Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-625/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Администрации городского адрес, действующей на основании доверенности фио, на решение Люблинского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
административный иск Есипова... к Администрации городского адрес о признании решения незаконным, обязании сохранить жилое помещение в переустроенном виде и обязании принять его в эксплуатацию удовлетворить частично.
Решение Администрации городского адрес от дата об отказе в оформлении акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения фио... признать незаконным, обязав ответчика по завершении перепланировки, произведенной в четком соответствии с утвержденным проектом и с соблюдением требований Закона адрес "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории адрес" принять кв. 4 в д. 1 по адрес в адрес в эксплуатацию с подписанием акта о завершении переустройства и (или) перепланировки в установленном порядке.
В остальной части в удовлетворении иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ Администрации городского адрес в оформлении акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения - кв. 4 по адресу: адрес, городской адрес, адрес; сохранить жилое помещение в перепланированном состоянии; обязать Администрацию городского адрес принять в эксплуатацию жилое помещение - кв. 4 по адресу: адрес, городской адрес, адрес, после завершения переустройства и (или) перепланировки; мотивируя требования тем, что перепланировка принадлежащего ему жилого помещения осуществлялась в соответствии с утвержденным проектом перепланировки и переустройства.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности фио, требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Администрации городского адрес в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика, указывая на то, что суд допустил нарушение норм материального права, неправильно определилобстоятельства административного дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, представителя административного истца, действующего на основании доверенности фио, возражавшего против доводов административного иска, проверив решение, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела.
Как усматривается из материалов дела, фио является собственником жилого помещения по адресу: адрес, городской адрес, с кадастровым номером...
В связи с обращением фио за оказанием государственной услугой по согласованию перепланировки квартиры дата Администрацией городского адрес было принято решение... о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с представленным проектом (проектной документацией).
После завершения перепланировки фио обратился в Администрацию городского адрес за государственной услугой по утверждению акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
дата Администрация городского адрес вынесла решение об отказе в оформлении акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по причине несоответствия выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке требованиям законодательства и административного регламента.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выполненные административным истцом мероприятия по переустройству/перепланировке согласуются с решением Администрации о согласовании переустройства и перепланировки в соответствии с представленным проектом (проектной документацией), а также не нарушают требования СП 54.13330.2016, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в оформлении акта о завершении перепланировки.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может в силу следующего.
Согласно статьи 28 Жилищного кодекса РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий согласование, либо через многофункциональный центр с документами, указанными в пункте 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства адрес от дата N 28РВ-101 утвержден административный Регламент предоставления органами местного самоуправления городских округов и адрес государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения"(ранее действовало Распоряжение Главного управления архитектуры и градостроительства адрес от дата N 31РВ-167).
На основании п. 13.2.1 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги являются несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства и требованиям настоящего Административного регламента.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, для согласования перепланировки в квартире, расположенной по адресу: адрес, городской адрес, фио в Администрацию городского адрес представлена проектная документация, подготовленная наименование организации(наименование организации).
Согласно пояснительной записке к указанной документации переустройство и (или) перепланировка заключались в следующем: устройство дверного проема с целью организации входа на кухню; демонтаж части пенобетонных перегородок и возведение новых; устройство полов во всех помещениях квартиры, увеличение площади совмещенного санузла за счет площади коридора, также отражено, что несущие элементы здания не подвергаются сносу, ослаблению сечения.
Вместе с тем по факту административным истцом в ходе переустройства и (или) перепланировки произведено расширение оконного проема, в результате которого демонтирован фасад здания, при этом согласия собственников жилого дома на такую перепланировку представлено не было.
Тогда как собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование (пункт 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу указанных норм несущие стены входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Однако, судом первой инстанций не принято во внимание, что в материалы дела не представлены согласия всех жильцов многоквартирного дома по адрес, на изменение внешнего вида фасада здания, в то время как требуется согласие всех собственников многоквартирного дома, поскольку выполненными работами задето общее имущество в многоквартирном доме. При этом пояснительная записка к проекту перепланировки не содержала среди перечня выполняемых работ изменение фасада здания.
При таких обстоятельствах административный ответчик принял обоснованное решение об отказе в оформлении акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения - кв. 4 по адресу: адрес, городской адрес, адрес, поскольку выполненные работы по переустройству не соответствовали требованиям жилищного законодательства.
При таком положении решение суда, которым требования административного иска удовлетворены, подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда адрес от дата отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска фио... к Администрации городского адрес о признании решения незаконным, обязании сохранить жилое помещение в переустроенном виде и обязании принять его в эксплуатацию - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.