Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Городкова А.В, судей Кулешовой Е.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Гендугова Р.Ч. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года (N 2а-1925/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2020 года (N 33а-23895/2020) по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу к Гендугову Р.Ч. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Гендугова Р.Ч. Багаевой В.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Санкт-Петербургу (далее - МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу) обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Гендугова Р.Ч. задолженность по транспортному налогу за 2015 и 2017 годы в размере 6 130 рублей и пени в размере 79 рублей 96 копеек.
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу указала, что административному ответчику был начислен транспортный налог за 2015 и 2017 годы, который не был оплачен в установленный срок, на недоимку по транспортному налогу были начислены пени и административному ответчику выставлено требование об оплате транспортного налога и пени, которое оставлено без удовлетворения; судебный приказ о взыскании транспортного налога и пени отменен мировым судьей в связи с поступившими возражениями административного ответчика.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2020 года, административный иск удовлетворен, с Гендугова Р.Ч. взыскано: в пользу МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу задолженность по транспортному налогу за 2015 и 2017 годы в размере 6130 рублей и пени в размере 76 рублей 96 копейки; в доход бюджета - государственная пошлина в размере 400 рублей.
В кассационной жалобе на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 4 февраля 2021 года, Гендугов Р.Ч. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на уплату им транспортного налога за 2017 год, продажу автомобиля Газель, государственный регистрационный знак N Мелашенко В.В. 5 ноября 2014 года и пропуск налоговым органом установленного законом срока обращения в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 года N487-53 "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Законом Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 года N487-53 "О транспортном налоге" установлен транспортный налог и определены налоговые ставки для расчета транспортного налога.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, данные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев
Согласно пункту 20 указанных Правил транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции проверялись доводы Гендугова Р.Ч. о том, что транспортный налог за транспортное средство 270710, государственный регистрационный знак N, за 2015 год не должен им оплачиваться в связи с его продажей в 2014 году, и правильно были признаны несостоятельными, не соответствующими положениям статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку из ответа Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации следует, что указанное транспортное средство было зарегистрировано за Гендуговым Р.Ч. с 2 ноября 2013 года по 15 декабря 2015 года.
Согласно пункту 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 131-ФЗ от 20 октября 2005 года в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 396-Ф3 пункт 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в другой редакции: в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 396-Ф3 положения пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям по исчислению и уплате соответствующего налога за налоговые периоды, начиная с 2016 года.
Таким образом, расчет транспортного налога за 2015 год производился исходя из положений пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 131-ФЗ от 20 октября 2005 года, а за 2017 год - в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 396-Ф3.
Положения пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу применены правильно с учетом даты регистрации транспортных средств на административного ответчика.
Материалами дела установлено, что МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу направила Гендугову Р.Ч.:
-17 октября 2016 года заказным письмом налоговое уведомление N от 12 октября 2016 года об уплате транспортного налога до 1 декабря 2016 года в сумме 4 320 рублей;
-27 февраля 2017 года заказным письмом требование N по состоянию на 8 февраля 2017 года об уплате транспортного налога в срок до 4 апреля 2017 года сумме 1 850 рублей и пени в размере 41 рубль 93 копейки;
-14 июля 2018 года через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление N от 14 июля 2018 года об оплате транспортного налога за 2016-2017 годы в срок до 3 декабря 2018 года в сумме 8 560 рублей;
-11 февраля 2019 года через личный кабинет налогоплательщика требование N по состоянию на 30 января 2019 года об уплате в срок до 5 марта 2019 года транспортного налога в сумме 4 280 рублей и пени в размере 35 рублей 03 копеек.
1 декабря 2016 года за административного ответчика поступила оплата транспортного налога за 2015 год в размере 1 070 рублей.
27 ноября 2018 года за Гендугова Р.Ч. оплачен транспортный налог ФИО5 в размере 4 280 рублей, который засчитан за налоговый период 2016 года.
Судами установлено, что оплаченный 27 ноября 2018 года за Гендугова Р.Ч. транспортный налог ФИО5 в размере 4 280 рублей засчитан МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу за налоговый период 2016 года, что не противоречит закону, поскольку в налоговом уведомлении N от 14 июля 2018 года административному ответчику был начислен транспортный налог за 2016 год в размере 4 280 рублей и за 2017 год в размере 4 280 рублей со сроком оплаты не позднее 3 декабря 2018 года, в квитанции от 27 ноября 2018 года не был указан налоговый период.
Из материалов дела следует, что 12 августа 2019 года мировым судьей судебного участка N 3 Санкт-Петербурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Санкт-Петербурга, по заявлению МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу вынесен судебный приказ N 2а-268/2019-2 о взыскании с Гендугова Р.Ч. недоимки по транспортному налогу за 2015 и 2017 годы в сумме 6 130 рублей и пени в размере 76 рублей 96 копеек, который отменен определением мирового судьи судебного участка N 2 Санкт-Петербурга 5 ноября 2019 года в связи с поступившими возражениями от Гендугова Р.Ч.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма или согласно п. 6 раздела 5 приказа ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" в день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 апреля 2010 года N 468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установилпрезумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.
Положения статей 52 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу соблюдены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 103-Ф3 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен порядок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, в соответствии с которым, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с требованием N по состоянию на 8 февраля 2017 года задолженность по транспортному налогу за 2015 год составляла 1 850 рублей, то есть менее 3 000 рублей.
Задолженность по транспортному налогу, превышающая сумму 3000 рублей, возникла у административного ответчика после выставления административным истцом требования N по состоянию на 30 января 2019 года, которым установлен срок оплаты до 5 марта 2019 года.
К мировому судье судебного участка N 3 Санкт-Петербурга МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу обратилась в течение шести месяцев со дня истечения срока для добровольной оплаты, установленного в требовании N, и 12 августа 2019 года мировым судьей судебного участка N 3 Санкт-Петербурга был вынесен судебный приказ, который отменен определением мирового судьи судебного участка N 3 Санкт-Петербурга 5 ноября 2019 года в связи с поступившими возражениями от Гендугова Р.Ч.
Административное исковое заявление было подано в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа - 20 марта 2020 года, то есть с соблюдением сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гендугова Р.Ч. - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.