Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А, судей: Шевчук Т.В, Лепской К.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Пискуновой В. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе Псковской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Пискуновой В. В. на решение Островского городского суда Псковской области от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 1 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пискунова В.В. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе псковской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование иска пояснила, что на ее обращение от 30 августа 2019 года решением пенсионного органа от 12 декабря 2019 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с не предоставлением документа, удостоверяющего личность и наличие гражданства Российской Федерации. Отказ в назначении пенсии считала незаконным, ограничивающим реализацию права на пенсионное обеспечение по возрасту, поскольку представленный ею паспорт гражданина СССР образца 1974 года, несмотря на отсутствие фотографии по достижении 45 - летнего возраста, в силу действующего законодательства является действительным и подтверждает личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству. Произвести замену паспорта гражданина СССР образца 1974 года она не желает по религиозным убеждениям. Ссылаясь на статьи 7, 17, 19, 39 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", пенсионное законодательство, просила суд признать отказ незаконным и назначить страховую пенсию по старости с 5 сентября 2019 года.
Решением Островского городского суда Псковской области от 18 мая 2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 1 сентября 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Пискунова В.В. просит об отмене названных судебных актов как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 12 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет.
В силу части 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 53 Перечня в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст и гражданство Российской Федерации, предусмотрен паспорт гражданина Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на обращение Пискуновой В.В. от 30 августа 2019 года решением пенсионного органа от 12 декабря 2019 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность и наличия гражданства Российской Федерации.
Из содержания решения усматривается, что для назначения пенсии Пискуновой В.В. в качестве документа, удостоверяющего ее личность, представлен паспорт гражданина СССР образца 1974 года, который пенсионным органом не принят в качестве документа, удостоверяющего личность заявителя ввиду его недействительности по причине отсутствия оформления фотографии по достижении возраста 45 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N232 установлено, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации.
При этом конкретные сроки замены паспорта гражданина СССР данным Указом не определены.
Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N1325, паспорт гражданина СССР образца 1974 года был назван в числе документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации, если паспорт содержит либо указание на гражданство Российской Федерации, либо вкладыш, свидетельствующий о наличии гражданства, либо штамп прописки по месту жительства, подтверждающий постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 года (подпункт "д" пункта 45 Положения).
Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N1226 в пункт 45 названного Положения внесены изменения, которые исключают паспорт гражданина СССР образца 1974 года из числа документов, удостоверяющих гражданство России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно пункту 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения предусмотрен срок действия паспорта гражданина Российской Федерации: от 14 лет - до достижения 20-летпего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижению 20- летнего и 45- летнего возраста паспорт подлежит замене.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" Министерству внутренних дел Российской Федерации предписывалось осуществить до 1 июля 2004 года поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.
Следовательно, документом, удостоверяющим личность гражданина и гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Судом установлено, что паспорт Пискуновой В.В. выдавался в соответствии Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года N 677, когда срок действия паспорта не ограничивался. По достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста органами внутренних дел в паспорта вклеивались новые фотографические карточки, соответствующие этим возрастам. Паспорта, не имевшие таких фотографических карточек, являлись недействительными (п. 5 Положения о паспортной системе в СССР).
В силу статьи 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего закона.
Таким образом, если паспорт образца 1974 года выдан в соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года N 677, оформлен надлежащим образом, в частности, содержит фотографические карточки гражданина по достижении им 45-летнего возраста на день вступления в силу Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" - 1 июля 2002 года, вкладыш к паспорту, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации, то он является действительным до даты его фактической замены и может удостоверять личность гражданина Российской Федерации.
Поскольку паспорт гражданина СССР образца 1974 года, предъявленный Пискуновой В.В. в пенсионный орган для назначения страховой пенсии по старости, не содержит фотографической карточки по достижению истцом 45-летнего возраста, то, исходя из Положения о паспортной системе в СССР, он является недействительным и не может расцениваться как документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации в целях реализации права на пенсионное обеспечение, исходя из требований, предъявляемых к такому документу действующим законодательством.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований истца у суда не имелось.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 сентября 2019 года N2293-О, установление требования о предоставлении лицом в рамках реализации его пенсионных прав в качестве гражданина Российской Федерации органу, уполномоченному осуществлять назначение страховой пенсии, паспорта гражданина Российской Федерации как документа, введенного в действие в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"), включая право на пенсионное обеспечение, не может, тем более с учетом требований действующего законодательства к содержанию паспорта гражданина Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"), не допускающих возможности наличия в паспорте гражданина символики, оскорбляющей религиозные чувства граждан, рассматриваться как направленное на игнорирование и нарушение права свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, как оно гарантировано Конституцией Российской Федерации (статьи 14, 19 (части 1 и 2) и 28), а также как нарушение иных конституционных прав.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы истца по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы истца, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Островского городского суда Псковской области от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 1 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пискуновой В. В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.