Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н., Судей Васильевой Е.В., Раскатовой Н.Н., при ведении протокола помощником судьи Тутуниной О.Н., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н., гражданское дело по апелляционной жалобе истца Шуи (Картухиной) Е.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 октября 2020 г., которым постановлено:
"В удовлетворении иска Картухиной Евгении Владиславовны к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральному казначейству РФ, третьи лица: МВД РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, о признании незаконным бездействия МИД России, выразившееся в непринятии решения об оказания помощи и невыплате социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.20 года N 433, и обязании выплатить образовавшуюся задолженность за периоды с 07.04.20 по 14.06.20 года - отказать
УСТАНОВИЛА:
Картухина Е.В. обратилась в суд с иском к МИД РФ, Федеральному казначейству РФ о признании незаконным бездействия МИД России, выразившееся в непринятии решения об оказания помощи и невыплате социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.20 года N 433, и обязании выплатить образовавшуюся задолженность за периоды с 07.04.20 по 14.06.20 года, мотивируя свои требования тем, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции - COVID-19, она утратила возможность вернуться из Индонезии в Российскую Федерацию, воспользовавшись проездными документами (обратными билетами в РФ) на 07.04.2020 г.
20 апреля 2020 года истец заполнила на едином портале государственных и муниципальных услуг электронную форму заявления об оказании помощи согласно приложению к Положению. Заявлению был присвоен N... В период рассмотрения заявления, которое существенно затянулось, электронная форма заявления претерпевала изменения, ранее необязательные графы, стали обязательными. В связи с этим, а также тем, что социальная поддержка (помощь) истцу так и не была оказана, 20 мая 2020 года истец заново заполнила электронную форму заявления, которому присвоен N...
Истец указывает, что поскольку ее заявление и требования полностью соответствовали критериям, при которых производятся выплаты, она считает незаконным бездействие МИД России по не оказанию ей такой помощи.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель МИД РФ в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на иск, согласно которого просит суд в иске отказать.
Представитель соответчика Федерального казначейства РФ в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на иск, согласно которого указывает, что является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель МВД России в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен судом надлежащим образом.
Третьи лица Новиков Д.А, Павлюченко В.Г. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Истец, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки суд не уведомила не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика МИД России, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановлением Правительства РФ от дата N 433 было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 1, 2 Положения, в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на адрес в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с дата по дата, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на адрес.
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от дата N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление) Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено:
- обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи;
- направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению.
На основании п. 3 вышеуказанного постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании помощи.
В соответствии с п. 6 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 433, по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи.
Согласно п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
В соответствии с п. 5 Положения при рассмотрении заявления: а) проверяется достоверность изложенных в заявлении фактов; б) выясняются обстоятельства пребывания заявителя на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания и т.п.).
В настоящее время Постановление Правительства РФ от дата N 433 признано утратившим силу и не действует.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на адрес не допускается.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что через электронную форму, размещенную на ЕПГУ, Картухина Евгения Владиславовна подала заявления об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции N... от 20 апреля 2020 г, N... от 20 мая 2020 г.
В соответствии с п. 6 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 433, по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи.
Судом установлено, что при оформлении заявлений N.., N... Картухиной Е.В. необходимые данные в поля электронной формы заявления были внесены, однако не были приложены электронные образы авиабилетов (сканы или фото авиабилетов или других документов - вторая строка 4 раздела "Документы"). Также в заявлении N... отсутствовали данные об отчестве (в электронной форме заявления поле "Отчество" имело отметку о необязательности его заполнения). Кроме того, в электронном заявлении N... от 20 мая 2020 г. в разделе 2 "Данные об авиабилете" был указан номер только одного рейса QR-965, однако, как следует из приложенного к исковому заявлению заказа авиабилета, рейс QR-965 является внутренним рейсом из Бали в Доху, международным рейсом из Дохи в Москву является рейс QR-229, который истцом в заявлении указан не был.
Таким образом, в заявлении от 20.05.2020 г. не были указаны данные проездных документов на возвращение в Российскую Федерацию. В заявлении был указан рейс QR-965, который выполнялся авиакомпанией Qatar Airways по маршруту Денпасар - Доха, что противоречило разделам заполняемого заявления "У меня есть обратный билет в Россию", "Дата возвращения в Российскую Федерацию по обратному авиабилету", являющегося Приложением к Положению об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, и в связи с чем Комиссией МИД России было принято решение об отказе в оказании финансовой поддержки.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истец, требуя признать незаконным бездействие МИД России, не представил суду доказательств, свидетельствующих о неправомерности непредставления ей социальной помощи, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено, что неправомерности в действиях ответчика судом не установлено, поскольку МИД России действовало в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433, на основании Положения, утвержденного данным постановлением. Таким образом, судом не установлено нарушений прав истца ответчиком МИД России. При этом суд также учитывал, что все заявления рассматривались исключительно в автоматизированном порядке, имели ускоренные сроки их рассмотрения, социальная помощь являлась адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы истца по существу сводятся к изложению правовой позиции истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что судом не было рассмотрено её заявление от 20.04.2020 г. и не были сделаны выводы относительно правомерности или неправомерности отказа в предоставлении ей адресной помощи на основании данного заявления. Между тем, как пояснил представитель МИД России в судебном заседании суда апелляционной инстанции, указанное заявление было отлонено МИД России, поскольку оно не прошло проверку в МВД России, МВД России дало отрицательное заключение по данному заявлению. В соответствии с п. 12 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации. Истец не оспаривает отрицательное заключение МВД России по результатам проверочных мероприятий, проведенных в отношении её заявления от 20.04.2020 г.
Судебная коллегия не усматривает в апелляционной жалобе истца Шуи (Картухиной) оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, которые могли бы повлечь отмену постановленного судом решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Шуи (Картухиной) Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.