Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Кочергиной Т.В., Шипиковой А.Г., при ведении протокола помощником Астаховой Е.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе истца Осколкова А.В. на решение Измайловского районного суда города Москвы от 20 декабря 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Осколкова А*В* к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании исключить жилое помещение из служебного фонда, обязании заключить договор социального найма жилого помещения отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец Осколков А.В. обратился в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы об обязании исключить жилое помещение из служебного фонда, обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу как работнику СУ-4 организации, финансируемой за счет средств федерального бюджета города Москвы, на основании служебного ордера от N *** от 15.06.1990 года предоставлено служебное жилое помещение в виде комнаты в квартире ***, расположенной по адресу: ***. В данной квартире истец проживает и зарегистрирован с 1990 года по настоящее время. Его стаж в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, составляет 13 лет 8 месяцев 25 дней. Письмом 23.01.2019 года N 44-гр-90/19-1 ему отказано в заключении договора социального найма с формулировкой "стаж работы в организациях составил менее 10 лет". Просил суд обязать ответчика исключить жилое помещение из служебного жилого фонда и заключить с ним договор социального найма жилого помещения.
Истец Осколков А.В. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы Рассалова Е.Ю. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Осколков А.В. по доводам апелляционной жалобы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 августа 2020 года решение Измайловского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2019 года бы отменено, по делу постановлено новое решение, которым на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность исключить из служебного жилого фонда комнату площадью 13, 0 кв.м N 1, расположенную по адресу: ***, и заключить с Осколковым А.В. договор социального найма на указанную комнату.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 августа 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда.
При новом апелляционном рассмотрении истец Осколков А.В. в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в заседание судебной коллегии не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании ордера N *** от 15.07.1990 года Осколкову А.В. предоставлена комната в квартире *** по адресу: ***. Указанная квартира предоставлена Осколкову А.В. в связи с трудовыми отношениями с ***. Истец проживает и зарегистрирован в этом жилом помещении с 1990 года по настоящее время.
Согласно выписке из ЕГРН собственником указанной выше квартиры является город Москва.
28.12.2018 года истец обратился в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о заключении договора социального найма.
Письмом Департамента городского имущества г.Москвы от 23.01.2019 года N 44-гр-90/19-1 истцу отказано в заключении договора социального найма с формулировкой "стаж работы в организациях составил менее 10 лет".
Как следует из материалов дела, с 30.07.1984 г. по 17.10.1984 г. Осколков А.В. работал в должности электромонтера в ***, откуда был уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии.
После демобилизации Осколков А.В. вновь вернулся в данное предприятие и проработал в нем с 14.01.1987 г. по 13.12.1988 г.
В период с 03.01.1989 г. по 01.04.1993 г. истец работал в ***, переименованный в ***, в связи с чем ему было предоставлено служебное жилое помещение.
В дальнейшем Осколков А.В. работал в различных обществах, а с 26.09.2012 г. по 05.09.2013 г. и с 11.06.2013 г. по 21.08.2014 г. в ФГБУ "***".
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями ст. 672 ГК РФ, ст. ст. 60, 62 ЖК РФ, постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений", принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что общий стаж трудовой деятельности Осколкова А.В. в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, составляет 8 лет 3 месяца 14 дней.
При таких обстоятельствах суд не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что у Осколкова А.В. отсутствует стаж работы в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, установленный постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют требованиям законодательства и установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу жилого помещения, основанием для вселения в жилое помещение по договору найма являлся ордер.
В силу положений ст.50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны были проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находились эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
Подпунктом 1.1 пункта 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N711-ПП предусмотрено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, государственных внебюджетных фондов, 10 и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, либо с проживающими в таких жилых помещениях членами семьи умерших граждан, проработавших в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, государственных внебюджетных фондов, 10 и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма жилых помещений в случае, если занимаемое жилое помещение предоставлено гражданам до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилых помещений приложения 1 к настоящему Положению (п.1.1).
В силу п.3 вышеназванного Положения с гражданами, проживающими в жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, менее 10 лет, либо с проживающими в таких жилых помещениях членами семьи умерших граждан, проработавших в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма жилого помещения в случае увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости, получения работником инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, смерти работника, а также увольнения в связи с ликвидацией организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Настаивая на отмене постановленного судом решения, истец в апелляционной жалобе указывает на то, что стаж работы Осколкова А.В. в организациях, финансируемых за счет средств бюджета, составляет более 10 лет.
Между тем, в материалах дела доказательств того, что истец проработал в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, государственных внебюджетных фондов, 10 и более лет, не имеется.
Как верно указано судом первой инстанции, общий стаж трудовой деятельности Осколкова А.В. в организациях, финансируемых за счет средств бюджета, составляет 8 лет 3 месяца 14 дней.
При этом стаж прохождения военной службы, учитываемый на основании п.3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при назначении пенсии и иных социальных гарантий, не имеет правового значения, поскольку специальным нормативным актом г.Москвы (п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N711-ПП) предусмотрен учет фактической работы в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, государственных внебюджетных фондов, а не приравненный к нему стаж.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции объективно не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на переоценку доказательств и выводов суда, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда города Москвы от 20 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Осколкова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.