Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-283/2020 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Тверского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления фио к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения по приостановлению государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение, обязании осуществить государственную регистрацию права - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным иском и просила признать незаконным решение Управления Росреестра по адрес о приостановлении государственной регистрации права общедолевой собственности на нежилое помещение, на расположенное в подвале многоквартирного дома с кадастровым номером.., имеющее адресные характеристики: адрес, пом. I (подземная автостоянка), обязании осуществить государственную регистрацию права, мотивируя требования тем, что она является собственником квартиры N 36, расположенной по адресу: адрес, в связи с чем дата обратилась в Управление Росреестра по адрес с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на расположенное в подвале указанного многоквартирного дома нежилое помещение. дата Управлением Росреестра по адрес было принято решение о приостановлении государственной регистрации права в связи с отсутствием в ЕГРН сведений об отнесении объекта к общему имуществу многоквартирного дома. По мнению административного истца, данное решение административного ответчика нарушает право на регистрацию общедолевого имущества.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности фио, в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании возражал против предъявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на нарушение судом норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, действующего на основании доверенности фио, поддержавшего апелляционную жалобу, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, фио является собственником квартиры N36, расположенной по адресу: адрес.
дата фио обратилась в Управление Росреестра по адрес с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на расположенное в подвале указанного многоквартирного дома нежилое помещение с кадастровым номером.., имеющее адресные характеристики: адрес, пом. I. Объект представляет собой подземную автостоянку.
дата Управлением Росреестра по адрес на основании пунктов 5, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" было принято решение о приостановлении государственной регистрации права в связи с отсутствием в ЕГРН сведений об отнесении объекта к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности принятого Управлением Росреестра по адрес решения.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ст. 18 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статьей 21 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены требования к документам, представляемым для осуществления для осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав.
Так, частью 1 данной статьи предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 названного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Статьей 42 Закона о регистрации предусмотрены особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество. Так, согласно части 1 указанной правовой нормы государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом. В случае обращения одного из участников долевой собственности с заявлением о государственной регистрации изменения размера долей в праве общей долевой собственности необходимым условием такой государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия остальных участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными участниками долевой собственности (часть 2 ст. 42 Закона о регистрации).
Из материалов дела следует, что фио принадлежит на праве собственности квартира N 36 в многоквартирном доме по адресу: адрес.
Нежилое помещение с кадастровым номером.., расположенное в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес, пом.I, представляет из себя подземную автостоянку. Согласно пояснительной записке к Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию Мосгосстройнадзора автостоянка предназначена для жильцов дома и сотрудников нежилой части здания. Нежилое помещение учтено в ЕГРН в качестве самостоятельного помещения. Доказательств учета помещения в качестве помещений общего пользования материалы дела не содержат.
Вместе с тем согласно статей 40, 42 Закона о регистрации в данном случае изменение сведений ЕГРН об отнесении нежилого помещения с кадастровым номером... к общему имуществу и государственная регистрация права общей долевой собственности на него должны осуществляться на основании заявлений всех собственников помещений в здании.
Такового заявления представлено не было.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение административного ответчика соответствуют закону и прав заявителя не нарушают.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не рассмотрел по существу основание приостановления государственной регистрации, положив в основу отказа в удовлетворении заявленных требований непредоставление административным истцом документов для регистрации права общей долевой собственности - реестра вручения сообщений о проводимом собрании и список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на собрании, судебной коллегией отклоняются. Отсутствие вышеуказанных документов не позволяло Управлению Росреестра решить вопрос об отнесении объекта к общему имуществу многоквартирного дома. Вышеизложенная позиция государственного регистратора, по убеждению судебной коллегии, не вступала в противоречие с основаниями приостановления регистрационных действий.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.