Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения (далее - ФКУ) "Военный комиссариат Архангельской области" на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 17 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 28 октября 2020 года по административному делу N 2а-1734/2020 по административному исковому заявлению ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" к руководителю аудиторской группы эксперту филиала ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" "Центр финансов-экономического обеспечения Северного флота" (далее ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ") Трегубову Константину Витальевичу (далее Трегубов К.В.), начальнику филиала ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" Кондратьеву Александру Алексеевичу (далее Кондратьев А.А.), ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" об оспаривании выводов, изложенных в акте от 20 декабря 2019 года, в заключении от 31 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, судебная коллегия
установила:
по результатам комбинированной аудиторской проверки финансово-экономической деятельности ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области", проведенной" в период с 22 октября 2019 г. по 18 декабря 2019 г. на основании приказа начальника филиала ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" от 18 октября 2019 г. N 147 в целях проверки отдельных вопросов состояния финансово-экономической деятельности ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области", руководителем аудиторской группы экспертом (внутренним аудитором) филиала ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" Трегубовым К.В. составлен акт аудиторской проверки от 20 декабря 2019 г. N 9/ВА-2019, в абзацах 10, 11, 12 пункта 1 которого отражены результаты оценки наличия денежных средств в кассе, бланков строгого учета, обеспечения сохранности, согласно которым сохранность при сдаче наличных денег не обеспечивалась, в результате чего сделан вывод о нарушении порядка работы с денежной наличностью вопреки требованиям пункта 7 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства". Предложено определить мероприятия по обеспечению сохранности денежных средств при их доставке.
По заключению начальника филиала ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" Кондратьева А.А. от 31 января 2020 г. на поступившие в его адрес возражения относительно выводов, изложенных в абзацах 10, 11, 12 пункта 1 акта аудиторской проверки от 20 декабря 2019 г. N 9/ВА-2019, выводы по выявленному нарушению изменению не подлежат (абзац 3 и 4 раздела 1 заключения).
Оспаривая правомерность выводов, изложенных в абзацах 10, 11, 12 пункта 1 акта аудиторской проверки от 20 декабря 2019 г. N 9/ВА-2019 и в заключении от 31 января 2020 года, 6 апреля 2020 года ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" обратилось в суд с административным иском к руководителю аудиторской группы эксперту филиала ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" Трегубову К.В, начальнику филиала ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" Кондратьеву А.А. о признании их незаконными. Просило обязать руководителя аудиторской группы эксперта (внутреннего аудитора) филиала ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" Трегубова К.В. внести изменения в акт от 20 декабря 2019 г. N 9/ВА-2019, исключив вышеприведенные указания из абзацев 10, 11, 12 акта выездной аудиторской проверки; обязать начальника филиала ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" Кондратьева А.А. исключить абзац 3 и 4 раздела 1 из заключения от 31 января 2020 г.
В обоснование требований указано, что факты, изложенные в абзацах 10, 11, 12 пункта Акта проверки от 20 декабря 2019 г. N 9/ВА-2019, не являются нарушениями, поскольку пунктом 7 Указания Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У предусмотрено, что все мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег, в том числе по их транспортировке, определяются юридическим лицом самостоятельно. Соответственно, установленный в ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" порядок сохранности при перевозке наличных денег, а именно транспортом, выделенным военным комиссаром Архангельской области, является законным. Необходимость в разработке инструкций по сопровождению и охране также определяется юридическим лицом самостоятельно. Случаи нарушения сохранности денежных средств при транспортировке в банк не зафиксированы в соответствующих протоколах (рапортах) и не доказаны. Считает, что вопреки выводам, изложенным в абзаце 2 оспариваемого заключения от 31 января 2020 г, Инструкция по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 170, не обязывает юридическое лицо определять какие-либо мероприятия. Полагает, что административный истец имеет право самостоятельно разработать и утвердить инструкцию по перевозке и сохранности денежных средств, утвердив ее соответствующим приказом, а также разработать и утвердить инструкцию или мероприятия в своей учетной политике по сохранности наличных денежных средств при доставке их в банк.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного Флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения Северного Флота", в качестве заинтересованного лица филиал ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного Флота" - "3 финансово-экономическая служба" (л.д.33-35).
Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 17 июля 2020 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 28 октября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Ленинский районный суд города Мурманска 22 декабря 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2021 года со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что судами необоснованно не принято во внимание существенное нарушение порядка проведения аудиторской проверки, выразившееся в проведении выездной проверки по месту нахождения субъекта аудита, в то время как такая проверка должна была быть проведена по месту нахождения объекта аудита. Настаивает на том, что мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег, в том числе по их транспортировке, а также необходимость в разработке инструкций по сопровождению и охране определяются юридическим лицом самостоятельно.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Положением о филиале ФКУ "ОСК Северного флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота", утвержденным приказом командующего Северным флотом от 19 декабря 2016 г. N 2439, определено, что филиал, среди прочего, проводит проверки отдельных вопросов финансово-экономической деятельности подведомственных получателей бюджетных средств по планам, утвержденным заместителем командующего флотом (по финансово-экономической работе). Обязанность по организации проведения проверок финансово-экономической деятельности возложена на начальника филиала.
Пунктом 1.2. Положения об осуществлении филиалом внутреннего финансового аудита определено, что субъектом внутреннего финансового аудита является филиал ФКУ "ОСК СФ"-"ЦФЭО СФ".
Объектами внутреннего финансового аудита являются, в том числе, получатели бюджетных средств, финансируемых Центром, находящиеся в подчинении руководителя ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" (пункт 1.3. Положения об осуществлении филиалом внутреннего финансового аудита).
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника филиала ФКУ "ОСК СФ"-"ЦФЭО СФ" от 18 октября 2019 г. N 147, в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. N 105дсп "Об организации и осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Вооруженных Силах Российской Федерации", на основании пункта 9 Плана внутреннего финансового аудита на 2019 г, утвержденного заместителем командующего флотом (по финансового-экономической работе) - начальником финансового- экономической службы Северного флота 27 декабря 2018 г, в целях проверки отдельных вопросов состояния финансово-экономической деятельности ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" в период с 22 октября 2019 г. по 14 ноября 2019 г. (срок проведения проверки был продлен до 18 декабря 2019 г.) проведена комбинированная аудиторская проверка финансово-экономической деятельности ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" с выездом в г. Архангельск. Для проведения проверки назначен эксперт (внутренний аудитор) Трегубов К.В.
Пунктом 3 указанного приказа от 18 октября 2019 г. N 147, а также программой аудиторской проверки, утвержденной начальником филиала ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" Кондратьевым А.А. 18 октября 2019 г, предусмотрено, что выборочная проверка проводится за период с 23 ноября 2018 г. по 30 сентября 2019 г, при необходимости за более ранний период, по вопросам финансово-экономической деятельности ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области", в том числе, проверка наличия денежных средств в кассе, бланков строго учета, обеспечения их сохранности.
По результатам комбинированной аудиторской проверки руководителем аудиторской группы экспертом (внутренним аудитором) Трегубовым К.В. составлен акт аудиторской проверки от 20 декабря 2019 г. N 9/ВА-2019, в пункте 1 которого отражены результаты оценки наличия денежных средств в кассе, бланков строго учета, обеспечения сохранности.
В абзацах 10, 11, 12 данного пункта указано, что сохранность при сдаче наличных денег не обеспечивалась, поскольку проверкой установлено, что для доставки денежных средств выделялся служебный автотранспорт с водителем, однако в указанные дни сдачи наличных денег, путевые листы на служебный автотранспорт не выписывались, инструкции по сопровождению и охране в ходе проверки представлены не были, в связи с чем сделан вывод о нарушении порядка работы с денежной наличностью в нарушение пункта 7 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", с чем согласился и начальник филиала ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" Кондратьев А.А. в заключении от 31 января 2020 г. на поступившие в отношении названного акта возражения, указав, что для обеспечения сохранности денежных средств, исключения возможности противоправных действий в отношении должностных лиц финансового отделения, военный комиссар обязан определить мероприятия, установленные Банком России, разработать соответствующие инструкции и утвердить их приказом по учреждению.
Выводы должностных лиц, изложенные в названных актах, оспариваются административным истцом в настоящем деле.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 61-ФЗ от 31 мая 1996 года "Об обороне", Федерального закона N "84-ФЗ от 10 июля 2002 года "О центральном банке Российской Федерации", Порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами, а также упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, определенного Указанием Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У, Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г..N 170, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из того, что административным истцом с целью фактического выполнения Указаний Банка России от 11 марта 2014 г..N 3210-У при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке наличных денег, с учетом положений пунктов 56, 64 и 65 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 4 апреля 2017 года N 170, должна была быть разработана инструкция, регламентирующая финансовую деятельность военного комиссариата, в том числе в части мероприятий по хранению, транспортировке наличных денег, и утверждена приказом руководителя юридического лица, в то время как на момент проверки в ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" утвержденный порядок сопровождения и охраны денежных средств отсутствовал, установив, что выездная комбинированная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" была проведена уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями распорядительных актов командующего Северного флота и ФКУ "ОСК
Северного флота", выявленные в ходе проверки нарушения отражены в соответствующем акте, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемых решений незаконными.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, совокупность которых в данном деле установлена.
Пунктом 7 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Приказом Министра обороны РФ от 20 февраля 2014 г. N133 "Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета" утвержден перечень подведомственных Министерству обороны Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета, в числе которых указано ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области".
Статьей 34 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами, а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства определен Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У.
Пунктом 1 настоящего Указания установлено, что получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются настоящим Указанием, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 7 Указания мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
Поскольку суды установили, что приказ аудиторской проверки и утверждение программы аудиторской проверки были изданы надлежащим должностным лицом и в рамках предоставленных ему полномочий, филиал ФКУ "ОСК СФ" - "ЦФЭО СФ" наделен полномочиями на проведение аудиторской проверки в отношении ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области", при этом на момент проверки в учреждении утвержденный порядок сопровождения и охраны денежных средств в нарушение Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У отсутствовал, оснований полагать ошибочным их вывод о правомерности оспариваемых актов, не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
При этом не могут служить основанием к отмене судебных актов и доводы кассационной жалобы о необходимости проведения аудиторской проверки по месту нахождения объекта аудита, поскольку, как верно отмечено судами, в соответствии с подпунктом "в" пункта 33 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 марта 2014 г. N 193, Приложением N 2 к приказу Министра обороны РФ от 17 февраля 2017 г. N 105дсп, комбинированные проверки проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 17 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 28 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Архангельской области" - без удовлетворения.
Решение Ленинского районного суда города Мурманска от 17 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 28 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 3 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.