Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Ткач Е.И, Ивановой О.В.
при секретаре Кичигиной О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УМВД России по Калининградской области на решение Багратионовского районного суда г. Калининграда от 15 октября 2020 года по делу по иску УМВД России по Калининградской, МО МВД России "Багратионовский" к Тулину М.В. о возмещении ущерба в порядке регресса.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В, объяснения представителя МО МВД России "Багратионовский" Ломакиной О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Тулина М.В. и его представителя Шибалко А.А, просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
УМВД России по Калининградской области и МО МВД России "Багратионовский" обратились в суд с иском к Тулину М.В. о взыскании денежных средств в порядке регресса.
В обоснование иска указывали, что 12 ноября 2018 г. по вине ответчика произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого инспектор (по пропаганде безопасности дорожного движения) ОГИБДД МО МВД России "Багратионовский" Э. получил травму. Заключением служебной проверки от 22 ноября 2018 г. указанная травма признана полученной при исполнении служебных обязанностей.
Полученные Э... телесные повреждения в дальнейшем исключили возможность прохождения Э. службы в органах внутренних дел; приказом МО МВД России "Багратионовский" от 21 ноября 2019 г. N он был уволен из органов внутренних дел по болезни. 12 декабря 2019 г. Э. была установлена 2 группа инвалидности бессрочно вследствие военной травмы.
Приказом УМВД России по Калининградской области от 4 февраля 2020 г. N Э. с 10 января 2020 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции" назначена выплата ежемесячной денежной компенсации по случаю установления инвалидности вследствие военной травмы, размер которой составляет 14 915, 45 рублей.
За период с января 2020 г. по сентябрь 2020 г. Э. было выплачено 133 276, 76 рублей.
Ссылаясь на положения ч.6 ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции", просили взыскать в пользу казны Российской Федерации в лице УМВД России по Калининградской области на счет МО МВД России "Багратионовский" с Тулина М.В. в порядке регресса денежные средства в размере 133 276, 76 рублей, а также обязать ответчика ежемесячно выплачивать в пользу казны Российской Федерации в лице УМВД России по Калининградской области на счет МО МВД России "Багратионовский" сумму денежной компенсации, выплаченную Э. в текущем месяце, в размере 14 915, 45 рублей.
Решением Багратионовского районного суда г. Калининграда от 15 октября 2020 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе УМВД России по Калининградской просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и настаивая на том, что обязанность виновного лица по возмещению суммы ежемесячной денежной выплаты, выплачиваемой в соответствии со ст. 43 Закона, прямо предусмотрена этой же нормой.
Вина Тулина М.В. в причинении вреда здоровью сотруднику полиции подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, в том числе собранными в ходе рассмотрения в отношении него уголовного дела, а прекращение производства по уголовному делу в отношении ответчика по не реабилитирующим основаниям не исключает возложение на него ответственности за причиненный вред.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 12 ноября 2018 г. в период прохождения службы в органах внутренних дел инспектор (по пропаганде безопасности дорожного движения) ОГИБДД МО МВД России "Багратионовский" Э. в результате наезда на него автомобиля под управлением Тулина М.В. получил телесные повреждения.
Согласно заключению служебной проверки от 22 ноября 2018 г. указанные телесные повреждения признаны полученными Э. при исполнении служебных обязанностей.
Приказом врио начальника МО МВД России "Багратионовский" от 21 ноября 2019 г. N Э. уволен из органов внутренних дел по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по болезни).
Заключением Бюро МСЭ N 8 ФКУ "ГБ МСЭ по Калининградской области" от 12 декабря 2019 г. ему установлена вторая группа инвалидности, бессрочно, в качестве причины инвалидности указана военная травма.
Приказом УМВД России по Калининградской области от 4 февраля 2020 г. N Э. в соответствии со ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции" с 10 января 2020 г. назначена выплата ежемесячной денежной компенсации по случаю установления инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.
За период с января 2020 г. по сентябрь 2020 г. Э. было выплачено 133 276, 76 рублей.
Постановлением Багратионовского районного суда Калининградской области от 6 февраля 2020 г. прекращено уголовное дело в отношении Тулина М.В, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ, он освобожден от уголовной ответственности с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 20 000 рублей.
Принимая по делу решение, суд первой инстанции правильно исходил из отсутствия правовых оснований для возникновения у Тулина М.В. в порядке регресса обязанности по возмещению выплаченных сотруднику полиции денежных средств в целях возмещения вреда.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников органов внутренних дел в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме установленного в целях обеспечения социальных интересов этих лиц и интересов государства обязательного государственного страхования их жизни и здоровья, которое финансируется за счет бюджетных средств (пункт 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"), в форме гражданско-правового (деликтного) возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в полиции (ст. 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации), в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации (части 5 и 6 ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", вступившего в силу с 1 марта 2011 г.)
Так, в соответствии со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой (главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Согласно части 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя вреда.
Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации гражданско-правовая ответственность за вред жизни или здоровью граждан, в том числе причиненный при исполнении ими обязанностей военной службы и службы в полиции, установлена при наличии общих оснований наступления такой ответственности, в связи с чем возмещение вреда в указанных ситуациях возможно лишь тогда, когда причинение вреда здоровью сотрудника органов внутренних дел имело место в результате виновных, противоправных действий должностных лиц органов внутренних дел, других государственных органов.
Гарантии дополнительной социальной защиты сотрудника полиции в форме возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или увечья сотрудника при исполнении служебных обязанностей установлены статьей 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Указанные компенсационные выплаты для сотрудников полиции являются дополнительной социальной гарантией, находящейся за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда, предусмотренных главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе и статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации, и назначаются независимо от наличия вины государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотруднику органов внутренних дел, если соблюдены определенные законом условия.
В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0, 5; в отношении инвалида III группы - 0, 3.
В данном случае государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.
По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 г. N 523-О, государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.
Денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником органов внутренних дел служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда.
Право сотрудника полиции на возмещение вреда в виде выплаты денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия является установленной государством гарантией, а выплата указанной компенсации - не способом восстановления нарушенного права, а страховой гарантией сотруднику полиции в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
Таким образом, под виновными лицами применительно к ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" следует, что следует понимать государственные органы или их должностные лица. Указанным Федеральным законом не предусмотрена возможность последующего взыскания сумм компенсации с причинителей вреда по деликтному обязательству.
Данное толкование закона, вопреки доводам апелляционной жалобы, применимо не только к единовременной выплате, в отношении которой действовавшим до 01 марта 2011 г. Законом "О милиции" также предусматривалась возможность последующего взыскания с виновных лиц, но и ежемесячным выплатам, поскольку характер этих одинаков, поскольку и те и другие представляют собой страховые гарантии государства.
Ошибочные выводы суда о том, что отсутствие постановленного в отношении лица приговора и признании его вины в совершении преступления исключает возможность установления его вины в гражданско-правовом правоотношении, с учетом приведенных мотивов отказа в иске, на правильность принятого судом решения в целом не влияют.
Поскольку с учетом установленных по делу обстоятельств, нормы материального права судом первой инстанции были истолкованы и применены верно и в соответствии с возникшими правоотношениями, оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Багратионовского районного суда г. Калининграда от 15 октября 2020 года отставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.