Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Ивановой Ю.В.
Судей
Поповой Е.И, Чуфистова И.В.
при секретаре
Шибановой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 февраля 2021 года административное дело N2а-5621/20 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Троицкой И.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения от 31 июля 2020 года об отказе в государственной регистрации права.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Троицкой И.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Троицкая И.Г. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 31 июля 2020 года об отказе в государственной регистрации права.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Троицкая И.Г. просила обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу произвести государственную регистрацию права Троицкой И.Г. на "... " долей в праве общей долевой собственности в квартире "адрес" (л.д.4-5).
В обоснование заявленных требований Троицкая И.Г. указала, что решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 31 июля 2020 года отказано в государственной регистрация права общей долевой собственности в отношении "... " долей в квартире "адрес" в связи с непредоставлением удостоверенного нотариально договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности. По мнению административного истца, оспариваемое решение является незаконным, поскольку основанием для заключения данного договора послужила победа в публичных торгах, проводимых МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и подписанный протокол о результате торгов N... от 17 января 2020 года, и установленный специальный порядок заключения данной сделки не требует нотариального заверения.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2020 года административный иск удовлетворен, признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 31 июля 2020 года об отказе в государственной регистрации права, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу возложена обязанность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности Троицкой И.Г. на "... " доли в праве общей долевой собственности в квартире "адрес" (л.д.102-108).
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу просит решение отменить и в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что решение суда вынесено с нарушением норм процессуального и материального права; суд не опроверг довод Управления о том, что статья 50 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует порядок регистрационных действий, но не устанавливает форму сделки, требования к которой установлены в статье 42 названного Федерального закона; статьи 447 и 449 Гражданского кодекса Российской Федерации посвящены проведению торгов, но не порядку заключения договора, которым установлено нотариальное удостоверение сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество вне зависимости от способа их заключения (л.д.111-113).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по электронной почте.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный ответчик об отложении дела не просил и документы об уважительной причине неявки не представил, неявка в судебное заседание их представителя не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости за О.И.М. зарегистрировано право собственности на "... " доли в праве общей долевой собственности в квартире "адрес" (л.д.37).
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 06 декабря 2018 года с О.И.М. в пользу А.Ю.А. взыскана задолженность по договору займа в сумме "... " рублей, проценты в размере 4% в месяц от суммы основного долга с 30 мая 2018 года по день фактической уплаты основного долга, неустойка "... " рублей и "... " рублей, расходы по уплате госпошлины в размере "... " рублей "... " копеек, и обращено взыскание на заложенное имущество - на "... " долей в праве общей долевой собственности в "адрес" путем продажи с публичных торгов с установлением начальной продажной стоимости имущества в размере "... " рублей (л.д.12-16).
Решение суда вступило в законную силу 22 января 2019 года (л.д.16, 45).
19 февраля 2019 года Василеостровским районным судом Санкт-Петербурга на основании указанного решения выдан исполнительный лист серии ФС N.., на основании которого по заявлению А.Ю.А. судебным приставом-исполнителем Василеостровского районного отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу от 19 марта 2019 года возбуждено исполнительное производство N... (л.д.41-42).
Для проведения публичных торгов принадлежащие должнику О.И.М. "... " доли в праве собственности в квартире "адрес" были переданы в МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 26 апреля 2019 года о передаче имущества на торги, заявки на торги от 26 апреля 2019 года (л.д.46-47).
По результатам проведения МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в лице организатора ООО "Перфект" торгов, оформленных протоколом N... от 17 января 2020 года, победителем была признана Троицкая И.Г, предложившая цену за предмет торгов "... " рублей (л.д.63-65).
23 января 2020 года после внесения оплаты между МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в лице организатора торгов ООО "Перфект" и Троицкой И.Г. был заключен договор купли-продажи арестованного имущества в простой письменной форме, "... " доли в праве собственности на спорное помещение переданы ей по акту от 23 января 2020 года (л.д.60-62, 69-71).
05 февраля 2020 года Троицкая И.Г. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о регистрации права собственности на "... " доли в праве общей долевой собственности в квартире "адрес" (л.д.55-56).
Уведомлением N... от 14 февраля 2020 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу осуществление действий по государственной регистрации приостановлено на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно - представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи от 23 января 2020 года нотариально не удостоверен, не представлено заявление залогодержателя А.Ю.А, не представлена заверенная надлежащим образом копия решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество, 2 экземпляра подлинника протокола торгов (л.д.57-58).
01 марта 2020 года и 22 марта 2020 года во исполнение уведомления Троицкая И.Г. представила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу дополнительные документы (л.д.72-73, 82-83).
31 июля 2020 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу отказала Троицкой И.Г. в регистрации права собственности на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в уведомлении о приостановлении от 14 февраля 2020 года, а именно договор купли-продажи от 23 января 2020 года составлен в простой письменной форме (л.д.59).
Административным ответчиком не оспаривалось, а также материалами дела подтверждается, что иные основания, указанные в решении о приостановлении государственной регистрации от 14 февраля 2020 года, были устранены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Троицкая И.Г. приобрела имущество по результатам торгов и продавцом является Росимущество, выполняющее государственную функцию по реализации такого имущества, то в рассматриваемом случае отсутствует необходимость нотариального удостоверения договора, заключенного по результатам торгов, проводимых в целях исполнения решения суда с соблюдением процедур, установленных действующим законодательством.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 3 статьи 1 названного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 18 названного Федерального закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учета которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Отказывая в государственной регистрации права Троицкой И.Г. на доли в квартире, административный ответчик ссылался на то, что в рассматриваемом случае договор купли-продажи доли квартиры требовал нотариального удостоверения.
Согласно пункту 1 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате или нотариальной деятельности.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно: 1) в случаях, указанных в законе; 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества.
Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного части 19 статьи 7.3 указанного Закона).
Рассматривая положения указанной статьи 42 применительно к положениям гражданского законодательства (статей 447 - 449 ГК Российской Федерации), статьи 56 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", суд первой инстанции принял во внимание также содержание норм статьи 50 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающей особенности осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него проводится на основании совместного заявления приобретателя и залогодержателя, и представления, при обращении взыскания на заложенное имущество по решению суда, в том числе документов, подтверждающих реализацию заложенного имущества на торгах (протокол о результатах публичных торгов, договор купли-продажи, заключенный с лицом, выигравшим торги).
Судебная коллегия полагает, что на основании толкования действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно согласился с доводами административного истца о том, что положения части 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определены законодателем как общее правило для целей защиты долевых собственников от злоупотреблений со стороны недобросовестных долевых сособственников, для предотвращения совершения сделок одних собственников без соблюдения преимущественного права других долевых собственников, для целей предотвращения мошеннических сделок, реализации прав в отношении незначительных долей, то есть для целей защиты добросовестных долевых собственников.
Поскольку при продаже доли в праве общей долевой собственности с публичных торгов остальные участники долевой собственности преимущественное право покупки продаваемой доли не имеют, то правило пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" о нотариальном удостоверении сделки с учетом особенностей заключения договора по результатам торгов по реализации заложенного имущества лица, не применяется.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии необходимости нотариального удостоверения договора, заключенного по результатам торгов, проводимого в целях исполнения решения суда, когда продавцом является Росимущество, выполняющее государственную функцию по реализации имущества.
Довод апелляционной жалобы о том, что положения части 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" являются императивной нормой, устанавливающие закрытый перечень случаев, когда сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество не подлежат нотариальному удостоверению, не может быть принят во внимание и положен в основу отмены решения суда, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.