Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Павловича В.Ю., поданную на постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 08 февраля 2021 года, которым Лемаев Р.Х. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на *** суток, УСТАНОВИЛ:
08 февраля 2021 года инспектором ИАЗ Отдела МВД России по адрес в отношении Лемаева Р.Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Лефортовский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Павлович В.Ю. просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе недоказанность участия Лемаева Р.Х. в несогласованном публичном мероприятии; в момент своего задержания Лемаев Р.Х. шел в квартиру своего друга, где он (Лемаев) также временно проживает; принятые судом во внимание рапорты и письменные объяснения сотрудников полиции являются недопустимыми по делу доказательствами; незаконный отказ судьи в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебно-технической экспертизы видеозаписи с камер видеонаблюдения.
Лемаев Р.Х, защитник Павлович В.Ю. в судебном заседании жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Лемаева Р.Х, защитника Павловича В.Ю, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от дата N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от дата N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 данного Федерального закона).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от дата N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия, а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1. и 2 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от дата N 54-ФЗ).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от дата N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от дата N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от дата N 54-ФЗ под у частниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Как следует из материалов дела дата в период с время до время Лемаев Р.Х, находясь по адресу: адрес составе группы граждан в количестве не менее 2000 человек, выкрикивающей лозунги оппозиционно-тематического характера, принял участие в публичном мероприятии в форме сочетания шествия и митинга по центральным улицам города (адрес - адрес - адрес - адрес - адрес), несогласованном с органами исполнительной власти г. Москвы, создавшем помехи пешеходам и транспортным средствам, перекрывая собой пешеходные тротуары и проезжую часть, ограничивая доступ к объектам транспортной инфраструктуры-остановочным пунктам наземного транспорта, адрес метрополитена " ** и адрес, объектам социальной инфраструктуры (магазинам, объектам общественного питания, аптекам, цирку "На цветном бульваре").
Указанные действия Лемаева Р.Х. квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Лемаева Р.Х. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; рапортами сотрудников полиции фио и фио, а также их письменными объяснениями; протоколами о доставлении лица, совершившего административное правонарушение и об административном задержании; сообщением первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы, а также иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях Лемаева Р.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Участие Лемаева Р.Х. в публичном мероприятии, проводимом без согласования с органом исполнительной власти дата по адресу: адрес и создание помех в движении пешеходам и транспортным средствам нашло свое объективное подтверждение собранными по делу доказательствами, в частности рапортами сотрудников полиции фио и фио, а также их письменными объяснениями, в которых названные должностные лица последовательно указывали на то, что Лемаев Р.Х. находился в группе граждан по вышеуказанному адресу, выкрикивающей лозунги тематического содержания в поддержку арестованного оппозиционера фио.
Не доверять обстоятельствам, изложенным сотрудниками полиции фио и фио в рапортах и письменных объяснениях, оснований не имеется. Содержание названных документов согласуется между собой; при получении письменных объяснений названные должностные лица предупреждались об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний; обстоятельств, свидетельствующих об их служебной либо иной заинтересованности в неблагоприятном для Лемаева Р.Х. исходе дела, материалы дела не содержат и к жалобе таковые не представлены.
Тот факт, что сотрудник полиции является должностным лицом, наделенным государственно-властными полномочиями, не может служить поводом к тому, чтобы не доверять составленным им документам, а также его письменным объяснениям, которые судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и совокупности представленных доказательств, ни одно из которых не имеет заранее установленной силы.
Утверждение в жалобе о том, что Лемаев Р.Х. шел в квартиру к другу, проживающему на адрес, ничем объективно не подтверждено.
Кроме того названное обстоятельство не исключает возможность Лемаева Р.Х. принять участие в несогласованном публичном мероприятии, проходившем на адрес в г. Москве дата.
В статье 3 Федерального закона Федерального закона N 54-ФЗ от дата "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" установлен один из принципов проведения публичного мероприятия - законность, сущность которого заключается во всеобщем требовании, закрепленном в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, неукоснительного выполнения положений Конституции РФ и законов, в том числе настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата N 4-П право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем, чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В этих целях федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункты "в", "м"; статья 72, пункт "б" части 1; статья 76, части 1 и 2), установилв Федеральном законе от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" порядок организации и проведения таких публичных мероприятий, нарушением которого, исходя из содержания статей 6 и 7 Федерального закона от дата N 54-ФЗ, будет считаться как проведение публичного мероприятия без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти, так и неисполнение участником публичного мероприятия, в том числе законных требований сотрудников полиции.
В данном случае участие Лемаева Р.Х. в публичном мероприятии в условиях, не согласованных с органом публичной власти, нашедшее свое подтверждение материалами дела, а также создание помех для движение пешеходов и транспорта является нарушением требований Федерального закона N 54-ФЗ от дата "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании".
В связи с этим названные действия Лемаева Р.Х. обоснованно признаны судьей районного суда образующими событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Приведенный в жалобе довод о незаконном отказе судьи районного суда в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной технической экспертизы видеозаписи с камер наблюдения нельзя признать состоятельным, учитывая, что объективных и достоверных данных, свидетельствующих о ведении такой видеозаписи в материалах дела не имеется.
Кроме того в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, когда при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Однако по настоящему делу необходимость назначения экспертизы отсутствует, поскольку для установления виновности Лемаева Р.Х. в нарушении предусмотренных Федеральным законом от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" требований проведения публичных мероприятий и совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, специальных познаний не требуется.
При этом участие Лемаева Р.Х. в несогласованном публичном мероприятии, как и создание в связи с этим помех для движения транспортных средств и граждан, а также к доступу к объектам социальной инфраструктуры, свидетельствует совокупность собранных по делу доказательств, полных и объективных.
Отсутствии фото и видео доказательств участия Лемаева Р.Х. в несогласованном публичном мероприятии, создавшем помехи в движении пешеходам и транспортным средствам, а также доступ к объектам социальной инфраструктуры, не ставит под сомнение наличие в действиях Лемаева Р.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, учитывая, что нормами КоАП РФ не предусмотрен определенный перечень доказательств по делам об административных правонарушениях, в том числе и данной категории, а также обязательную видео или фото фиксацию правонарушения.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Административное наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток назначено Лемаеву Р.Х. в пределах санкции ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 9 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом личности виновного, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения Лемаева Р.Х. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 08 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Лемаева Р.Х. оставить без изменения, жалобу защитника Павловича В.Ю. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.