Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Шипиковой А.Г., Кочергиной Т.В., при ведении протокола помощником Распитиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С., гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней истца Павленко А.Г. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 июня 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Павленко А*Г* к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности, отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец Павленко А.Г. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности.
Исковые требования мотивированы тем, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: ***, где занимает 2 комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире. С 1996 года семья истца в составе из двух человек (он, мать П*) состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в 2006 году мать истца умерла и распоряжением главы Управы Рязанского района г.Москвы от 21 июня 2007 года истец был снят с жилищного учета. 04 июня 2019 года истец обратился в Департамент городского имущества г.Москвы с запросом по вопросу предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Из уведомления ответчика ДГИ N 33-5-65044/19-19-1 от 22 июля 2019 года следует, что истцу было отказано в постановке на учет ввиду обеспеченности площадью жилых помещений более учетной нормы. Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать незаконным отказ в предоставлении государственной услуги, обязать ответчика устранить допущенное нарушение и принять истца на жилищный учет, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Пар И.Р. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец Павленко А.Г. по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней.
Представитель истца Павленко А.Г. по доверенности Слипец Д.Н. в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал, просил решение отменить.
Иные участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Полагая возможным рассмотреть дело в их отсутствие, выслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Павленко А.Г. зарегистрирован и проживает по адресу: ***, где занимает две комнаты N 1, N 2 площадью жилого помещения 65, 1 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире, собственником которых является на основании договора передачи от 16 декабря 2004 года.
04 июня 2019 года истец обратился в Департамент городского имущества г.Москвы с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от 22 июля 2019 года N 33-5-65044/19-(0)-1 истцу было отказано в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", поскольку приходящийся на истца размер площади занимаемого на праве собственности жилого помещения составлял 65, 1 кв.м, что превышает учетную норму для принятия на жилищный учета.
Письмом заместителя руководителя Департамента городского имущества г. Москвы N ДГИ-ЭГР-50705/19-1 на обращение истца от 15 октября 2019 года по вопросу отказа в предоставлении государственной услуги было сообщено об отсутствии каких-либо нарушений действующего законодательства со стороны Департамента городского имущества г.Москвы при принятии данного решения.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с ч.6 ст. 50 ЖК РФ Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Согласно ч. 4ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применяя нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал оценку представленным в материалы дела доказательствам и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований, поскольку истец занимает комнаты в коммунальной квартире, где на него приходится 65, 1 кв.м. площади жилого помещения, что превышает размер учетной нормы, установленный ч.4 ст.9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
В своей апелляционной жалобе и дополнениям к ней истец ссылается на то, что распоряжением главы Управы Рязанского района г.Москвы от 21 июня 2007 года был снят с жилищного учета без законных оснований, однако данные доводы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку законность и обоснованность данного распоряжения не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Вступившим в законную силу решением Кузьминского районного суда г.Москвы от 03 ноября 2011 года в удовлетворении заявления Павленко А.г. о восстановлении срока на обжалование решения жилищной комиссии управы Рязанского района г.Москвы от 21 июня 2007 года, признании его незаконным и обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы восстановить истца в списках очередников Рязанского района г.Москвы было отказано.
Ссылки в жалобе истца на Постановление Московской городской Думы от 24 декабря 1997 года N 95 "Об утверждении Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве" судебной коллегией отклоняются, так как данное постановление утратило силу 11 марта 2001 года.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на оспаривание выводов суда, но и их не опровергают, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены постановленного судом решения судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней истца Павленко А.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.