Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Городкова А.В, судей Кулешовой Е.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2826/2020 по кассационной жалобе Мохиревой К.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 24 ноября 2020 года (N 33а-4373/2020) по административному исковому заявлению Мохиревой К.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мохирева К.А. обратилась в Вологодский городской суд Вологодской области с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), в котором просила признать незаконным и не порождающим правовых последствий предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 19 февраля 2020 года N 1.
Ссылалась на отсутствие в ее действиях нарушений земельного законодательства, поскольку она имеет право пользования земельным участком, расположенным под домом. Полагает, что дом не мог быть подарен без земельного участка. Действующее законодательство не возлагает обязанность осуществить государственную регистрацию прав на земельный участок.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 30 июля 2020 года признано незаконным предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 19 февраля 2020 года N 1 об устранении Мохиревой К.А. выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 24 ноября 2020 года решение Вологодского городского суда Вологодской области от 30 июля 2020 года отменено. В удовлетворении административного искового заявления Мохиревой К.А. отказано.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 24 ноября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 26 января 2021 года, Мохирева К.А. ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с неправильным применением норм материального и процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Удовлетворяя административные исковые требования Мохиревой К.А, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие ясности и доступности для правильного понимания содержания предписания порождает ситуацию правовой неопределенности между органом публичной власти и лицом, которому предписание адресовано, что, в свою очередь, не соответствует принципу законности в действиях государственных органов. Таким образом, наличие у оспариваемого предписания Управления Росреестра признаков недостоверности и неопределенности в совокупности с обстоятельствами его неисполнимости, являются достаточными основаниями для признания такого предписания незаконным.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение в апелляционном порядке с такими выводами суда первой инстанции не согласился, посчитав их основанными на неправильном применении норм материального права и не соответствующими обстоятельствам административного дела в силу следующего.
Материалами дела установлено, что в период с 17 по 19 февраля 2020 года государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель ФИО10 проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения Мохиревой К.А. предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 8 августа 2016 года.
В результате проверки установлено, что ранее выданное предписание не исполнено, Мохирева К.А. продолжает использовать часть земельного участка, находящегося в государственной собственности, в границах кадастрового квартала N, площадью 119, 55 кв.м. под жилым домом N в "адрес" без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, в связи с чем 19 февраля 2020 года Мохиревой К.А. выдано новое предписание, которым предписано в срок до 21 января 2020 года устранить допущенное нарушение и оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок (акт проверки от 19 февраля 2020 года N).
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле материалами проверки, в том числе, фототаблицами.
Из материалов дела следует, что на основании государственного акта на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного администрацией Семенковского сельсовета Вологодского района Вологодской области на основании постановления администрации Семенковского сельсовета Вологодского района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ N, за Мохиревой К.А. ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", который соответствует участку N площадью 0, 139 га на чертеже границ государственного акта.
На основании межевого плана ООО "Землемер" 7 апреля 2014 года в кадастр недвижимости внесены сведения о границах земельного участка, а также произведен учет изменений его площади, которая составила 1258 кв.м.
Также на основании этого же государственного акта 17 июля 2013 года было зарегистрировано право собственности Мохиревой К.А. на земельный участок с кадастровым номером N площадью 260 кв.м, расположенный по аналогичному адресу, который соответствует участку N площадью 0, 026 га на чертеже границ государственного акта.
На основании межевого плана ООО "Землемер" от 21 октября 2013 года 20 ноября 2013 года учтено местоположение границ и площадь земельного участка, которая составила 310 кв.м.
На основании договора купли-продажи от 4 июля 2017 года N, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района и ФИО5, 7 июля 2017 года за ней было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 230 кв.м, категория - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - индивидуальные жилые дома с участками, расположенный по адресу: "адрес".
26 октября 2017 года земельные участки с кадастровыми номерами N и N были сняты с кадастрового учета в связи с объединением и образованием земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1488 кв.м, на который за Мохиревой В.А. зарегистрировано право собственности.
На основании договора дарения от 28 октября 1993 года, заключенного ФИО7 с Мохиревой К.А. и Шилихиным Н.А, удостоверенного нотариусом Сергеевой Э.Н. от 6 апреля 2004 года за реестровым номером N, Мохирева К.А. и Шилихин Н.А. являются участниками общей долевой собственности на ранее учтенный объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером N площадью 47 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Решением Вологодского районного суда Вологодской области от 15 ноября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 8 февраля 2019 года, Мохиревой К.А. отказано в удовлетворении исковых требований к Шилихину Н.А. о прекращении права общей долевой собственности и признании права собственности на жилой дом с кадастровым номером N.
Сведения о местоположении земельного участка под жилым домом в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В ходе проведенной проверки было установлено, что на земельном участке в кадастровом квартале N расположен одноэтажный жилой дом N N (на схематическом чертеже обозначен под номером 1) площадью 119, 55 кв.м, находящийся в общей долевой собственности. При этом также установлено, что к жилому дому N пристроен трехэтажный дом (обозначенный на схематическом чертеже - ЗЖ, находящийся на земельном участке с кадастровым номером N), в связи с чем визуально дом имеет вид дома переменной этажности.
Как следует из апелляционного определения от 8 февраля 2019 года, сведения о здании, как о едином объекте недвижимости, внесены в кадастр недвижимости на основании технического паспорта по состоянию на 26 октября 2004 года, из которого следует, что жилой дом общей площадью 42, 8 кв.м. состоит из основного строения литер "А" и двух пристроек литер "а" и литер "а1", а также бревенчатого двора-сарая литер "Г" площадью 56, 4 кв.м, 1961 года постройки, являющегося неотделимой частью жилого дома (ситуационный план от 22 сентября 2010 года).
Какие-либо помещения в указанном доме на кадастровом учете в качестве обособленных объектов недвижимого имущества не состоят и самостоятельными объектами права не являются. Зарегистрированные права на помещения в жилом доме в ЕГРН отсутствуют.
На основании определения Вологодского районного суда от 18 июня 2014 год по делу N 2-561/2014 об утверждении мирового соглашения никакие регистрационные действия не производились.
В результате обмера установлено, что площадь земельного участка в границах кадастрового квартала N составляет 695 кв.м.
Таким образом, земельный участок площадью 695 кв.м. и жилой дом N N расположены внутри земельных участков с кадастровыми номерами N, границы которых на местности обозначены заборами и стенами зданий.
Установлена принадлежность Мохиревой К.А. на праве общей долевой собственности здания жилого дома, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером N площадью 282 кв.м. по вышеуказанному адресу.
Сведений о зарегистрированных правах Мохиревой К.А. на вышеуказанный земельный участок, либо на его часть, в ЕГРН не содержится.
Из технического паспорта на жилой дом (инвентарный N) по состоянию на 11 октября 1993 года следует, что он располагается за пределами земельного участка, состоящего из двух контуров и предоставленного Мохиревой К.А. по государственному акту от 6 мая 1995 года N.
Постановление администрации Семенковского сельсовета Вологодского района Вологодской области от 6 мая 1995 года N было выдано на земельный участок, расположенный не под жилым домом с кадастровым номером N.
Права на земельный участок, предоставленный Мохиревой К.А. по государственному акту от 6 мая 1995 года N, были зарегистрированы ранее.
Согласно сведениям ЕГРН в границах кадастрового квартала 35:25:0506018 образован земельный участок с кадастровым номером N, отнесенный к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования личные подсобные хозяйства, расположенный по адресу: "адрес"; поставлен на государственный кадастровый учет 16 июля 2018 года, границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, площадь уточнена в рамках проведения кадастровых работ 3 июля 2018 года и составляет 282 кв.м. Данный земельный участок предоставлен Шилихину Н.А. на основании договора о предоставлении в аренду земельного участка от 4 сентября 2019 года N, о чем в ЕГРН имеется отметка.
Согласно справке от 9 июня 2020 года N администрация Вологодского муниципального района сведениями о том, на каком праве и когда ФИО7 предоставлялся земельный участок под домом по вышеуказанному адресу, на каком праве он владел данным земельным участком до заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ своим детям, не располагает.
Предметом договора дарения являлся жилой дом, расположенный в "адрес". Земельный участок, на котором, как указано в самом договоре, расположен жилой дом, предметом дарения не являлся.
В ходе проведения проверки Мохиревой К.А. каких-либо документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка под жилым домом ей, либо ее отцу, представлено не было.
По состоянию на дату проведения проверки 19 февраля 2020 года в сведениях ЕГРН отсутствует информация о надлежащем оформлении прав на часть земельного участка с кадастровым номером N площадью 119, 55 кв.м. Земельный участок расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером N, в отношении части которого было выдано предписание от 19 февраля 2020 года.
Согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от 11 сентября 2019 года N Мохирева К.А. уведомлена о подписании договора аренды земельного участка с кадастровым номером N со множественностью лиц на стороне арендатора, и необходимости подписать данный договор.
Письмом администрации Вологодского муниципального района от 27 января 2020 года Мохиревой К.А. направлено дополнительное соглашение от 21 января 2020 года о внесении изменений в договор N о предоставлении в аренду земельного участка от 4 сентября 2019 года.
Документы Мохиревой К.А. получены, однако, подписанные экземпляры договоров аренды в Комитет не поступили.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на пользование земельным участком площадью 119, 55 кв.м. у Мохиревой К.А. отсутствуют, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на его использование у нее не возникло.
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457.
В соответствии с пунктом 5.1.1 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор.
Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор, в том числе, за соблюдением требований земельного законодательства.
Согласно пунктам 1, 5 части 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, Управление Росреестра по Вологодской области наделено полномочиями по выдаче предписания по факту нарушений земельного законодательства.
Проанализировав содержание оспариваемого Мохиревой К.А. предписания от 19 февраля 2020 года N 1, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованном выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям закона, принято государственным инспектором в пределах его компетенции по результатам выявленных в ходе проверки нарушений земельного законодательства.
Форма предписания, а также его содержание не противоречат требованиям земельного законодательства, соответствует выявленным в ходе проведения проверки нарушениям, поскольку обязанность использовать земельный участок в соответствии с местоположением границ, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, возложена на собственников земельных участков.
Содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить. Предписание выдано по результатам документарной проверки, проведенной на основании распоряжения о проведении плановой документарной проверки соблюдения земельного законодательства.
Оспариваемое предписание направлено либо на оформление земельного участка либо его освобождение, соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку в совокупности с материалами дела, актом проверки установлено, что земельный участок площадью 119, 55 кв.м. находится в ведении органа местного самоуправлении, является частью земельного участка с кадастровым номером N и используется Мохиревой К.А. при отсутствии оформленных в установленном порядке прав.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 24 ноября 2020 года без изменения, кассационную жалобу Мохиревой К.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 24 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.