Верховный Суд Республики Карелияв составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Сафоновой М.В., с участием прокурора Филатовой А.П., представителя административного истца Синцова М.Е., представителя административного ответчика Титова Г.А., рассмотревв открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Инжиниринговая компания "АЭМ-технологии"о признании недействующим пункта 414 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 26 декабря 2019 г. N 236, установил:
акционерное общество "Инжиниринговая компания "АЭМ-технологии" (далее -АО "АЭМ-технологии", Общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлениемо признании недействующим пункта 414 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 26 декабря 2019 г. N 236 (далее - Перечень).
Требования мотивированы тем, что согласно пункту 414 указанного Перечня налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении нежилого помещения с кадастровым номером (...), расположенного по адресу (...), собственником которого является административный истец, определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Общество полагает, что указанное нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку нежилое помещение не используется как объект общественного питания, а эксплуатируется как столовая только для организации питания своих работников; доступ в столовую ограничен, так как на территории организации действует пропускной режим.Включение указанного нежилого помещения в перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Синцов М.Е.поддержал административные исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика просилв удовлетворении административных исковых требований отказать, с административным иском не согласился, пояснив, что нежилое помещение, указанное в пункте 414 Перечня, правомерно включено в перечень объектов, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, поскольку является объектом общественного питания согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Заслушав объяснения представителей сторон, показания свидетелей ФИО, заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что АО "АЭМ-Технологии" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером (...), находящегося по адресу (...), наименование нежилого помещения "Столовая", что подтверждается выпиской из ЕГРНоб основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимостиот 27 апреля2020 г.
Нежилое помещение расположено на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером (...).
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия издан приказ от 26 декабря 2019 г. N 236 "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ).
Согласно пункту 414 этого Перечня налоговая база в отношении нежилого помещения с кадастровым номером (...), находящегося по адресу (...), определяется как кадастровая стоимость на 2020 г.
Приказами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 16 октября 2020 г. N 271, от 18 декабря 2020 г.N 334 были внесены изменения в приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 26 декабря 2019 г. N 236 "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", при этом изменения в пункт 414 Перечня не вносились.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
АО "АЭМ-Технологии" является собственником нежилого помещения, в отношении которого оспариваемым Приказом определена налоговая база по налогу на имущество организаций, следовательно, административный иск подан полномочным лицом.
Порядок и пределы рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта регламентированы частью 8 статьи 213 КАС РФ, в соответствии с которой суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении отдельных видов недвижимого имущества.
Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 г. N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия" установлен налог на имущество организаций (Раздел 2).
Пунктом 2 статьи 3.1 указанного Закона Республики Карелия предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как нежилые помещения общей площадью свыше 300 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2НК РФ, регулирующейособенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодека Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Подпунктом 51 пункта 9 положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 2 ноября 2017 г.N 390-П, установлено, что Министерство определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, оспариваемый Приказ N 236 издан административным ответчиком в пределах имеющихся полномочий.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В развитие указанной конституционной нормы в части 5 статьи 27 Законом Республики Карелия от 04 июля 2012 г. N 1619-ЗРК "О нормативных правовых актах Республики Карелия" установлено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Карелия, если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено законодательством.
Согласно части 1 статьи 29 Закона Республики Карелия "О нормативных правовых актах Республики Карелия" официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации, учрежденном для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Карелия, иной официальной информации (далее - официальное периодическое издание), или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (далее - сетевое издание). Аналогичные нормы содержатся в пунктах 12, 15 Указа Главы Республики Карелия от 29 июля 2014 г. N 64 "О порядке издания нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и требованиях, предъявляемых к их проектам".
Приказ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 декабря 2019 г. и в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия", 2019 г, N 12 (Часть IV), ст. 3028.
Кроме того, Приказ направлен в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещен на официальном сайте Министерства в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ длявведения в действие подобных нормативных правовых актов.
Таким образом, Приказ издан с соблюдением процедуры принятия и правил введения нормативных правовых актов в действие.
Проверяя соответствие пункта 414 Перечня в части включения в него нежилого помещения принадлежащего административному истцу на праве собственности, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; при этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1, пункт 5).
Законодатель Республики Карелия, установив налог на имущество организаций, предусмотрел, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания только в случае, если общая площадь таких нежилых помещений превышает 300 кв.м (пункт 2 статьи 3.1 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 г. N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия").
Объект недвижимости с кадастровым номером (...), собственником которого является административный истец, имеет общую площадью 1610, 5 кв.м, назначение объекта -"нежилое здание", наименование здания - "столовая".
Согласно акту определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 15 июня 2020 г, составленного ГУП РК РГЦ "Недвижимость", общая площадь помещений, используемых в качестве пункта горячего питания работников, составляет 416, 9 кв.м, то есть 26% от общей площади объекта.
Вместе с тем, свидетель ФИО пояснила, что при определении площади фактически используемого помещения она посчитала, в том числе, помещение вентиляционной, договоры аренды переданных для оказания услуг по обеспечению горячего питания сотрудников предприятия не смотрела.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказан факт использования Обществом помещений более 300 кв.м.
Кроме того, необходимо отметить, чтов перечень объектов недвижимого имущества налоговая база, в отношении которого может быть определена как кадастровая стоимость, по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы как объекты общественного питания либо которые фактически используются для размещения объектов общественного питания, а не только формально по своему наименованию и площади подпадаютпод объекты общественного питания. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в особом порядке.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 12 ноября 2020 г. N 46-П переход к кадастровой стоимости при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций был нацелен на увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости.
В соответствии с "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания населению широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг;предприятие общественного питания (предприятие питания)- это объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе, пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Как установлено судом АО "АЭМ-Технологии" является юридически лицом, не осуществляющим экономическую деятельность по организации услуг общественного питания и бытового обслуживания.
Нежилое помещение, принадлежащее административному ответчику, расположено на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером (...) с видом разрешенного использования - промышленные предприятия III-IV классов опасности, территориальная зона - ппIII-IV, зона промышленных предприятий III-IV классов опасности, для размещения промышленных объектов.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (...) не предполагает размещения на нем коммерческих объектов общественного питания.
Судом установлено, что эксплуатируя здание столовой, административный истец не оказывает услуги общественного питания населению, а использует данный объект недвижимости для организации питания своих работников. Столовая входит в производственный комплекс предприятия и составляет его инфраструктуру, доступ в который ограничен. На территории предприятия организован пропускной режим. Таким образом, столовая, функционально неотделимая от производственного комплекса, обеспечивает потребности сотрудников, то есть не является объектом общественного питания, с экономической точки зрения способным обеспечивать его владельцу извлечение дохода и принесение прибыли.
Согласно экспликациям к поэтажным планам строения, поэтажным планам объекта с кадастровым номером (...) представленным в техническом паспорте объекта по состоянию на 2008 г, в зданиина 2 этаже расположены помещения, предназначенные для приготовления, приема пищи и отдыха работников завода (моечная, кухня, хлеборезка, обеденный зал).
Столовая и ее подсобные помещения, расположенные на 2 этаже здания, предназначены и используются исключительно для обслуживания и питания и отдыха работников АО "АЭМ-Технологии", самостоятельным коммерческим объектом общественного питания не является. Эти обстоятельства подтвердили в судебном заседании представитель административного истца, свидетели ФИО, ФИО.
Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о несоответствии объекта с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), признакам объектов налогообложения, закрепленным в статье 378.2 НК РФ, статье 3.1 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 г. N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия", так как он является объектом производственной деятельности.
Таким образом, пункт 414 Перечня противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющим большую юридическую силу, а потому признаются судом недействующим.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом установленных обстоятельств суд полагает возможным признать нормативный правовой акт недействующим со дня его принятия.
В силу части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.
Статьей 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы.
Административный истец при подаче административного иска уплатил государственную пошлину в размере 4500 руб, которая подлежит возмещению в его пользу с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Инжиниринговая компания "АЭМ-технологии" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 414Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 26 декабря 2019 г. N 236 с даты его принятия, то есть с 26 декабря 2019 г.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу акционерного общества "Инжиниринговая компания "АЭМ-технологии" судебные расходы в размере 4500 рублей.
ОбязатьМинистерство имущественных и земельных отношений Республики Карелияопубликовать сообщение о принятии решения суда вофициальном печатном издании административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 02 марта 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.