Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием Жданова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Жданова А.И. на постановление судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 29 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Жданова ***, УСТАНОВИЛ :
30 сентября 2020 года старшим специалистом 1-го разряда территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЗАО города Москвы (далее - Управление Роспотребнадзора) в отношении Жданова А.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Кунцевский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 29 января 2021 года Жданов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Жданов А.И. просит об отмене постановления судьи районного суда, ссылается на то, что 31 августа 2020 года, прибыв на территорию Российской Федерации из Турции на самолёте авиарейсом ***, он полностью выполнил условия для прибывающих в Российскую Федерацию граждан: 31 августа 2020 года заполнил анкету, сдал тест на COVID -19, до получения результатов находился на самоизоляции по адресу***. 1 сентября 2020 года в 19 часов 55 минут получил отрицательный результат ПЦР-теста на COVID -19 и незамедлительно 1 сентября в 20 часов 15 минут загрузил документ с результатом теста на сайт gosuslugi. ru, тем самым подтвердив отсутствие у него заболевания. 2 сентября 2020 года в 18 часов 58 минут получил уведомление о регистрации заявления Роспотребнадзором.
В судебном заседании Жданов А.И. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, также добавил, что он не имел умысла на совершение административного правонарушения, предпринимал все меры с целью недопущения нарушения требований законодательства РФ, не был осведомлён о необходимости заполнения на Едином портале государственных и муниципальных услуг анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию до регистрации на рейс.
Представитель Управления Роспотребнадзора Л*** И.В. просил отказать в удовлетворении жалобы, пояснил, что на момент возбуждения настоящего дела об административном правонарушении в Роспотребнадзоре, возможно, по техническим причинам отсутствовала информация о размещении Ждановым А.И. 1 сентября 2020 года информации о результатах лабораторного исследования на COVID -19 на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Изучив доводы жалобы, выслушав Жданова А.И, представителя Роспотребнадзора Л*** И.В, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019- nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года N 15 утверждены Санитарные правила 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19) (далее - СП 3.1.3597-20).
В соответствии с п. 2.1 СП 3.1.3597-20 к мероприятиям, направленным на предупреждение распространения СО VID -19, относится в том числе мониторинг заболеваемости и эпидемиологическая диагностика.
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 4.1 СП 3.1.3597-20).
Согласно п. 4.2 СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию.
На основании п. 2.1 и п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID -19" гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) необходимо обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что Жданов А.И, проживающий по адресу: ***, в нарушение п. 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID -19" не выполнил требования по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru/394604) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" до вылета в Российскую Федерацию, прибыв 31 августа 2020 года на территорию Российской Федерации из Турции на самолёте авиарейсом U 61520.
При этом он заполнил анкету прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, прошёл лабораторные исследования на COVID -19 методом ПЦР и в течение трёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации - 2 сентября 2020 года разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID -19 методом ПЦР в Едином портале государственных и муниципальных услуг, что подтверждается скриншотами с сайта www.gosuslugi.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Действия Жданова А.И. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, с законностью постановления судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Обязанность, предусмотренная п. 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID -19", по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг ((https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс), установлена в целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Как установлено судьёй районного суда в ходе рассмотрения дела, Жданов А.И. в нарушение п. 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID -19" не выполнил требования по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru/394604) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" до вылета в Российскую Федерацию, при этом своевременно прошёл лабораторные исследования на COVID -19 методом ПЦР и в течение трёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации - 2 сентября 2020 года разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID -19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Согласно материалам дела, в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации 31 августа 2020 года Жданов А.И. заполнил анкету прибывающего на территорию Российской Федерации (л.д. 11-12), пройдя санитарно-карантинный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Приведённые обстоятельства указывают на то, что бездейстивие Жданова А.И, связанное с незаполнением на Едином портале государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru/394604) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" до вылета в Российскую Федерацию, не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий, не воспрепятствовало прохождению им санитарно-карантинного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в связи с чем указанное бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, однако не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Жданов А.И, заполнив анкету для прибывающего на территорию Российской Федерации, прошёл лабораторное исследование на COVID -19 методом ПЦР, и, как установлено судьёй районного суда, своевременно разметил отрицательный результат теста на Едином портале государственных и муниципальных услуг, тем самым обеспечив право других граждан на охрану здоровья.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 29 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Жданова А.И. подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу Жданова А.И. удовлетворить.
Постановление судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 29 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Жданова *** отменить.
Производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.