Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Ушаков С.В, Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 21 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 05 ноября 2020 года по административному делу N2а-929/2020 по административному иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области к Совету депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Ушакова С.В. - Витмана В.В, поддержавшего доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Капсамун И.С. об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец, прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение, указав, что прокуратурой района проведена проверка законности правовых актов, принятых органами местного самоуправления.
Уточнив административные исковые требования в соответствии ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец просил суд:
- признать решение Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 11.12.2019 N29 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального Ленинградской области от 06.12.2018 N171 "О досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушаков С.В. и Полковников Д.А." незаконным;
- обязать Совет депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального Ленинградской области отменить решение Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района от 11.12.2019 N29 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального Ленинградской области от 06.12.2018 N171 "О досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушаков С.В. и Полковников Д.А." в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Совета депутатов Лебяженского городского поселения от 11.12.2019 N 29 внесены изменения в п. 1 другого решения Совета депутатов Лебяженского городского поселения от 06.12.2018 N 171 "О досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушаков С.В. и Полковников Д.А." в части исключения из него депутата Шепелёвского избирательного округа Ушакова С.В. Решение Совета депутатов от 11.12.2019 N 29 противоречит требования федерального законодательства о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных законом. Лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанная обязанность считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами. Не предоставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 21 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 05 ноября 2020 года, административные исковые требования удовлетворены.
На вступившие в законную силу судебные постановления Ушаков С.В, Совет депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 11 декабря 2019 года N 29 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 06 декабря 2018 года N 171 "О досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушаков С.В. и Полковников Д.А." внесены изменения в пункт 1 решения Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 06 декабря 2018 года N 171, исключив из него депутата Шепелёвского избирательного округа Ушакова С.В, изложив его в новой редакции: "Прекратить досрочно полномочия депутата Лебяженского Западного избирательного округа Полковникова Д.А. в связи с нарушением статей федерального законодательства РФ по установленным фактам несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
На решение Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 11 декабря 2019 года N29 прокурором Ломоносовского района Ленинградской области принесен протест от 28.01.2020 об отмене указанного решения, как не соответствующего требованиям федерального законодательства о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Решением Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 26 февраля 2020 года N 57 протест прокурора рассмотрен и отклонен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15.08.2019 отменено решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 17 мая 2019 года по административному делу N 2а-886/2019 по административному иску Ушаков С.В. к Совету депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района "адрес" об оспаривании решения Совета депутатов N 171 от 06 декабря 2018 года в части прекращения его полномочий и принято новое решение об отказе в полном объеме в удовлетворении требований Ушакова С.В.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 N 88А-2412/2019 оставлено без изменения апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15.08.2019.
Судебными актами установлено, что решение Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области N 171 от 06 декабря 2018 года "О досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушаков С.В. и Полковников Д.А." в части досрочного прекращения полномочий депутата Шепелевского избирательного округа Ушакова С.В. является законным, поскольку Ушаков С.В. не исполнил обязанность по предоставлению сведений о доходах, полученных от продажи земельного участка в 2015 году, а соответственно им представлены недостоверные сведения о доходах за 2015 год, что является нарушением антикоррупционного законодательства, влекущем прекращение полномочий.
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на то, что эти обстоятельства не были установлены и могут быть пересмотрены при разбирательстве другого административного дела, не соответствуют закону и содержанию перечисленных выше судебных актов.
В силу положений ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела, в котором участвуют в качестве административного ответчика Совет депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области и заинтересованное лицо Ушаков С.В, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Совет депутатов Лебяженского городского поселения, приняв оспариваемое решение от 11 декабря 2019 года N29 и внеся изменение в ранее принятое свое решение от 06 декабря 2018 года N 171 в части исключения досрочного прекращения полномочий депутата Ушакова С.В, фактически отменил свое решение в указанной части, несмотря на то, что Ушаков С.В. допустил нарушение антикоррупционного законодательства, влекущее прекращение его полномочий.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 48 указанного Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
Таким образом, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих определениях указывал на то, что положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля, принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определение от 26 мая 2011 года N 739-0-0, определение от 22 марта 2012 года N 486-0-0, определение от 19.12.2017 N 3094-0).
Исходя из содержания указанных правовых норм в их совокупности, суд полагает, что оспариваемое решение Совета депутатов Лебяженского городского поселения от 11 декабря 2019 года N 29 не может быть отменено в порядке Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", как правовой акт, изданный органом местного самоуправления, без указания оснований для отмены, то есть каким нормам законодательства оно противоречит, тогда как оспариваемое решение не содержит ссылок на правовые основания для исключения указания о досрочном прекращении полномочий депутата Ушакова С.В.
Поскольку решение Совета депутатов Лебяженского городского поселения от 06 декабря 2018 года N 171 о досрочном прекращении полномочий депутатов является муниципальным правовым актом, оно может быть признано недействительным в судебном порядке, при условии, что при его принятии были нарушены положения законов или иных нормативно-правовых актов и оно нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, что и должно быть указано в основании издаваемого акта. Однако, вступившие в законную силу судебные акты указывают на законность решения Совета депутатов Лебяженского городского поселения от 06 декабря 2018 года N 171, в связи с чем оно не подлежало изменению решением Совета депутатов Лебяженского городского поселения от 11 декабря 2019 года N 29.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены или изменения принятого ранее решения.
Поскольку у административного ответчика не имелось правовых оснований для изменения решения Совета депутатов Лебяженского городского поселения от 06 декабря 2018 года N 171, то суд обоснованно пришёл к выводу о незаконности решения Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 11 декабря 2019 года N 29, которое затрагивает интересы государства, так как подрывает принципы противодействия коррупции, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, создает препятствие к совершенствованию механизма контроля в сфере противодействия коррупции. В связи с чем, возложил обязанность на Совет депутатов Лебяженского городского поселения рассмотреть вопрос об отмене решения Совета депутатов Лебяженского городского поселения от 11 декабря 2019 года N 29.
Приведенные в кассационных жалобах доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 21 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 05 ноября 2020 года по административному иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области к Совету депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения, оставить без изменения, кассационные жалобы Ушаков С.В, Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 21 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 05 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 29 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.