Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В, судей Клюевой С.А, Силаевой Н.Л, при секретаре Заморской В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Силаевой Н.Л. дело по апелляционной жалобе ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Козельского районного суда Калужской области от 23 октября 2019 года по иску ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Азаевой Анастасии Тихоновне, Михеевой Светлане Никифоровне, Михеевой Ольге Сергеевне, Михееву Кириллу Сергеевичу о прекращении права пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета, встречному иску Азаевой Анастасии Тихоновны к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации об установлении факта, имеющего юридическое значение - признание членами семьи, признании нуждающимися в жилом помещении, предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛА:
14 июня 2019 года ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Азаевой А.Т, Михеевой С.Н, Михеевой О.С, Михееву К.С. о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", выселении их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии ответчиков с регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в квартире в указанном многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, зарегистрированы ответчики, которые в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоят, в связи с чем, утратили право на это жилое помещение. Осуществить снос объекта не представляется возможным при наличии зарегистрированных граждан.
7 августа 2019 года Азаева А.Т. предъявила встречный иск к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании членами семьи, признании нуждающимися в жилом помещении, предоставлении жилого помещения.
В обоснование встречных требований указала, что на основании ордера, выданного в 1980 году, квартира была предоставлена ее супругу на состав семьи их четырех человек, включая дочь и сына. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В последующем многоквартирный дом снесен, в связи с чем, им должно быть предоставлено другое жилое помещение взамен снесенного.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, являющийся также представителем войсковой части 54055, поддержал первоначальный иск, не признав встречные требования.
Ответчики по первоначальному иску в суд не явились, представитель Азаевой А.Т. первоначальный иск не признал, поддержав встречный иск.
Представители третьих лиц ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ОВМ МО МВД России "Козельский" в судебное заседание не явились.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 23 октября 2019 года, с учетом определения того же суда от 9 декабря 2019 года об исправлении описки, постановлено:
исковые требования ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Азаевой А.Т, Михеевой С.Н, Михеевой О.С, Михееву К.С. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета удовлетворить частично;
признать Азаеву А.Т, Михееву С.Н, Михееву О.С, Михеева К.С. прекратившими право пользования жилым помещением, по адресу: "адрес";
в остальной части иска отказать;
встречный иск к ФГКУ " Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, отделению (территориальное г. Калуга) ФГКУ "Западрегионжилье" удовлетворить частично;
признать Михееву С.Н, Михееву О.С, Михеева К.С. членами семьи Азаевой А.Т.;
обязать Федеральное Государственное казенное учреждение "Центральное Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ предоставить Азаевой А.Т, Михеевой С.Н, Михеевой О.С, Михееву К.С. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным нормам и техническим требованиям, находящегося в черте населенного пункта г. Козельска Калужской области, жилое помещение общей площадью не менее 68, 88 кв. м;
в остальной части встречный иск отклонить.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения встречного иска и принятии в данной части нового решения об отказе в удовлетворении встречного иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 10 июля 2020 года постановлено:
решение Козельского районного суда Калужской области от 23 октября 2019 года в части удовлетворения встречного иска Азаевой А.Т. отменить;
принять в этой части новое решение;
в удовлетворении встречного иска Азаевой А.Т. к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании членами семьи Азаевой А.Т, предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого Кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 10 июля 2020 года в части отмены решения Козельского районного суда Калужской области от 23 октября 2019 года отменено, дело в отмененной части направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда.
Судебной коллегией в соответствии со статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на его правопреемника ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя Азаевой А.Т. - Дерюгиной Т.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив по доводам жалобы материалы дела в части отмены решения Козельского районного суда Калужской области от 23 октября 2019 года апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Калужского областного суда от 10 июля 2020 года, обсудив приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из дела видно, что решением исполнительного комитета Козельского городского Совета депутатов трудящихся N 31 от 14 февраля 1980 года постановлено считать служебным фондом в/ч 22034 квартиру 10 в доме 4 по улице Майской города Козельска Калужской области.
15 февраля 1980 года КЭЧ на имя супруга Азаевой А.Т. - ФИО20 проходившего военную службу, выдан ордер N 783 на право вселения в указанную квартиру. Ордер выдан на состав семьи из 4 человек - ФИО21, его супругу Азаеву А.Т. и двух несовершеннолетних детей.
Азаева А.Т. с 1980 года по 2006 год работала на гражданских должностях в войсковых частях в городе Козельске, с 1989 года является пенсионером по старости. Ее супруг ФИО9, умерший в 2009 году, с 5 февраля 1980 года по 16 октября 1994 года, со 2 сентября 1998 года по 1 октября 2008 года работал на гражданских должностях в организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
8 октября 2009 года между войсковой частью 61683 (наймодатель) и Азаевой А.Т. (наниматель) подписан договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда, относящегося к Министерству обороны Российской Федерации. Объектом договора найма является указанное выше служебное жилое помещение. В качестве членов семьи нанимателя Азаевой А.Т. указаны ее дочь Михеева С.Н. и внуки Михеева О.С, Михеев К.С.
Из материалов дела также видно, что многоквартирный дом по адресу: "адрес" включен в перечень недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 1772 от 6 июля 2012 года.Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21 января 2019 года N24 указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации поручено организовать мероприятия по расторжению договоров найма жилых помещений в жилом доме в соответствии с законодательством Российской Федерации и по предоставлению гражданам, подлежащим расселению, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в срок до 1 января 2020 года.
14 марта 2019 года между Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации (наймодатель) и Азаевой А.Т. (наниматель) подписан договор N 40-109/01 краткосрочного найма жилого помещения, в котором указано, что Азаевой А.Т, ее дочери Михеевой С.Н. и внукам Михеевой О.С, Михееву К.С. для временного пользования и проживания сроком на 9 месяцев передана четырехкомнатная "адрес", подлежащая отнесению к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, расположенная по адресу: "адрес".
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых (служебных) отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых (служебных) отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года), при одновременном наличии следующих условий: указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР; эти граждане должны состоять в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Согласно части 4 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, указанным в части 2 этой статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Как разъяснено в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (часть 3 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации), отвечать санитарным и техническим требованиям (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации) и, как следует из содержания части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.
Пунктами 9 и 10 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 Кодекса, не могут быть выселены пенсионеры по старости и члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.
Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцами по встречному иску в ЕГРН отсутствуют.
Постановлением администрации городского поселения "Город Козельск" от 30 октября 2020 года N333 семья Азаевой А.Т. в составе четырех человек признана малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договорам социального найма.
Таким образом. Азаева А.Т. относится к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
На дату разрешения спора многоквартирный дом снесен.
Согласно статье 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения на ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обязанности предоставить Азаевой А.Т, Михеевой С.Н, Михеевой О.С, Михееву К.С. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, суд обоснованно исходил из того, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с переселением из домов, подлежащих сносу, носит компенсационный характер.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку жилое помещение предоставлено истцам взамен иного жилого помещения, признанного по инициативе законного владельца многоквартирного дома непригодным для проживания и снесенного, а также взамен жилого помещения, которым Азаева А.Т. имела законное право пользоваться, и относится к категории лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения.
Довод жалобы о том, что ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не наделено функциями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма, организация и осуществление мероприятий по расселению граждан из жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, признанных непригодными для проживания граждан, а также из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, организация предоставления жилых помещений по договорам социального найма нуждающимся в получении жилых помещений для постоянного проживания, относится к функциям Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, не свидетельствует о неправильности решения суда и невозможности его исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Силах Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 19 Устава ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил. Основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Козельского районного суда Калужской области от 23 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.