Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Попцовой М.С., рассмотрев 2 февраля 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении
Публичного Акционерного Общества "Вымпел-Коммуникации" (далее - ПАО "ВымпелКом", общество), ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636, юридический адрес: 111402, Москва, ул. Восьмого Марта, д. 10, стр. 14, УСТАНОВИЛ:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленным начальником отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Санкт-Петербургу N88/20/78000-КЛ от 24 марта 2020 года по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица ПАО "ВымпелКом", 7 ноября 2019 года в УФССП России по Санкт-Петербургу поступило заявление Б.Н. по фактам нарушения норм Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о несении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-Ф3). В обращении Б.Н. указано на неправомерные действия неустановленных лиц, направленные на возврат просроченной задолженности иного лица и нарушающие положения Федерального закона N 230-Ф3, в частности на многочисленные звонки.
Принимая во внимание, что в заявлении и представленных материалах усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.57 КоАП РФ, возбуждено дело об административном правонарушении и проведении и административного расследования N 61/19/78000-АР в отношении неустановленного лица, о чём вынесено соответствующее определение от 26.12.2019.
Посредством заказной корреспонденции N 78922/20/84014 от 31.12.2019 в адрес ПАО "ВымпелКом": Москва, ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, направлено определение об истребовании сведений, необходимых для решения дела об административном правонарушении в целях установления субъекта правонарушения, предусмотренного ст. 14.57 КоАП РФ. В данном определении уполномоченным должностным лицом Управления, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении 51/19/78000-АР запрошены сведения, необходимые для разрешения дела, обществу сообщено, что в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация в обязана в трёхдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение, с указанием причин непредставления. Также сообщён адрес электронной почты для направления почтовой корреспонденции в адрес отдела Управления.
Согласно почтовому реестру определению присвоен номер ШПИ 80081744375681. По результатам отслеживания почтовых отправлений через сервис официального сайта "Почта России" по номеру ШПИ установлено получение заказного письма "дата" в 08:13. Крайний срок предоставления ответа "дата".
Оригинал ответа от ПАО "ВымпелКом" (исх. N ШК-03/1930-К от "дата"), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 21-я линия В.О, д. 6, лит. А, поступил в Управление 17.01.2020 (вх. N...).
В ответе ПАО "ВымпелКом" сообщило, что абонентские номера + N.., + N... в период с 08.10.2019 до 20.10.2019 не выделялись абонентам и отказалось от предоставления запрашиваемой информации.
При этом, согласно представленным Б.Н. детализации оказанных услуг связи по номеру + N.., аудиозаписей телефонных переговоров, установлено, что с абонентских номеров +7- N.., + N.., 09.10.2019 в 18:52 и 18.10.2019 в 08:47, совершены телефонные переговоры, в ходе которых неизвестные лица, представившись как "досудебный отдел компании "... "", сообщали, что звонки совершаются с целью розыска и передачи информации о просроченной задолженности иного лица.
Таким образом, предоставленная ПАО "ВымпелКом" информация, недостоверна.
Дата и время совершения административного правонарушения: 18.01.2020 в 00 часов 01 минуту.
Место совершения административного правонарушения: 199026, Санкт-Петербург, 21-я линия В.О, д. 6, лит. А.
Постановлением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ПАО "ВымпелКом" прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо - начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Санкт-Петербургу Морозова Ю.Ю. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда от 29 июня 2020 года.
В обосновании жалобы указала, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, при этом постановление судьи районного суда вынесено при неверном толковании норм права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Законный представитель общества, начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Санкт-Петербургу Морозова Ю.Ю. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении заседания в суд не направили, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы в отсутствие указанных лиц.
Главный специалист-эксперт УФССП России по Санкт-Петербургу Лачауниекс А.И. в Санкт-Петербургском городском суде доводы, изложенные в жалобе поддержала, просила постановление судьи Василеостровского районного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, судья районного суда указал, что к компетенции Федеральной службы судебных приставов относится осуществление функций по контролю за деятельностью юридических лиц, возложенных Законом N 230-ФЗ. Однако ПАО "ВымпелКом" не осуществляет деятельность, связанную с возвратом просроченной задолженности. В связи с этим в данном случае истребование информации о персональных данных абонента у оператора связи в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.57 КоАП РФ, возбуждённого в отношении неустановленного лица, не может быть признано законным и обоснованным.
Вместе с тем состоявшийся по настоящему делу об административном правонарушении судебный акт законным признать нельзя, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п.п. 3-4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения, предусмотренного названным положением Кодекса, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27, 20.6.1 КоАП РФ, проводится административное расследование.
В соответствии с пп. 1 п. 7 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать и безвозмездно получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 1 названного Положения Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
В соответствии с п.п. 15 п. 7 Положения ФССП России организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Как следует из материалов дела, 7 ноября 2019 года в УФССП России по Санкт-Петербургу поступило заявление Б.Н. по фактам нарушения норм Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ. В обращении Б.Н. указано на неправомерные действия неустановленных лиц, направленные на возврат просроченной задолженности иного лица и нарушающие положения Федерального закона N 230-Ф3, в частности на многочисленные звонки.
Посредством заказной корреспонденции N... от "дата" в адрес ПАО "ВымпелКом": Москва, ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, направлено определение об истребовании сведений, необходимых для решения дела об административном правонарушении в целях установления субъекта правонарушения, предусмотренного ст. 14.57 КоАП РФ
Таким образом, сведения, истребованы должностным лицом УФССП в рамках полномочий, установленных Положением о Федеральной службе судебных приставов, следовательно, вывод судьи районного суда об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для истребования у оператора связи ПАО "ВымпелКом" информации о персональных данных абонента, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, вывод судьи об отсутствии в действиях ПАО "ВымпелКом" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, является необоснованным, сделанным преждевременно, без надлежащего исследования и оценки в полном объеме обстоятельств дела.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку уже на дату вынесения постановления судьей районного суда постановления, установленный для данной категории дел ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Таким образом, возвращение настоящего дела на новое рассмотрение невозможно, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного и, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении ПАО "ВымпелКом" отменить, производство по делу прекратить, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья Охотская Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.