Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Гриценко В.Г.
с участием прокурора Суржанской М.П, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "МЕДИОКРИТ" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части пункта 2080 приложения 2 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП), УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП утверждён Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП. Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25.11.2020, а также опубликован 08 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4.
В результате внесенных изменений п риложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Пунктом 2080 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 г. N 2044-ПП) в Перечень на 2021 год включено нежилое помещение с кадастровым номером * площадью 759, 9 кв.м, расположенное по адресу:*.
ООО "МЕДИОКРИТ" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2021 года пункта 2080, то есть в части включения в Перечень вышеуказанного нежилого помещения, которое принадлежит ему на праве собственности.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого помещения и считает, что данное помещение не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца по доверенности Х.С.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Р.Л.А. административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое помещение включено в оспариваемый пункт Перечня нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и п одпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилого помещения для размещения офисов. Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены мероприятия по обследованию нежилого помещения, по результатам которых составлен акт обследования от 21 сентября 2020 года N 9126240/ОФИ, согласно которому нежилое помещение фактически используется для размещения офисов на 100% общей площади помещения. На основании изложенного спорное нежилое помещение правомерно включено в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Суржанской М.П, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы Правительства Москвы от 24 ноября 2020 г. N 2044-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2021 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, ООО "МЕДИОКРИТ" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда от 19 февраля 2016 года, от 31 августа 2016 г, от 5 сентября 2016 г, от 9 ноября 2016 г, от 16 декабря 2016 года.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (соответственно до 2021 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п одпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом положения пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
Судом установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером * площадью 759, 9 кв.м, расположенное в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером *по адресу:*.
Как следует из ответа Филиал а федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве на судебный запрос, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся актуальные сведения о ранее учтенном объекте недвижимости (здании) с кадастровым номером *, расположенном по адресу: *, с назначением - жилой дом, площадью 1184, 7 кв.м, с количеством этажей - 4, подземных - 1, с годом завершения строительства/ввода в эксплуатацию - 1870, с ранее присвоенным условным номером - 27722, сведения о координатах характерных точек контура здания содержатся, сведения о земельном участке *, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости содержатся, сведения о правах отсутствуют.
По сведениям ЕГРН в составе здания с кадастровым номером * находятся помещения с кадастровыми номерами *, *, *, *, *, *, * с назначением - нежилые, без сведений о зарегистрированных правах.
Вышеуказанные сведения о здании и входящих в его состав помещениях были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в 2012 году в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в рамках приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" в объеме, переданном органом технической инвентаризации (ГУП МосгорБТИ), в составе информационного ресурса в электронном виде на дату инвентаризации - 29.07.2003. Технических ошибок при загрузке не выявлено. Филиалом с момента передачи сведений в отношении указанных объектов недвижимости изменения не вносились. Суммарная площадь вышеуказанных помещений равна площади здания.
Копия выписки из технического паспорта на здание (форма 1а), имеющаяся в распоряжении Филиала, подтверждает актуальность сведений ЕГРН отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в части площади 1184, 7 кв.м, в части назначения - жилое на дату инвентаризации - 29.07.2003.
Также по сведениям ЕГРН в составе здания с кадастровым номером * находятся помещения с кадастровыми номерами:
- * площадью 171, 3 кв.м, с назначением - нежилое, с расположением в строении - цоколь, помещение 2 - комната 7; цоколь 1, помещение 1 - комнаты 1, 2; помещение 2 - комнаты 5, 6, с 8 по 10; этаж 1 - комнаты А1, А, В; этаж 2 - комната А;
- * площадью 759, 9 кв.м, с назначением - нежилое, с расположением в строении - мансарда - комната Б; помещение 1 - комнаты с 1 по 9; цоколь - комната Б; помещение 2 - комнаты с 1 по 4, 10А, с 11 по 13; этаж 1 - комната Б; квартира 3 - комнаты с 1 по 10; этаж 2 - комната Б; квартира 3 - комнаты с 11 по 15; квартира 4 - комнаты с 1 по 6; этаж 3 - комната Б; квартира 4 - комнаты с 7 по 16;
- *, площадью 272, 1 кв.м, с назначением - нежилое, с расположением в строении - 2 этаж, помещение 2 - комнаты с 1 по 20;
- *, площадью 115, 2 кв.м, с назначением - нежилое, с расположением в строении - 1 этаж, помещение 1 - комнаты с 1 по 11;
- *; площадью 549, 8 кв.м, с назначением - нежилое, с расположением в строении - цоколь, помещение 2а - комнаты 1, 3, За, с 4 по 11;
этаж 1 - комнаты А, а, б; помещение 3 - комнаты с, 1. по 11; этаж 2 - комната Л;
помещение 5 - комнаты с 1 по 6, с 8 по 10, 78; этаж 3, помещение 7 - комнаты с 11
по 20, 20а.
- * площадью 115, 2 кв.м, с назначением - нежилое, с расположением в строении - 1 этаж, квартира в нежилом фонде 1;
- * площадью 272, 1 кв.м, с назначением - нежилое, с расположением в строении - 2 этаж, квартира в нежилом фонде 2.
В отношении указанных помещений содержатся сведения о зарегистрированных правах.
Сведения о вышеуказанных помещениях были переданы в кадастр недвижимости из органа регистрации прав на недвижимость в электронном виде.
В распоряжении Филиала отсутствует техническая документация, на основании которой внесены сведения об указанных объектах.
Вместе с тем, сумма вышеуказанных помещений составляет 2255, 6 кв.м.
В рамках исполнения судебного запроса Филиалом был направлен запрос в орган технической инвентаризации - ГБУ МосгорБТИ посредством АС ГУФ, на который поступил ответ - экспликация на здание.
Согласно указанной экспликации на дату обследования 01.04.2016 содержатся отметки о перепланировке, переводе из жилого в нежилой фонд помещений, при этом площадь указанного здания составляет 1298, 6 кв.м.
В ответ на запрос суда ГБУ МосгорБТИ сообщило, что согласно данным технического учета на дату последнего обследования по адресу * учтено четырехэтажное нежилое здание (ранее жилой дом) общей площадью 1298, 6 кв.м (площадь нежилых помещений - 1298, 6 кв.м).
Приведенные обстоятельства подтверждаются копией технического паспорта, экспликацией к поэтажному плану здания.
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорное нежилое помещение включено в оспариваемый пункт нормативного правового акта в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и п одпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилого помещения для размещения офисов, на основании акта обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 21 сентября 2020 года N 9126240/ОФИ, согласно которому нежилое помещение фактически используются для размещения офисов на 100% общей площади помещения.
Однако в ходе рассмотрения дела судом установлено, что согласно сведениям из ЕГРН площадь всего здания с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, составляет 1184, 7 кв.м, по сведениям ГБУ МосгорБТИ площадь указанного здания составляет 1298, 6 кв.м, что, во всяком случае, менее 3000 кв.м, как того требуют положения пункта 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций".
Как следует из содержания ответа Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве на судебный запрос, тот факт, что с уммарная площадь вышеуказанных помещений превышает общую площадь самого здания, обусловлен наличием дублирующих записей в отношении помещений, входящих в состав указанного здания.
Как указано в письме Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, до настоящего времени обращений но вопросу исключения дублирующих записей в отношении помещений, входящих в состав указанного здания, в адрес Филиала не поступало.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером * площадью 759, 9 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *, в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (Приложение 2) на 2021 год, не имелось.
Следовательно, оспариваемый пункт 2080 Перечня нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующим пункта 2080 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, с 1 января 2021 год (период с которого применяется данный нормативный правовой акт в указанной редакции).
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень (приложение 2 к постановлению) пункта 2080.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "МЕДИОКРИТ" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.