Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио
судей Кочергиной Т.В, Шипиковой А.Г, при ведении протокола помощником Астаховой Е.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов фио, фио, действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, действующего за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио, фио, по доверенности фио на решение Пресненского районного суда города Москвы от 15 декабря 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио, фио, действующей за себя и как законный представитель несовершеннолетних фио, фио, фио и фио, фио, действующего в интересах несовершеннолетних фио и фио к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения, об обязании поставить на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - отказать, УСТАНОВИЛА:
Истцы фио, фио, действующая за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, действующий за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио, фио обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы в составе семьи из 8 человек зарегистрированы и проживают по договору социального найма в трехкомнатной квартире по адресу: адрес, общей площадью 76 кв.м. Помимо истцов в указанной квартире зарегистрированы и проживают их близкие родственники - фио и фио 09.03.2020 года в Департамент городского имущества города Москвы за N N1112158-2020 было подано заявление о принятии истцов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением от 23.04.2020 N 33-5-28674-20-(0)-1 истцам было отказано в принятии на учет в качестве задающихся в жилых помещениях. В обоснование своего отказа Департамент указал, что размер площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи заявителя из 10 человек составляет 13, 88 кв. м (с учетом площадей жилых помещений, находящихся в собственности фио (15 кв.м.) и фио(47, 8 кв.м.), что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N29 основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях. Департаментом была учтена принадлежащая фио квартира в адрес площадью 47.8 кв.м, то есть площадь лица, не входящего в состав заявителей, желающих улучшить жилищные условия, а также принадлежащая несовершеннолетней фио часть квартиры ее отца площадью 15 кв. адрес действительно является собственником жилого помещения в адрес. Однако остальные родственники не могут использовать указанную жилую площадь, так как она находится далеко от их постоянного места проживания, от мест работы, детских садов, школ и поликлиник, к которым приписаны члены семьи истцов, 6 из которых несовершеннолетние малолетние дети, в том числе 1 ребенок-инвалид. фио работает в городе Москве, поэтому также не может использовать жилую площадь в адрес для постоянного проживания.
При этом она не претендует на улучшение своих жилищных условий и они вместе с мужем фио письменно в заявлении в Департамент городского имущества г..Москвы изъявили свое нежелание о включении их в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В связи с этим, заявление было подписано только желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в количестве 8 человек. Несовершеннолетняя фио действительно ранее проживала и была зарегистрирована в муниципальной квартире по адресу: адрес, однако после расторжения брака родителей в 2011 году, стала проживать с матерью фио по адресу: адрес. С 2011 года фио в квартире по адресу: адрес, не была и возможности там проживать не имела. В сентябре 2019 года стало известно, что указанная квартира в 2018 году была приватизирована, в том числе фио стала принадлежать 1/4 часть квартиры адрес метров. Однако отец фио продал свою долю в данной квартире постороннему лицу и пытался также продать долю дочери, в связи с чем фиоA. была зарегистрировала по адресу матери. фио использовать принадлежащую ей часть квартиры по адресу: адрес, не может, так как там проживают посторонние лица. Ни продать, ни обменять, ни подарить указанные 15 квадратных метров она также не может, так является несовершеннолетней. Таким образом, полагая свои права нарушенными, истцы просили суд признать решение Департамента городского имущества города Москвы от 23.04.2020 N 33-5-28674-20-(0)-1 об отказе в постановке учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным; обязать Департамент городского имущества города Москвы принять фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио на учет в качестве нуждающихся в содействии г..Москвы в приобретении жилых помещений.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, направили в суд своего представителя по доверенности фио, который в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио возражала против удовлетворения требований по основаниям, указанным в письменных возражениях на исковые требования.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истцов фио, фио, действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, действующего за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио, фио, по доверенности фио, указывая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права при вынесении решения, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В заседание судебной коллегии явился представитель истцов фио, фио, действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, действующего за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио, фио, по доверенности фио, который доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, от истцов фио, фио, фио и третьего лица фио поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Полагая возможным рассмотреть дело в их отсутствие, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцы в составе 8 человек (фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио), проживающие по адресу: адрес обратились в Департамент городского имущества г.Москвы с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Указанные заявители в составе семьи из 10 человек (фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио) зарегистрированы по месту жительства по вышеуказанному адресу, где на основании договора социального найма жилого помещения от 27.05.2015 N... занимают трехкомнатную квартиру площадью жилого помещения 76, 0 кв.м.
фио на основании договора передачи от 27.05.2018 N... является собственником 1/4 доли в праве трехкомнатной квартиры площадью жилого помещения 60, 0 кв. м по адресу: адрес, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 18.04.2020 N...
фио на основании договора купли-продажи квартиры от 18.06.2011, договора купли-продажи доли квартиры от 25.07.2017 является собственником квартиры (кадастровый номер...) площадью 47, 8 кв.м по адресу: адрес, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 18.04.2020 N...
Уведомлением Департамента городского имущества г.Москвы от 23.04.2020 N 33-5-28674/20-(0)-1 истцам было отказано в предоставлении государственной услуги на основании п. 2.10.1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", поскольку представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая заявленные истцами требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 1, 7, 8 Закона города Москвы N29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Признавая, что истцы не являются отдельной семьей от фио и фио, зарегистрированных совместно с истцами по месту жительства в жилом помещении по адресу: адрес, суд верно исходил из того, что согласно действующему жилищному законодательству для признания их разными семьями указанные граждане должны занимать в квартире отдельные жилые помещения, то есть комнаты, в отношении которых должны быть заключены отдельные договоры (социального найма, найма, безвозмездного пользования, договор коммерческого найма, заключенные с городом Москвой в установленном порядке), либо оформлено право собственности на отдельные жилые помещения, тогда как в рассматриваемом случае все зарегистрированные в квартире лица занимают данное жилое помещение на основании одного договора социального найма.
В этой связи суд посчитал, что отсутствуют основания для признания незаконным отказа Департамента городского имущества г.Москвы в постановке семьи истцов на жилищный учет, поскольку размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи истцов из 10 человек составляет 13, 88 кв. м (с учетом площадей жилых помещений, находящихся в собственности фио, фио), что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона г.Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что фио и фио не обращались в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о постановке на жилищный учет, напротив представили заявления об отсутствии намерения улучшить жилищные условия, основаниями к отмене постановленного по делу решения послужить не могут.
Так, согласно ч.1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Порядок ведения и формирования учетных дел по всем категориям жилищного учета утвержден постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ".
Согласно п.4.1 данного Порядка определено, что ведение учета по всем категориям, указанным в п.2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
В соответствии с п.4.4 Порядка критерием, определяющим единицу учета является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома).
Как предусмотрено п.п.4.5, 4.6 Порядка, основанием для формирования учетного дела является заявление от всех граждан, проживающих в жилом помещении по месту жительства, поданное в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП, по которому уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы принято решение о принятии граждан на жилищный учет.
Принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается.
Таким образом, исходя из толкования указанных положений действующего жилищного законодательства, в целях принятия на жилищный учет в качестве членов семьи учитываются все лица, проживающие по одному адресу, за исключением случая подтверждения проживания в квартире разных семей по договорам (социального найма, найма, безвозмездного пользования, договор коммерческого найма), на основании которых граждане вселены в отдельные жилые помещения в квартире (комнаты) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты), а принятие на жилищный учет отдельных лиц проживающих в жилом помещении не допускается, за исключением несовершеннолетних граждан, вселенных в установленном порядке в жилое помещение, в отношении которого уже сформировано учетное дело.
Как видно из материалов дела, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио зарегистрированы по месту жительства и проживают в жилом помещении по адресу: адрес, на основании одного договора социального найма от 27 мая 2015 года N.., вселялись в данное жилое помещение в качестве членов одной семьи, правом пользования на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты) истцы не обладают.
В этой связи принятие на жилищный учет только части семьи в составе из 8 человек (фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио) без фио и фио противоречит требованиям жилищного законодательства, поскольку фактически при улучшении в установленном порядке жилищных условий части семьи, состоящей на учете, будут автоматически улучшены и жилищные условия той части семьи, которая на данном учете не состоит и правом на улучшение жилищных условий не обладает, в том числе ввиду обеспеченностью площадью жилых помещений более учетной нормы.
Согласно ч.4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Из указанной нормы следует, что при расчете приходящейся на семью суммарной площади жилых помещений место нахождения этих жилых помещений, а также наличие самостоятельного права пользования ими у всех членов семьи заявителя не имеет правового значения, достаточно чтобы обладал на него самостоятельным правом пользования либо правом собственности.
С учетом изложенного, правовых оснований для признания отказа Департамента городского имущества г.Москвы в принятии истцов на жилищный учет, у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, и обстоятельств, опровергающих выводы суда, нуждающихся в дополнительной проверке.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов фио, фио, действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, действующего за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио, фио, по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.