Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Козловой Н.И.
судей
Барминой Е.А.
Селезневой Е.Н.
при секретаре
Мелоян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5635/2020 по апелляционной жалобе Сулименко Е. В. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербург от 17 ноября 2020 года по иску Сулименко Е. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, о досрочном назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И, объяснения истца Сулименко Е.В, представителя истца Зиминой А.Н. (действует на основании доверенности от 06.10.2020г. сроком на три года, диплом ДВП N... от "дата"), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Сулименко Е.В. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга (ГУ УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга), в котором просит суд обязать ответчика включить истцу в специальный стаж, для назначения досрочной пенсии период нахождения на курсах повышения квалификации: с 11 января 2013 года по 8 февраля 2013 года; с 12 февраля 2018 года по 15 марта 2018 года; а также просит включить период работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического отделения в военном санатории "Чемитоквадже" с 20 июля 1998 года по 31 декабря 2009 года; с учетом включения спорных периодов просит обязать ответчика досрочно назначить пенсию с 21 января 2020 года.
В обоснование заявленных требований указывает, что обратилась к ответчику по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии, решением ответчика от 23 апреля 2020 года в таком назначении отказано по мотиву отсутствия необходимого стажа медицинской работы. С данным отказом истец не согласна, полагает, что пенсионный орган ошибочно оценил ее пенсионные права, безосновательно отказал во включении периодов повышения квалификации, которым сопутствовало сохранение среднего заработка по должности. Кроме этого полагает, что ошибочно отказано во включении периода работы в санатории, поскольку в данный период истец также осуществляла медицинскую деятельность.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года исковые требований Сулименко Е.В. удовлетворены частично: ГУ УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга обязано включить Сулименко Е.В. в специальный стаж, для назначения досрочной трудовой пенсии, в порядке пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период нахождения на курсах повышения квалификации: с 11 января 2013 года по 08 февраля 2013 года; с 12 февраля 2018 года по 15 марта 2018 года, с ГУ УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга в пользу Сулименко Е.В. взысканы расходы по государственной пошлине в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда Сулименко Е.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить в части неудовлетворенных исковых требований.
Ответчиком решение суда не обжалуется. В своих возражениях он выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Истец в заседание суда апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца в заседание суда апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции ответчик своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств невозможности явки в судебное заседание не представил, в связи с чем, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено районным судом при рассмотрении спора по существу, 21 января 2020 года Сулименко Е.В, "дата" года рождения, обратилась в УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга по вопросу назначения ей страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).
Решением Пенсионного органа от 23 апреля 2020 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимого страхового стажа на соответствующего вида работах.
В частности истцу отказано в зачете в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, период работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического отделения в военном санатории "Чемитоквадже" с 20 июля 1998 года по 31 декабря 2009 года.
При этом подлежащий зачёту стаж работы истца составил 19 лет 4 месяцев и 6 дней, а отказанные во включении периоды составили 13 лет 6 месяцев и 5 дней.
Периоды повышения квалификации истца с 11.01.2013 по 08.02.2013 и с 12.02.2018 по 15.03.2018 подтверждены справкой с места работы.
За истцом в указанные периоды сохранялся средний заработок по должности, происходило отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2017), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года, в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Порядок включения в специальный стаж периодов отпусков Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, не урегулирован.
Согласно пункту 2 указанных выше правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (статья 173 ТК РФ).
Согласно статье 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 196 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 года.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о включении периодов с 11.01.2013 по 08.02.2013 и с 12.02.2018 по 15.03.2018 в специальный стаж истца.
Исходя из положений части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом удовлетворения иска в части требований неимущественного характера, суд взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Выводы суда в данной части достаточно подробно мотивированы в обжалуемом решении, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, вышеуказанные выводы суда сторонами не обжалуются, его законность и обоснованность в силу положений ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении требованиий истца о включении в специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического отделения в военном санатории "Чемитоквадже" с 20 июля 1998 года по 31 декабря 2009 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьёй 30 Закона.
В соответствии со статьёй 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Основным лечебным профилем санатория "Чемитоквадже" является лечение больных с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата.
Данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а также в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Вместе с тем, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 30 января 1998 года.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 указано, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В отношении истца данные об особых условиях работы в санатории "Чемитоквадже" не подавались, к моменту рассмотрения дела судом не исправлены работодателем, при том условии, что данный санаторий по настоящее время осуществляет свою деятельность.
На основании изложенного, районный суд не нашел оснований для включения в специальный стаж работы истца периода работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического отделения в военном санатории "Чемитоквадже" с 20 июля 1998 года по 31 декабря 2009 года. Поскольку с учетом зачтенных судом первой инстанции периодов работы и периодов зачтенных пенсионным органом специальный стаж истца составил менее 30 лет, то соответственно при таком положении суд первой инстанции правильно отказал истцу в удовлетворении требования об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21 января 2020 года, так как на день обращения истца в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, у нее такого права не возникло.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм материального права, судебная коллегия отклоняет, как не нашедшие своего подтверждения.
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в пп. "н" п. 1 названного Постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Как указал Конституционный суд РФ в своем определении от 19.11.2015 N 2627-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (как и предоставление им трудовой пенсии по старости, а также пенсии за выслугу лет, предусматривавшихся ранее действовавшим законодательством) направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются и различия осуществления трудовой деятельности в разных условиях, в том числе выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, или работы на условиях неполного рабочего времени, а также в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете условий труда, особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения им пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичное правовое регулирование предусматривалось ранее действовавшим пенсионным законодательством (Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, определение того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, основано на оценке характера труда и его условий, в том числе в зависимости от вида и профиля соответствующего учреждения, и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов трудовой деятельности, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (с 1 января 2015 года - страховая пенсия по старости), что исключает возможность их произвольного истолкования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности врачей-специалистов санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические). Названное постановление Правительства Российской Федерации утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, применяется в настоящее время и предусматривает аналогичное правовое регулирование.
На основании вышеизложенного, доводы истца о том, что Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, предусмотрено расширительное толкование санаториев (курортов), кроме санаториев определенного профиля, судебная коллегия отклоняет, как ошибочные.
Указание в апелляционной жалобе на отказ в удовлетворении ходатайства истца о повторном запросе в УПФР г. Сочи, основанием для отмены постановленного решения суда являться не может, на следующем основании.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (определения от 17 апреля 2003 года N 123-О, от 16 ноября 2006 года N 493-О, от 17 ноября 2009 года N 1427-О-О и от 23 марта 2010 года N 388-О-О).
В соответствии с частью второй статьи 12 ГПК Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Как указано в статье 2 данного Кодекса, это необходимо для достижения такой задачи гражданского судопроизводства, как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, являющихся субъектами гражданских и иных правоотношений.
Допускаемая статьей 57 ГПК Российской Федерации возможность для суда отказать в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств при отсутствии оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения такого ходатайства, равно как и предусмотренная частью второй статьи 56 того же Кодекса обязанность суда по распределению бремени доказывания, будучи следствием принципа судейского руководства процессом, таким образом, является процессуальной гарантией закрепленного в статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права граждан на судебную защиту (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 555-О-О).
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие кода особых условий труда является виной работодателя, судебная коллегия отклоняет, поскольку сведений о том, что страхователем были ошибочно поданы сведения за спорный период работы истца без указания кодов особых условий труда материалы дела не содержат. Доказательств, подтверждающих указанные доводы истца, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы дублируют позицию истца, высказанную в суде первой инстанции, по существу не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.