Курский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мигущенко Н.А, при ведении протокола судебного заседания секретарём Якушевой К.М, с участием прокуроров прокуратуры Курской области Кочергина С.В, Борисовой Е.С, представителя административного истца Петрова В.Н, представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности Олейникова П.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Частного образовательного учреждения высшего образования "Региональный открытый социальный институт" (далее ЧОУ ВО "РОСИ") к Комитету по управлению имуществом Курской области о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659, Перечняобъектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 года N01-18/1445, УСТАНОВИЛ:
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27.12.2018 N 01-18/1659 "Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" на 2019 год утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (далее по тексту Перечень на 2019 год; Перечень, утвержденный решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659).
В состав указанного Перечня включен объект недвижимости с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес".
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Комитета по управлению имуществом Курской области http://imkursk.ru 29.12.2018.
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 года N01-18/1445"Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" на 2020 год утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (далее по тексту Перечень на 2020 год; Перечень, утвержденный решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 года N01-18/1445).
В состав указанного Перечня включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес"
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Комитета по управлению имуществом Курской области http://imkursk.ru 31.12.2019.
ЧОУ ВО "РОСИ" обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом Курской области (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействующим со дня принятия решения пункта "данные изъяты" Перечня, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659 и "данные изъяты" Перечня, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 года N01-18/1445, указывая в обосновании заявленных требований, что учреждение является собственником включенных в оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимости - нежилых помещений, с кадастровыми N, расположенных по адресу: "адрес". Данные нежилые помещения не отвечают критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем их включение в Перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.1.1Закона Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО "О налоге на имущество организаций" и нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель административного истца ЧОУ ВО "РОСИ" - Петров В.Н. заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении (с учетом его уточнения).
Представитель административного ответчика - Комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности Олейников П.С. в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что Перечни, утвержденные решениями Комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659, от 30 декабря 2019 года N01-18/1445 приняты уполномоченным органом, в порядке, установленном законодательством, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокуроров Борисовой Е.С, Кочергина С.В, полагавших, что административный иск подлежит удовлетворению, Курский областной суд приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности указано, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Органом исполнительной власти Курской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, является Комитет по управлению имуществом Курской области, руководство которым осуществляет председатель Комитета, который издает приказы и принимает решения по имущественным вопросам в пределах компетенции комитета (п. 3.58, 5.1, 5.4 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286).
Постановлением Администрации Курской области от 23.01.2018 N 38-па "О некоторых вопросах, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту Порядок).
В соответствии с пунктами 2-4 названного Порядка (в редакции на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов), перечень формируется, ведется, утверждается и публикуется комитетом по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет). Объекты недвижимого имущества, подлежащие включению в Перечень, определяются в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Курской области "О налоге на имущество организаций". Основанием для включения объекта недвижимости в Перечень является информация, поступившая от органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курской области и от учреждения, подведомственного Комитету, и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Комитет: 1) до 1 ноября года, предшествующего налоговому периоду, размещает на официальном сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проект Перечня; 2) не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу утверждает Перечень, направляет его в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п.6 Порядка в редакции от 23.10.2018 года).
В соответствии с п.6 Порядка (в редакции постановления Администрации Курской области от 20.12.2019 N 1305-па), Комитет не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу утверждает Перечень, направляет его в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом установлено, что решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 27.12.2018 N 01-18/1659 "Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" подписано председателем Комитета по управлению имуществом Курской области, вместе с приложением - Перечнем размещено 29.12.2018 года (до начала очередного налогового периода) и опубликовано на официальном сайте Комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://imkursk.ru, что соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ и постановления Администрации Курской области от 23.01.2018 N 38-па.
Изложенное свидетельствует о том, что Перечень на 2019 год сформирован и утвержден уполномоченным органом в пределах его компетенции; решение от 27.12.2018 N 01-18/1659 издано Комитетом по управлению имуществом Курской области с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что представителем административного истца не оспаривается.
Так же судом установлено, что решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 года N01-18/1445"Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" подписано председателем Комитета по управлению имуществом Курской области, вместе с приложением - Перечнем размещено 31.12.2019 года (до начала очередного налогового периода) и опубликовано на официальном сайте Комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://imkursk.ru, что соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ и постановления Администрации Курской области от 23.01.2018 N 38-па.
Указанное свидетельствует о том, что Перечень на 2020 год сформирован и утвержден уполномоченным органом в пределах его компетенции; решение от 30 декабря 2019 года N01-18/1445 издано Комитетом по управлению имуществом Курской области с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что представителем административного истца не оспаривается.
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом, принадлежащее ЧОУ ВО "РОСИ" вышеназванные нежилые помещения, расположенные по адресу: "адрес" включены в Перечень на 2019 года под пунктом "данные изъяты"; в Перечень на 2020 года под пунктами "данные изъяты". Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты применялись, возлагая на административного истца обязанность оплаты налога на имущество за 2019 и 2020 год, исходя из кадастровой стоимости включенных в Перечень объектов недвижимости, принимая во внимание разъяснения Верховного суда РФ, изложенные в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд приходит к выводу, что ЧОУ ВО "РОСИ" вправе обращаться с требованием о признании данных нормативных правовых актов не действующими в оспариваемой учреждением части.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых пунктов Перечней на 2019 и 2020 года актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В силу положения статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно (подпункты 2 указанных пунктов).
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п.1 статьи 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО "О налоге на имущество организаций", налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении определенных данным законом видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового и (или) торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Таким образом, оспариваемые пункты Перечней на 2019 и 2020 года могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если указанные в них помещения, находится в здании, соответствующем условиям, указанным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, либо нежилое помещение соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 НК РФ.
Между тем, как установлено в судебном заседании, принадлежащие административному истцу нежилые помещения, указанные в пункте "данные изъяты" Перечня, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659 и "данные изъяты" Перечня, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 года N01-18/1445, ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.
Из объяснения представителя административного ответчика следует, что спорные помещения включены в Перечни на 2019 и 2020 гг. на основании информации, поступившей от комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31.01.2019 с кадастровым номером N здание (в котором находятся спорные нежилые помещения) расположено по адресу: "адрес", имеет площадь 11531, 3 кв.м, назначение нежилое, наименование - Образовательный центр, состоит из 6 этажей, год завершения строительства 2017.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N площадью 6279 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для учебной деятельности (на основании решения комитета по управлению имуществом Курской области от 09.07.2013).
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7).
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.
В данном классификаторе под кодом 3.3 значится вид разрешенного использования земельного участка "бытовое обслуживание", который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); под кодом 4.2 значится вид разрешенного использования земельного участка "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", который предполагает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; под кодом 4.6 значится вид разрешенного использования земельного участка "общественное питание", предусматривающий размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Вместе с тем, вид разрешенного использования данного земельного участка - "для учебной деятельности" перечисленным видам разрешенного использования не соответствует и не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости и данных Перечней, оспариваемыми пунктами в Перечни включены:
- объект недвижимости площадью 4573, 7 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: по адресу: "адрес", вид объекта недвижимости - помещение, назначение - нежилое помещение, наименование - часть нежилого здания литер А, вид разрешенного использования - нежилое, расположено на 1-5 этажах - пункт "данные изъяты" Перечня на 2019 год, пункт "данные изъяты" Перечня на 2020 год;
- объект недвижимости площадью 7916, 8 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: по адресу: "адрес" пом. II, вид объекта недвижимости - помещение, наименование - помещение, назначение - нежилое помещение, вид разрешенного использования - нежилое, расположено на 1-5 этажах, мансарде - пункт "данные изъяты" Перечня на 2020 год;
- объект недвижимости площадью 51, 7 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: по адресу: "адрес" пом. IV, вид объекта недвижимости - помещение, наименование - помещение, назначение - нежилое, вид разрешенного использования - нежилое, расположено на 1 этаже - пункт "данные изъяты" Перечня на 2020 год.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета сведения о назначении, разрешенном использовании, наименовании спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами N не предусматривают размещение объектов в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Из представленного ответчиком в подтверждение возражений копии технического плана домовладения по адресу: "адрес" и экспликации к нему следует, что в здании расположены: кабинеты, лекционные залы, спортивный зал, медицинские комнаты, комната отдыха, библиотека, читальный зал, вестибюль, раздевалка и другие помещения, которые составляют инфраструктуру единого учебного заведения, включающего в себя помещения основного и вспомогательного назначения, функционально обеспечивающие образовательный процесс. При этом суд принимает во внимание, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис". Доказательств, что в указанных помещениях предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), административным ответчиком не представлено.
Из пояснений представителя административного истца следует, что указанные помещения используются в целях предоставления образовательных услуг, что не оспаривается и административным ответчиком.
Таким образом, указанные выше сведения свидетельствуют об отсутствии предусмотренных подпунктами 2 пунктов 3, 4 и абзаца 3 пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для вывода о предназначении здания с кадастровым номером N для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N в качестве самостоятельного объекта в оспариваемый Перечень не включено.
Кроме того, из представленного технического паспорта следует, что он составлен по состоянию на 19.02.2014 год на объект незавершенного строительства. Вместе с тем, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости год завершения строительства здания с кадастровым номером N - 2017 года. При этом нежилые помещения, включенные в оспариваемые пункты Перечня, в виде самостоятельных объектов в названном техническом паспорте не указаны. Исходя из данных, содержащихся в ЕГРН, соотнести местонахождение спорных нежилых помещений с техпаспортом, чтобы определить их наименование, состав и назначение, не представляется возможным. Согласно данным ЕГРН и представленному административному истцу технического плана, помещения с кадастровыми номерами N были созданы и поставлены на кадастровый учет 18.04.2019 года. В связи с чем, технический паспорт по состоянию на 19.02.2014 год не мог быть основанием для включения спорных нежилых помещений в Перечень.
Кроме того, как следует из объяснений представителя ответчика, основанием для включения спорных объектов недвижимости информация, содержащаяся в вышеуказанном техническом паспорте, не являлась, иные документы технического учета (инвентаризации), кадастровые паспорта в отношении спорных объектов недвижимости не истребовали.
Исходя из изложенного, принадлежащие ЧОУ ВО "РОСИ" спорные объекты недвижимости могли быть включены в Перечни на 2019 и 2020 года только в случае подтверждения по результатам обследования их фактического использования не менее 20 процентов общей площади нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость утвержден постановлением Администрации Курской области от 26.10.2018 N 840-па (далее - Порядок).
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с названным Порядком проводились мероприятия по обследованию спорных объектов недвижимости с целью определения вида их фактического использования для включения в Перечни на 2019 и 2020 год, административным ответчиком не представлено.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, Комитетом по управлению имуществом Курской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных нежилых помещений условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимых для их включения в Перечни на 2019 и 2020 год, не представлено.
В связи с изложенным, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на основании имевшихся в распоряжении административного ответчика сведений, нежилые помещения, указанные в оспариваемых пунктах Перечней, не могли быть включены в Перечни на 2019 и 2020 года ни в составе здания, ни как самостоятельный вид недвижимого имущества, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, имеющее в составе спорные помещения, ни техническая документация на данное здание, ни представленные сведения из ЕГРН не позволяют сделать вывод, что здание обладает признаками административно-делового или торгового центра, а спорные помещения предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или фактически используются в указанных целях.
С учетом приведенных данных требования административного истца подлежат удовлетворению, а пункт "данные изъяты" Перечня, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659 и "данные изъяты" Перечня, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 года N01-18/1445 - признанию не действующими, как не соответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1.1. Закона Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО "О налоге на имущество организаций".
Исходя из положений части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество в 2019, 2020 году и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2019 год, 2020 года соответственно), признание недействующими отдельных их положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемая часть Перечней подлежит признанию недействующей со дня принятия.
На основании части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом судом решении по настоящему делу подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу на сайте Комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов), в том числе, органов местного самоуправления, государственная пошлина для юридических лиц составляет 4500 руб.
Поскольку в рассматриваемом административном исковом заявлении заявлены два взаимосвязанных требования об оспаривании различных нормативных актов, то государственная пошлина подлежит уплате за каждое требование.
В связи с изложенным, в силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию уплаченная учреждением платежным поручением N 45 от 28.01.2021 года при подаче административного иска государственная пошлина в размере 9000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Частного образовательного учреждения высшего образования "Региональный открытый социальный институт" - удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт "данные изъяты" Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659.
Признать не действующим со дня принятия "данные изъяты" Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 года N01-18/1445.
Возложить на Комитет по управлению имуществом Курской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на сайте Комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Взыскать с комитета по управлению имуществом Курской области в пользу Частного образовательного учреждения высшего образования "Региональный открытый социальный институт" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9000 (девять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 12 апреля 2021 года.
Председательствующий судья: Н.А. Мигущенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.