Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Насиковской А.А, судей: Ильичевой Т.В, Тумашевич Н.С, при секретаре: Максимчуке В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 20 ноября 2020 года по гражданскому делу N 2-284/2020 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ по Киришскому району Ленинградской области (межрайонное) о признании решения незаконным в части, обязании включения периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А, выслушав пояснении представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) - Кустовой Е.О, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против апелляционной жалобы представителя истца ФИО1 - Андроник Е.А, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в Киришский городской суд Ленинградской области с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 04 мая 2019 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в Киришском районе Ленинградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
Решением комиссии от 12 августа 2019 года N истцу было отказано в назначении пенсии. Отказ был мотивирован отсутствием необходимого стажа для назначения пенсии (подтверждено 25 лет 04 месяца 10 дней) в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 ФЗ "О страховых пенсиях".
В процессе рассмотрения дела по существу ответчиком на заявление истца N от 04 мая 2019 года было принято повторное решение N от 29 июня 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
02 октября 2020 года истец повторно обратилась к ответчику с заявлением N о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако, решением N от 22 октября 2020 года ГУ УПФР РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости вновь было отказано.
Истец ФИО1 с учетом уточнения исковых требований, просила обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) (т.1, л.д.229-232):
1. Признать решение ГУ УПФР РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) N от 22 октября 2020 года незаконным в части отказа учета спорных периодов в специальный стаж и в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
2. Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии:
- период работы в МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение" в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения с 01 января 1990 года по 01 декабря 1991 года (1 год 11 месяцев);
- период работы в Зарубинской центральной больнице в должности заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом с 02 декабря 1991 года по 16 февраля 1992 года (2 месяца 11 дней), с 21 марта 1992 года по 16 декабря 1993 года (1 год 9 месяцев 8 дней), с 24 октября 1994 года по 22 января 1996 года (1 год 2 месяца 24 дня), всего 3 года 2 месяца 12 дней (зачесть период работы в сельской местности один год работы как один год и 3 месяца, что составляет 3 года 11 месяцев 12 дней);
- период прохождения планового обучения (усовершенствования) с 09 октября 2006 года по 03 марта 2006 года (26 дней), с 12 января 2011 года по 08 февраля 2011 года (28 дней), с 23 мая 2011 года по 17 июня 2011 года (26 дней), с 11 февраля 2020 года по 12 марта 2020 года (32 дня), а всего 3 месяца 20 дней;
- период усовершенствования с 17 февраля 1992 года по 20 марта 1992 года (1 месяц 2 дня);
Итого зачесть в специальный стаж 6 лет 3 месяца 4 дня.
3. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с 2 октября 2020 года.
4. Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 20 ноября 2020 года признано незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) N от 22 октября 2020 года в части невключения в специальный стаж работы, дающий ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости:
- периода работы в МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение" в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения с 01 января 1990 года по 01 декабря 1991 года (1 год 11 месяцев);
- периодов работы в Зарубинской центральной больнице в должности заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом с 02 декабря 1991 года по 16 февраля 1992 года (2 месяца 11 дней), с 21 марта 1992 года по 16 декабря 1993 года (1 год 9 месяцев 8 дней), с 24 октября 1994 года по 22 января 1996 года (1 год 2 месяца 24 дня), периода прохождения планового обучения (усовершенствования) с 17 февраля 1992 года по 20 марта 1992 года (1 месяц 2 дня), всего 3 года 2 месяца 10 дней, с применением коэффициента 1 год 3 месяца за 1 год работы - 3 года 11 месяцев 10 дней;
-периодов прохождения планового обучения (усовершенствования) с 09 октября 2006 года по 03 ноября 2006 года (26 дней), с 12 января 2011 года по 08 февраля 2011 года (28 дней), с 23 мая 2011 года по 17 июня 2011 года (26 дней), с 11 февраля 2020 года по 12 марта 2020 года (32 дня), всего 3 месяца 10 дней;
- в части отказа ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Этим же решением суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области включить ФИО1 названные периоды трудовой деятельности в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 2 октября 2020 года.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции неправомерно назначил истцу досрочную пенсию по старости.
Ответчик выражает несогласие с решением суда в части включения в специальный стаж периода работы ФИО1 в МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение" в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения, указывая на то, что наименование учреждения "районное территориальное медицинское объединение" не предусмотрено Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в силу чего период работы ФИО1 с 01 января 1990 года по 01 декабря 1991 года в должности палатной медицинской сестры не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.
Также ответчик в жалобе выражает свое несогласие с включением в специальный стаж ФИО1 периода ее работы в должности заведующего фельдшерским пунктом в Зарубинской центральной больнице со 02 декабря 1991 года по 16 февраля 1992 года, с 21 марта 1992 года по 16 декабря 1993 года, с 24 октября 1994 года по 22 января 1996 года, ссылаясь на то, что представленным документам не удается проследить отношение должности заведующего фельдшерским пунктом в Зарубинской центральной больнице к среднему медицинскому персоналу. Дополнительно к этому, период работы с 17 февраля 1992 года по 20 марта 1992 года не подлежит включению в специальный стаж, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации и прочие отвлечения от основной работы, не включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Также ответчик в жалобе указывает на то, что периоды работы с 09 октября 2006 года по 03 ноября 2006 года, с 12 января 2011 года по 08 февраля 2011 года, с 23 мая 2011 года по 17 июня 2011 года в должности палатной медицинской сестры в кардиологическом отделении, исполняющей обязанности старшей медицинской сестрой гинекологического отделения Тосненской ЦРБ, а также с 11 февраля 2020 года по 12 марта 2020 года не подлежат включению в специальный стаж, поскольку администрацией медицинского учреждения не подтверждена индивидуальными сведениями персонифицированного учета работа в особых условиях труда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 27 мая 1998 года.
Согласно трудовой книжке ФИО1:
- в период с 09 сентября 1988 года по 01 декабря 1991 года работала в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения Тосненской ЦРБ, - в период с 01 декабря 1991 года по 01 января 1996 года работала в должность заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом, - в период с 23 августа 2002 года по 01 апреля 2011 года работала в должности палатной медицинской сестрой кардиологического отделения Тосненской ЦРБ, - в период с 01 апреля 2011 года по настоящее время - в должности старшей медицинской сестры в ГБУЗ "Тосненская КМБ" (л.д. 65-68).
04 мая 2019 года ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области за включением периодов лечебной деятельности в стаж дня назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) от 12 августа 2019 года N ФИО1 было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального медицинского стажа (л.д. 59-64).
В процессе рассмотрения дела Управление пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области вынесено новое решение от 29 июня 2020 года N, согласно которому ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального медицинского стажа (л.д. 138-144).
В процессе рассмотрения дела Управление пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) было вынесено решение N от 22 октября 2020 года, согласно которому ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального медицинского стажа (л.д. 221-224).
Одним из спорных периодов, заявленных ответчиком в апелляционной жалобе и не учтенных ответчиком в специальный стаж ФИО1, является период работы ФИО1 в МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение" в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения с 01 января 1990 года по 01 декабря 1991 года (1 год 11 месяцев).
Ответчик полагает, что поскольку наименование учреждения "Районное территориальное медицинское объединение" не предусмотрено Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, то соответственно указанный период работы ФИО1 не может быть учтен в качестве специального стажа.
Между тем, как следует из решения ответчика N от 22 октября 2020 года, право ФИО1 на пенсию определялось ответчиком по двум вариантам - по Списку N 781 (Вариант 1) и по Списку N 665 (Вариант N 2).
При этом при определении права ФИО1 на пенсию по Списку N 781 (Вариант 1) спорный период работы ФИО1 в МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение" в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения с 01 января 1990 года по 01 декабря 1991 года был включен ответчиком в специальный стаж работы в составе общего периода работы с 9 сентября 1988 года по 1 декабря 1991 года в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения Тосненской центральной районной больницы (т.1, л.д. 222).
Таким образом, ответчик в своем решении при определении права ФИО1 на пенсию учитывает спорный период работы в качестве специального стажа по Списку N 781 (Вариант 1).
Однако при определении продолжительности специального стажа по Списку N 665 (Вариант N 2) ответчик не включает спорный период работы ФИО1 в специальный стаж, учитывая в составе специального стажа только период работы истца в Тосненской центральной районной больнице с 9 сентября 1988 года до 31 декабря 1989 года, то есть до даты переименования больницы в МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение".
Разрешая спор в данной части, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа ответчика во включении в специальный стаж периода работы ФИО1 в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения в МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение" с 01 января 1990 года по 01 декабря 1991 года.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции в данной части, находит его законным и обоснованным, поскольку суд первой инстанции правильно оценил спорный период работы истца в качестве специального стажа, при этом судебная коллегия исходит из следующего.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 была принята на работу на должность палатной медсестры терапевтического отделения Тосненской центральной районной больницы 9 сентября 1988 года, уволена по переводу 1 декабря 1991 года, иных записей трудовая книжка истца в названный период не содержит.
На основании приказа главного врача Тосненского района N 83 от 29 декабря 1989 года "О переводе здравоохранения района на новые условия хозяйствования коллективного подряда" утверждено территориальное медицинское объединение Тосненское РТМО, принято решение организовать работу в соответствии с условиями работы и оплаты труда бригадного подряда, прикрепить к территориальным медицинским объединениям взрослое и детское население, обслуживаемое врачебными участками (амбулаториями и ФАП), для организации, в том числе, специализированных видов медицинской помощи, были утверждены районные бригады. Из данного приказа следует, что организованные комплексные лечебно-диагностические профилактические специализированные бригады N1, N2 оказывали специализированные виды медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на предприятиях, организациях, дневных и круглосуточных стационарах, проводили профилактическую и оздоровительную работу среди населения (л.д. 164-165).
Согласно справке ГБУЗ Ленинградской области "Тосненская клиническая межрайонная больница" от 2 апреля 2019 года N 62 на основании постановления главы МО "Тосненский район Ленинградской области" от 10 февраля 2002 года N194, приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2000 года N73 Тосненское районное территориальное медицинское объединение переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения "Тосненская центральная районная больница" (л.д.69).
Материалами дела подтверждается, что в спорный период с 01 января 1990 года по 01 декабря 1991 года ФИО1 занималась медицинской деятельностью в течение полного рабочего дня и на полную ставку в должности палатной медсестры терапевтического отделения.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из материалов дела усматривается, что во время работы в Тосненской центральной районной больнице ФИО1 занимала одну и ту же должность и выполняла одну и ту же трудовую функцию - как до реорганизации больницы, так и после.
Должность палатной медицинской сестры, работа в которой засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (работа МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение"), тождественна должности, которую истец занимала в Тосненской центральной районной больнице до ее реорганизации (изменения наименования) без изменения ведомственной подчиненности, организационно-правовой формы (учреждение) и функций.
Таким образом, функциональное направление деятельности учреждения не изменялось, не изменялись и функциональные обязанности по должности, занимаемой ФИО1, следовательно, наименование лечебного учреждения, как РТМО, на оценку пенсионных прав истца не влияет и не является основанием для отказа в зачете спорного периода в специальный стаж работы.
Согласно разделу "Наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено медицинским сестрам палатным (постовым), осуществляющих деятельность в больницах всех наименований.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В связи с этим период работы истца в МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение" с 01 января 1990 года по 01 декабря 1991 года должен быть засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.20113 N 400-ФЗ.
Кроме того, следует учитывать, что непосредственно сам ответчик в своем решении N от 22 октября 2020 года учитывает в качестве специального стажа работы в порядке, определяемом по правилам Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, спорный период работы ФИО1 в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения в МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение" с 01 января 1990 года по 01 декабря 1991 года (т.1, л.д. 222).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика включить в специальный стаж ФИО1 период работы продолжительностью 1 год 11 месяцев в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения в МУЗ "Тосненское районное территориальное медицинское объединение" с 01 января 1990 года по 01 декабря 1991 года.
В этом свете, доводы апелляционной жалобы ответчика о незаконности включения судом первой инстанции в специальный стаж истца спорного периода работы являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Равным образом не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы ответчика о незаконности решения суда первой инстанции о включении в специальный стаж ФИО1 периода ее работы в должности заведующего фельдшерским пунктом в Зарубинской центральной больнице со 02 декабря 1991 года по 16 февраля 1992 года, с 21 марта 1992 года по 16 декабря 1993 года, с 24 октября 1994 года по 22 января 1996 года.
Отказывая во включении указанных периодов работы в специальный стаж ответчик в своем решении N от 22 октября 2020 года определяет отсутствие права на включение данных периодов в специальный стаж по двум вариантам - по Списку N 781 (Вариант N 1) и по Списку N 665 (Вариант N 2).
Обосновывая отказ по Списку N 781, ответчик указывает, что должность "заведующей фельдшерским пунктом" не предусмотрена Списком N 781 от 29 октября 2002 года; предусмотрены - заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра).
Обосновывая отказ по Списку N 665, ответчик указывает, что в период работы истца в должности заведующего фельдшерским пунктом в Зарубинской центральной больнице невозможно документально проследить отношение данной должности к среднему медицинскому персоналу.
Данные доводы ответчика, приводимые им в обоснование отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периода ее работы в должности заведующего фельдшерским пунктом в Зарубинской центральной больнице, признаются судебной коллегией несостоятельными.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
При тех обстоятельствах, что спорный период работы ФИО1 в должности заведующего фельдшерским пунктом в Зарубинской центральной больнице имел место с 1 декабря 1991 года по 22 января 1996 года, то, следовательно, право истца на досрочную страховую пенсия по старости может оцениваться в контексте постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 либо в контексте постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют:
- заведующие фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра);
- заведующие фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер).
В разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, поименован Фельдшерско-акушерский пункт (пункт 13).
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Подпунктом "а" пункта 5 указанных выше Правил установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Как указано в пункте 19 Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 работала в Зарубинской центральной больнице в должности заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом в период с 1 декабря 1991 года по 22 января 1996 года (л.д.15-16).
Согласно приказу ФИО1 была командирована на цели усовершенствования фельдшеров ФАП по внутренним болезням в г. Новгород в период с 17 февраля 1992 года по 20 марта 1992 (л.д. 31).
Согласно справке ГОБУЗ "Зарубинскя центральная районная больница" N 852 от 15 октября 2020 года фельдшерский пункт д. Большое Заборовье входил в структуру ММУ "Зарубинская ЦРБ" в период с 1991 года по 1999 год (л.д. 189, 199).
Согласно штатным расписаниям медицинского персонала фельдшерского-акушерских пунктов Любытинского района за 1991-1994 года и за 1996 год в Б. Заборовском фельдшерском пункте предусмотрена должность заведующего ФАП (л.д.204-217).
Из справки ГОБУЗ "Зарубинскя центральная районная больница" от 6 октября 2020 года N835 следует, что в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N1183н "Об отверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер является должностью среднего медицинского персонала (л.д.185).
Как указано в справке Администрации Любытинского муниципального района от 17 августа 2018 года N МО6-2675-И д. Большое Заборовье в период с 1991 года по 1996 года относилась к сельской местности. В данной деревне находился фельдшерский пункт (л.д. 170).
Из справки, уточняющей характер работы от 21 августа 2018 года N674 (л.д.33), справки от 30 июля 2019 года (л.д.28), справки от 27 декабря 2018 года N1169 (л.д.34) ГОБУЗ "Зарубинская центральная районная больница" следует, что ФИО1 действительно работала в Зарубинской центральной районной больнице на штатной должности заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом в период с 1 декабря 1991 года по 22 января 1996 года, работала полный рабочий день на полную ставку, направлялась на курсы повышения квалификации в период с 17 февраля 1992 года по 20 марта 1992 года.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается, что ФИО1, занимая должность заведующей в фельдшерско-акушерском пункте в деревне Большое Заборовье, по существу относилась к среднему медицинскому персоналу и выполняла работу в сельской местности.
Следовательно, в силу нормативных положений Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, период работы ФИО1 в Зарубинской центральной больнице в должности заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом в период с 1 декабря 1991 года по 22 января 1996 года может быть учтен в качестве специального стажа в льготном исчислении: год работы считается как один год и 3 месяца.
С учетом данных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов работы в Зарубинской центральной больнице в должности заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом с 02 декабря 1991 года по 16 февраля 1992 года (2 месяца 11 дней), с 21 марта 1992 года по 16 декабря 1993 года (1 год 9 месяцев 8 дней), с 24 октября 1994 года по 22 января 1996 года (1 год 2 месяца 24 дня), период прохождения планового обучения (усовершенствования) с 17 февраля 1992 года по 20 марта 1992 года (1 месяц 2 дня) в льготном исчислении 1 год 3 месяца работы за 1 год.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на то, что указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку по представленным документам не удается проследить отношение должности заведующего фельдшерским пунктом в Зарубинской центральной больнице к среднему медицинскому персоналу, являются несостоятельными, поскольку противоречат сведениям, изложенным в справке ГОБУЗ "Зарубинскя центральная районная больница" от 6 октября 2020 года N835, из которой следует, что в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N1183н "Об отверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер является должностью среднего медицинского персонала.
Кроме того, указанные доводы приведены ответчиком в отрыве от содержания Положения о фельдшерско-акушерском пункте, о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, об акушерке фельдшерско-акушерского, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 27 июля 1973 года N 566 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны", которым установлено, что на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки, который при отсутствии в штате других средних медицинских работников выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО1 занимала должность заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом, не имея среднего медицинского образования, ответчиком не представлено. Кроме того, из трудовой книжки ФИО1 следует, что она имеет среднее специальное образование по специальности "медицинская сестра".
С учетом этого, судебная коллегия полагает, что истец, имея среднее медицинское образование, занимала должность заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом в Зарубинской центральной больнице, которая законодательно отнесена к среднему медицинскому персоналу.
При таком положении указанные доводы ответчика, сводящиеся к оспариванию включения в специальный стаж периода работы ФИО1 в должности заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом в Зарубинской центральной больнице продолжительностью 3 года 11 месяцев 10 дней в льготном исчислении, подлежат отклонению, как несостоятельные.
Не являются основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы ответчика о незаконности решения суда в части включения в специальный стаж работы ФИО1 периодов работы заведующей Большезаборовским фельдшерским пунктом с 17 февраля 1992 года по 20 марта 1992, а также периодов работы в должности палатной медицинской сестры в кардиологическом отделении, исполняющей обязанности старшей медицинской сестрой гинекологического отделения Тосненской ЦРБ с 09 октября 2006 года по 03 ноября 2006 года, с 12 января 2011 года по 08 февраля 2011 года, с 23 мая 2011 года по 17 июня 2011 года, а также с 11 февраля 2020 года по 12 марта 2020 года.
Указанные доводы являются необоснованными и подлежат отклонению по следующим мотивам.
Согласно имеющимся в материалах дела копиям приказов, ФИО1 в спорные периоды была направлена на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы (л.д. 22, 23, 24, 25, 26).
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Факт нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации в спорные периоды, не включенные ответчиком в специальный стаж истца, сторонами не оспаривается, как не оспаривается и то, что в указанные периоды истцу начислялась заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые периоды времени должны быть включены в специальный стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на то, что администрацией медицинского учреждения работа в спорные периоды в особых условиях труда не подтверждена индивидуальными сведениями персонифицированного учета, являются необоснованными.
Как указано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не содержат обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы.
Судебная коллегия полностью соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом верно; нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено; а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 20 ноября 2020 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Мельникова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.