Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А, судей: Рогачевой В.В, Фуганова Д.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Кузнецовой Н. С. к казенному учреждению Вологодской области "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде) об отмене решения, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе казенного учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 15 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузнецова Н.С. обратилась с исковым заявлением в суд, мотивируя тем, что решением казенного учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде) (далее - КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде)) от 05.03.2020 ей отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине отсутствия справки о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до трех лет за август и сентябрь 2020 года.
Требование о предоставлении справки о выплаченной ежемесячной компенсации в адрес истца не поступало. Также ответчик не уведомил о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований.
Ссылаясь на необоснованность отказа, а также на то обстоятельство, что Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" не содержит требований о предоставлении справки о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до трех лет, Кузнецова Н.С. просит суд отменить решение КУ ВО "Центр социальных выплат" N2525/15555 от 05.03.2020, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, 252 рубля 14 копеек - расходы на отправление почтовых писем в адрес ответчика, 86 рублей - расходы на отправление почтовых писем в адрес Департамента социальной защиты Вологодской области, 89 рублей и 95 рублей 50 копеек - расходы на отправление почтовых писем в адрес Вологодского городского суда, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а также штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 11.06.2020 исковые требования Кузнецовой Н.С. к казенному учреждению Вологодской области "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде) об отмене решения, взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 15 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое решение, которым постановлено:
Признать незаконным решение казенного учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде) от 05.03.2020 N2525/15555 об отказе в предоставлении МСП "Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Кузнецовой Н.С.
Обязать казенное учреждение Вологодской области "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде) в установленном порядке и сроки повторно рассмотреть заявление Кузнецовой Н.С. от 19.02.2020 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Взыскать с казенного учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде) в пользу Кузнецовой Н.С. компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, почтовые расходы в размере 686 рублей 48 копеек, расходы по уплате госпошлины в размере 450 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам его незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены апелляционного определения.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебного постановления в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций допущено не было.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно подп. "д" пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).
Согласно подп. "д" пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
Отсутствие у граждан доходов согласно пункту 48 Методических рекомендаций (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1037/пр) и Минтруда России N 857 подтверждается документами об отсутствии выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат (для имеющих статус безработного), справкой об отсутствии стипендии (для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения) либо документами, подтверждающими принадлежность гражданина к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства (лица, содержащиеся под стражей; находящиеся в розыске; находящиеся на длительном стационарном лечении; матери, осуществляющие уход за ребенком до трех лет; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и получающие компенсационные выплаты по уходу; беременные женщины со сроком беременности не менее 28 недель; многодетные матери (отцы), воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей).
Таким образом, законом предусмотрена прямая обязанность заявителя представить сведения о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.С. обратилась в КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде) с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Решением КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде) N от 05.03.2020 Кузнецовой Н.С. отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что предоставлено недостаточно документов, а именно не представлена справка Кузнецовой Н.С. о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до трех лет за август и сентябрь 2020 года.
Исходя из сопроводительного листа КУ ВО "Центр социальных выплат" 10.03.2020 в адрес истца направлено повторно решение об отказе в назначении субсидии, в связи с допущенной в нем опиской в периоде: правильно считать период как "август и сентябрь 2019 года".
Как следует из письма Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 25.05.2020 Кузнецовой Н.С. в период с 01.08.2019 по 31.01.2020 выплачена компенсационная выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в размере 93 рубля 92 копейки, из них 57 рублей 50 копеек за август 2019 года, 36 рублей 42 копейки за сентябрь 2019 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что у уполномоченного органа отсутствовала обязанность по приостановлению рассмотрения заявления, а также по запросу сведений о доходах заявителя.
Апелляционная инстанция признала выводы суда первой инстанции находит ошибочными.
Так, в соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" при наличии у уполномоченного органа возможности, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, получить сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, расчета их размеров, сравнения размера предоставляемой субсидии с фактическими расходами семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, граждане освобождаются по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.
Документы, предусмотренные пунктами 8, 8(1), 9, 27 и 48 настоящих Правил, могут представляться в уполномоченные органы в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" и Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае, если в субъекте Российской Федерации создан такой портал) или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе (пункт 13 вышеуказанного Постановления Правительства РФ).
Рассмотрение уполномоченным органом заявления о предоставлении субсидии приостанавливается не более чем на один месяц, в случае если по истечении 10 дней со дня получения заявления или документов в виде электронного документа (пакета документов) заявитель не представил всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган уведомляет заявителя о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований приостановления (пункт 13(2) вышеуказанного Постановления Правительства РФ).
В случаях, указанных в пункте 13(2) настоящих Правил, днем подачи заявления о предоставлении субсидии считается день, когда заявителем представлены все документы, указанные в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил (пункт 13(3) вышеуказанного Постановления Правительства РФ).
Если в течение указанного в пункте 13(2) настоящих Правил срока приостановки рассмотрения заявления о предоставлении субсидии заявителем не представлены в уполномоченный орган требуемые документы, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении субсидии и сообщает об этом заявителю в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований отказа (пункт 13(4) вышеуказанного Постановления Правительства РФ).
Согласно пункту 16 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1037/пр, в случае возникновения у уполномоченного органа сомнений в подлинности представленных заявителем (пункты 8, 8(2), 9, 27 и 48 Правил) документов, полноте и достоверности содержащихся в них сведений рекомендуется уполномоченному органу провести их проверку путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.
Проанализировав вышеуказанные положения законодательства, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда пришла к выводу, что уполномоченный орган должен был уведомить Кузнецову Н.С. о необходимости предоставления дополнительных документов, необходимых для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, либо запросить недостающие сведения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
При этом вышеперечисленные нормы законодательства о запросе в порядке межведомственного информационного взаимодействия в связи с неполным предоставлением истцом документов, действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Доказательств, подтверждающих, что КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде) уведомил Кузнецову Н.С. о необходимости представить недостающий документ, в материалы дела не представлено.
Таким образом, оспариваемое решение КУ ВО "Центр социальных выплат" от 05.03.2020 нельзя признать законным и обоснованным, так как нарушает право Кузнецовой Н.С. на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя судебная коллегия полагает необходимым обязать КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по г. Вологде) в установленном порядке и сроки повторно рассмотреть заявление Кузнецовой Н.С. от 19.02.2020 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения прав Кузнецовой Н.С, апелляционная инстанция пришла к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов о незаконности выводов суда апелляционной инстанции в части обоснованности взыскания компенсации морального вреда, судебная коллегия исходя из доводов кассационной жалобы не находит оснований для отмены апелляционного определения.
В остальной части выводы судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда, основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу казенного учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.