Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора Клевцовой Е.А.., при секретаре Белове Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1230/2021 по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный Ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", у с т а н о в и л:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный Ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" обратилось в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением, просит признать недействующими:
с 1 января 2018 года пункты 20520, 20521, 20522 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
с 1 января 2019 года пункты 22089, 22090, 22091 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
с 1 января 2020 года пункты 20025, 5010, 14912 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
В обосновании заявления ссылается на то, что нежилые здания незаконно включены в указанные Перечни, поскольку не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представителем административного ответчика Правительства Москвы Федотовым П.С. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, со ссылкой на то, что указанным нормативным правовым актом права административного истца не нарушаются, поскольку административный истец не является плательщиком налога на имущество.
Выслушав объяснения представителей сторон, прокурора полагавшего заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу положений части 2 статьи 194 и пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен или пересмотрен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 12 статьи 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных названным пунктом 12 статьи 378.2.
Так, согласно подпункта 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ, объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 15 статьи 381 НК РФ освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций имущество государственных научных центров.
Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2015 N2660-р (ред. от 13.01.2017) "О перечне научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации", а также Распоряжением Правительства РФ от 06.06.2019 N1221-Р "О перечне научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации" Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный Ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" включено в поименованный перечень научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации.
Поскольку административному истцу присвоен соответствующий статус, ФГУП "НАМИ" имеет право на использование льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, постановление Правительства Москвы N700-ПП и утвержденный им Перечень в оспариваемой части прав и свобод административного истца не нарушает.
При этом довод представителя административного истца о потенциальном риске утраты соответствующего статуса, и, соответственно права на применение льготы, является несостоятельным, поскольку нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом только в случае если на момент обращения в суд он нарушает или может нарушить либо иным образом затронуть права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, действующее законодательство не предполагает возможности произвольного оспаривания нормативных правовых актов.
С учетом изложенного, исходя из того, что оспариваемыми положениями нормативного правового акта права административного истца не нарушаются, производство по административному делу подлежит прекращению.
При обращении в Московский городской суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта административным истцом оплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей.
В соответствии со статьей 330.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь положениями пп.3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, пп.3 п. 1 ст. 128 и п. 3 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Прекратить производство по административному делу N 3а-1230/2021 по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный Ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Центральный Ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" уплаченную государственную пошлину в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его вынесения через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.