск.
С учетом вышеприведенных терминов и определений, суд приходит к выводу, что наименование объектов с кадастровыми номерами "N... " "аптеки" позволяли отнести их к объектам торговли.
Указанный вывод суда подтверждается сложившейся судебной практикой (Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 18-АПА19-4, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 46-АПГ17-23 и т.д.).
Поскольку соответствующие сведения содержались в Едином государственном реестре недвижимости, включение в Перечень объектов недвижимости с кадастровыми номерами "N... " не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, объекты недвижимости с кадастровыми номерами "N... " обоснованно и с соблюдением требований законодательства включены в утвержденные оспариваемыми нормативными правовыми актами Перечни.
Кроме того, в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объект с кадастровым номером "N... " предназначен и может быть использован в целях коммерческого назначения, поскольку документами технического учета предусмотрено размещение в нем торгового зала, что также является предусмотренным законом самостоятельным основанием для включения объекта в Перечень (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ).
Вопреки доводам административного искового заявления, акты обследования фактического использования спорных объектов недвижимости составлены в соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов и содержат достоверные сведения. Акты обследования (за исключением объекта с кадастровым номером 23:49:0302029:1048) не являются доказательством обоснованности включения спорных объектов недвижимости в перечни на момент их формирования и утверждения, вместе с тем, их содержание подтверждает назначение объектов, как торговых. В ходе проведения обследований проводилась фотосъемка, фиксирующая фактическое использование объектов недвижимости. Приложенные к актам фотографии отражают использование спорных объектов, как торговых.
Доказательства недостоверности и недопустимости актов обследования административным истцом суду не предоставлено. Ссылка представителя административного истца на допущенные в актах арифметические ошибки, в том числе неверном определении торговых площадей объектов, основаны на ошибочном толковании норм права.
При принятии решения суд также учитывает, что ранее вступившими в законную силу решениями Краснодарского краевого суда от 2 октября 2019 года уже давалась оценка правомерности включения спорных объектов в Перечни на иные периоды.
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть, не требуя соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно. Кроме того, сезонное использование такого объекта также не имеет правового значения.
Анализ вышеуказанных обстоятельств в их системном единстве дает убедительную основу для вывода о том, что у административного ответчика имелись правовые основания, предусмотренные действующим на период формирования оспариваемого Перечня законодательством, для отнесения всех спорных объектов недвижимости к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение объектов в Перечень на 2020 год не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Проанализировав нормы законодательства, оценив исследованные судом в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что, вопреки утверждениям административного истца, все спорные объекты недвижимости на момент утверждения оспариваемого нормативного правового акта обладали признаками объектов налогообложения, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и правомерно включены в оспариваемый Перечень.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований МУП "Адрес... " " "ФИО"19" в указанной части отказать.
В то же время, требования административного истца об обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края признать ряд объектов недвижимости объектами здравоохранения подлежат оставлению без рассмотрения в рамках настоящего административного производства об оспаривании нормативного правого акта в части, что не исключает возможности административного истца предъявить данные требования в ином порядке, установленном законом.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия "Адрес... " " "ФИО"20" об оспаривании нормативного правового акта в части.
Требование об обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края признать объекты недвижимости объектами здравоохранения оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 декабря 2020 года.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.