Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Белинской С.В, судей Шкарупиной С.А, Фуганова Д.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2379/2020 по исковому заявлению Дремлюга Е. П. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности включить капитальный ремонт крыши дома и внутридомовых инженерных сетей водоотведения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и обеспечить его финансирование; к Правительству Республики Коми о возложении обязанности утвердить краткосрочный план в новой редакции, по кассационной жалобе Дремлюга Е. П. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шкарупиной С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дремлюга Е.П. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар", Правительству Республики Коми, в котором просила возложить на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность по включению капитального ремонта крыши и внутридомовых инженерных сетей водоотведения "адрес" в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов со сроком проведения в 2020 году и обеспечить его финансирование, а обязанность утвердить краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2018-2020 годы в новой редакции - на Правительство Республики Коми.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Некоммерческая организация Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Управление ЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар", ООО "Жилобслуживание", Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Дремлюга Е.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Дремлюга Е.П. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Дремлюга Е.П. ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение. В доводах жалобы заявитель, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, полагает, что с учетом её имущественного положения суд обязан был провести по делу строительную экспертизу за счет средств соответствующего бюджета. Также считает, что ею представлены доказательства, свидетельствующие о наличии неотложной потребности в проведении спорного капитального ремонта. Ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, полагает, что при наличии региональной программы ремонта общего имущества в многоквартирных домах краткосрочный план реализации проведения капитального ремонта должен содержать ту же очередность проведения капитального ремонта и в пределах установленного в региональной программе срока.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, Дремлюга Е.П. является собственником "адрес".
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО "Жилобслуживание".
Многоквартирный "адрес" включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 572.
Согласно данной программе в 2018 году в доме был запланирован ремонт крыши, систем электроснабжения, водоотведения; в 2019 году - ремонт подвальных помещений; в 2020 году - ремонт фасада, систем отопления и холодного водоснабжения; в 2021 году - ремонт системы горячего водоснабжения; в 2030 году - ремонт фундамента.
Постановлением администрации АМО ГО "Сыктывкар" от 10 августа 2017 года N 8/2770 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2018-2020 годы согласно приложению.
С учетом изменений, внесенных в данное постановление постановлениями от 01.06.2018 N 6/1404, от 03.10.2018 N 10/2604, от 12.11.2018 N 11/2963, от 19.06.2019 N 6/1825, от 21.01.2020 N 1/120, "адрес" включен в краткосрочный план на 2018 год по виду работ - ремонт системы электроснабжения, на 2020 год - ремонт фасада.
Многоквартирный "адрес" включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 03 октября 2017 года N521, по видам работ: ремонт систем электроснабжения (2018 год) и ремонт фасада (2020 год).
При этом ремонт крыши и системы водоотведения дома, предусмотренные региональной программой к проведению в 2018 году, в краткосрочный план не включены.
Собственниками помещений "адрес" было проведено общее собрание собственников помещений "адрес", на котором 22 октября 2019 года принято решение о проведении капитального ремонта крыши и внутридомовых инженерных сетей водоотведения дома в 2020 году за счет средств фонда капитального ремонта.
В целях определения необходимости проведения капитального ремонта крыши и внутридомовых инженерных сетей водоотведения Дремлюга Е.П. обратилась в Фонд Республики Коми капремонта МКД с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения такого капитального ремонта.
Решением Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, оформленного протоколом от 28 ноября 2019 года N 240, многоквартирный дом "адрес" признан требующим капитального ремонта в части ремонта крыши и внутридомовой инженерной системы водоотведения в предусмотренные Региональной программой сроки.
Однако УЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар" в письме от 12 декабря 2019 года уведомило Дремлюга Е.П. о невозможности включить заявленные виды работ по капитальному ремонту в краткосрочный план на 2020 год ввиду отсутствия денежных средств, необходимых для их финансирования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Дремлюга Е.П. о возложении на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности включить капитальный ремонт крыши и внутридомовых инженерных сетей водоотведения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, обеспечить его финансирование, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми", Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 58-РЗ "О региональном операторе Республики Коми", Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 572, Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N574, регулирующими спорные правоотношения, правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N10-П, исходил из отсутствия доказательств, объективно подтверждающих наличие неотложной потребности в таком капитальном ремонте, равно как и доказательств, свидетельствующих об опасности проживания в доме в силу износа его конструктивных элементов, истцом не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований Дремлюга Е.П. к Правительству Республики Коми о возложении обязанности утвердить краткосрочный план в новой редакции, суд исходил из того, что действия Правительства Республики Коми по утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта в соответствии с действующим Порядком напрямую связаны с действиями администрации МО ГО "Сыктывкар" по разработке и утверждению муниципальных программ капитального ремонта.
Также суд первой инстанции указал, что включение в краткосрочный план реализации капитального ремонта на 2020 год строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши и системы водоотведения "адрес" приведет к значительному (на 9 000 000 рублей) увеличению размера заимствований Фондом Республики Коми капремонта МКД средств собственников помещений в других домах, требующих капитального ремонта, и нарушению, тем самым законных интересов последних.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Из предписаний подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, федеральный законодатель определилосновные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 статьи 168, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми установлены Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми".
Реализуя установленные названным Законом Республики Коми полномочия, Правительство Республики Коми постановлением от 30 декабря 2013 года N 572 утвердило региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, основной целью которой является организация и планирование проведения капитального ремонта, а ресурсным обеспечением - средства собственников помещений в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574 утвержден Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Как установлено судами и указано выше, многоквартирный "адрес" включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 572.
Данной программой предусмотрено проведение в 2018 году в указанном доме ремонта крыши, систем электроснабжения, водоотведения ремонт крыши, систем электроснабжения, водоотведения. Вместе с тем, данные работы не были включены в краткосрочный план реализации региональной программы.
Между тем, в силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Установленный Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми" порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу вышеприведенных положений законодательства недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
При такой ситуации истец как собственник жилого помещения в многоквартирном доме вправе требовать от регионального оператора выполнения предусмотренного региональной программой ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом оснований для возложения в судебном порядке на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности по включению капитального ремонта крыши и внутридомовых инженерных сетей водоотведения "адрес" в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов со сроком проведения в 2020 году и обеспечению его финансирование, равно как на Правительство Республики Коми обязанности утвердить краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2018-2020 годы в новой редакции в судебном порядке не имеется.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных Дремлюга Е.П. исковых требований.
Кассационная жалоба Дремлюга Е.П, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
При проверке материалов дела и доводов кассационной жалобы судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не установлено нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Дремлюга Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.