Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А., судей Федотовой Н.П., Моисеевой О.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
19 февраля 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя Дундуковой Светланы Владиславовны по доверенности Маркина Андрея Геннадьевича на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 1 декабря 2020 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Малахова В.А, судебная коллегия
установила:
Дундукова С.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в виде неперечисления средств фонда капитального ремонта на специальный счет, возложении обязанность перечислить денежные средства на специальный счет, открытый для формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: "адрес".
Административные исковые требования мотивированы тем, что Дундуковой С.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира N, расположенная в многоквартирном доме N по "адрес". На общем собрании собственников помещений дома 8 июля 2019 г. принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта - прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. 11 ноября 2019 года ТСЖ "Республиканский проезд 9" открыло специальный счет в ПАО Сбербанк. 31 января 2020 года представитель собственников АО "ЦОКР" направил в Региональный фонд содействия капитальному ремонту решение общего собрания собственников помещений от 8 июля 2019 года об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Несмотря на это, до настоящего времени денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет ответчиком не перечислены. 4 июня 2020 года уполномоченным представителем собственников АО "ЦОКР" было направлено требование перечислить денежные средства, на что 17 июня 2020 года был дан письменный ответ, из содержания которого усматривается отказ выполнить вступившее в силу решение собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Неисполнение административным ответчиком обязанности перечислить денежные средства на специальный счет является незаконным бездействием, нарушающим права административного истца на выбор способа формирования и использование фонда капитального ремонта.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в настоящее время не допущено незаконного бездействия при рассмотрении обращений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: "адрес". По обращениям от 31 января 2020 г. и от 20 августа 2020 г. административным ответчиком приняты решения в пределах своих полномочий, основанные на правильном применении закона. Кроме того, срок на оспаривание решения от 17 марта 2020 года пропущен.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует их пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
В силу пункта 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4 статьи 173 ЖК РФ).
На основании части 5 этой же статьи решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Частью 5 статьи 24 Закона Ярославской области от 28 июня 2013 года N 32-з "Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области" в редакции Закона Ярославской области от 18 февраля 2020 года N 1-з установлен срок вступления в силу данного решения через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений. До 29 февраля 2020 г. этот срок составлял три месяца.
Согласно пункту 11 Порядка проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, замене владельца специального счета многоквартирного дома, утвержденного приказом Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области N 5 от 30 января 2019 года, опубликованного на официальном сайте Регионального фонда yarmkd76.ru основанием для принятия решения о непринятии пакета документов в работу является предоставление неполного пакета документов, оформление протокола общего собрания собственников и приложений к нему не в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
В ходе исследования обстоятельств дела установлено, что на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 9 по Республиканскому пр. г. Ярославля 8 июля 2019 г. принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта - прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
31 января 2020 г. АО "ЦОКР", уполномоченное собственниками помещений взаимодействовать с региональным оператором от имени собственников, обратилось в Региональный фонд с заявлением об изменении способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на способ формирования на специальном счете.
Региональным фондом принято решение от 17 марта 2020 г. о непринятии пакета документов в работу, поскольку представленный протокол общего собрания имел указанные в письме недостатки. Решение административного ответчика от 17 марта 2020 г. соответствует вышеприведенным положениям, принято в пределах компетенции Фонда. Собственники помещений и ТСЖ, а также АО "ЦОКР" указанное решение не обжаловали.
30 июля 2020 года АО "ЦОКР" обратилось в Региональный фонд с заявлением о возвращении на доработку оригиналов документов по изменению способа формирования фонда капитального ремонта (л.д. 43).
20 августа 2020 года было повторно представлено обращение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта после устранения недостатков, которое Региональным фондом принято в работу.
По обращению от 20 августа 2020 года срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете исходя из вышеприведенных положений, на момент обращения административного истца с иском не наступил, в связи с чем денежные средства на специальный счет не могли быть перечислены.
При этом ссылка истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 N 10-П судебной коллегией не может быть принята во внимание.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П, предписание части 5 статьи 173 ЖК РФ относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете во всяком случае не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в названном Постановлении, при том что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.
Основания для применения в рассматриваемом случае вышеуказанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации отсутствуют, поскольку установленный частью 5 статьи 173 ЖК РФ срок не должен применяться в том случае, если решением суда установлено, что решение о формировании фонда капитального ремонта принято органом местного самоуправления без учета конституционно-правового смысла части 7 статьи 170 ЖК РФ, что по делу не установлено.
При этом в пункте 9 указанного постановления, на который имеется ссылка в апелляционной жалобе, указывается на то, что положения, направленные на обеспечение сохранности денежных средств, перечисленных собственниками помещений в многоквартирном доме на счет регионального оператора в качестве взносов на капитальный ремонт, в случае принятия ими решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, призваны гарантировать возврат региональным оператором денежных средств, не использованных им для оплаты оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в данном доме, что не исключает - с учетом особого правового статуса регионального оператора и с целью поддержания доверия граждан к закону - совершенствования действующего правового регулирования в этой части, в том числе путем установления в законе механизма компенсации собственникам помещений в многоквартирном доме накопленных ими на счете регионального оператора средств в случае их утраты, а также возврата указанных средств при прекращении деятельности регионального оператора.
Вопреки приведенному в апелляционной жалобе толкованию постановления Конституционного Суда РФ в данной части, а также вышеприведенных положений закона, решение общего собрания собственников, не признанное в установленном порядке недействительным, не является для регионального оператора безусловным основанием для перечисления денежных средств фонда капитального ремонта на специальный счет до вступления данного решения в силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок для обращения в суд с административным иском о признании незаконным решения от 17 марта 2020 г, установленный статьей 219 КАС РФ в три месяца, не истек, поскольку о решении регионального оператора от 17 марта 2020 года собственникам стало известно лишь в июле 2020 года, также не могут быть приняты во внимание.
АО "ЦОКР", которое собственники помещений в многоквартирном доме уполномочили представлять их интересы перед региональным оператором в связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта, в марте 2020 года было известно о принятом решении. Таким образом, с указанного времени данное обстоятельство могло и должно быть известно и собственникам помещений в многоквартирном доме.
На основании ссылок административного истца на недобросовестность представителя правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Дундуковой Светланы Владиславовны по доверенности Маркина Андрея Геннадьевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.